Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.
Submitted by Лилия Николаевна Печенова on чт, 28/02/2013 - 13:06
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Ребята садятся за парты)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.
Устный счёт
Решим задачи, представленные на слайде.
Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня совершим увлекательное путешествие в мир математики, узнаем много нового, будем решать задачи, примеры, даже научимся колдовать, но будем помнить о том, что без точного счета не сдвинется с места любая работа.
IV.Подготовка к основному этапу урока.
- Как связаны между собой числа первой и второй строк? (Слайд)
1 2 3 4 5 . . .
1 4 9 16 25 . . .
- Правильно, молодцы, каждое число первой строки, умноженное само на себя, составляет новую строку.
- Пользуясь найденной закономерностью – продолжите на три числа каждый ряд.
- Чем отличается первый ряд от второго? (однозначные, двузначные)
- Назовите самое большое однозначное число. (9)
- Я важней всех потому, что запутать вас могу,
Если я перевернусь, то другою окажусь. (В руках 6 и 9)
- Что можете сказать о числе 9?
- Число 9 обладает таинственной силой.В одни времена – доброй, в другие - недоброй. «У девяти не будет пути» - говорили в древности. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», в «тридесятом государстве».
У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Наверное, потому, что 9 – самое большое из натуральных чисел, оно стало в науке о числах – нумерологии – символом материального успеха.
V.Открытие детьми нового знания.
- Продолжите ряд.(Слайд).
9, 18, 27, 36, 45, 54, …, …, …., ….
- Что можете сказать об этом ряде чисел?
- Что общего у всех чисел данного ряда?
- Пользуясь этим рядом чисел – составим произведения, первый множитель которых равен 9.(Слайд).
9 х 2 = 18 9 х 3 = 27 9 х 4 = 36 9 х 5 = 45 9 х 6 = 54
9 х 7 = 63 9 х 8 = 72 9 х 9 = 81 9 х 10 = 90
- Что у нас получилось? (таблица умножения 9)
- Какие произведения вы встречаете впервые? (9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90).
- Откройте учебник на стр. 77. Какую новую таблицу вам предлагает Знайка?
- Прочитайте второй пример? (81 : 9).
- Назовите ответ. Почему?
- Почему в этой таблице всего два примера?
- Какое чудо произошло – мы познакомились с последней таблицей умножения.
VI.Физминутка
Руки вверх поднимем – раз.
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 9 раз.
VII.Закрепление знаний.
- Запишем три выражения в первый столбик:
Делимое 63, делитель 9, частное?
Частное чисел 72 и 9?
81 уменьшите в 9 раз.
- Что общего в выражениях?
- Во второй столбик запишите произведения частного и делителя.
63 : 9 = 7 7 х 9 = 63
72 : 9 = 8 8 х 9 = 72
81 : 9 = 9 9 х 9 = 81
……. ……
- Продолжите каждый столбик.
- Что скажите об этих выражениях?
- Что можете сказать о действиях умножения и деления?
- Молодцы!
- Подул ветер и перепутал все примеры. Сгруппируйте и разделите их на столбики по общему признаку.(Слайд)
9 х 6 1 х 8 1 х 6
0 х 7 9 х 4 9 х 9
0 х 5 1 х 3 0 х 9
-Отлично и с этим заданием вы справились.
- Снежная Королева 36 больших снежинок и 45 маленьких разложила поровну в 9 коробок. Сколько снежинок будет в каждой коробке?
- Что известно?
- Что спрашивается?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем первым действием? Вторым?
(решение с другой стороны доски, самопроверка и самооценивание)
- А кто может предложить другое решение этой задачи?
(3 действия, кто справится быстрее – разноуровневые задания)
- Молодцы!
- Дети, как вы думаете, могут ли наши пальчики помочь нам в запоминании таблицы?
- А сейчас мы попробуем поколдоватьи ваши пальчики превратятся в калькулятор. Проверим?
- Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков:
(с мизинца левой руки по порядку от 1 до 10)
- Чтобы умножить на 9, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа – вторую цифру (единицы). Проверим: 2 х 9 = 18, 7 х 9 = 63, 9 х 9 = 81.
VIII. Контроль и самоконтроль.
- Сейчас я буду называть вам примеры, а вы запишите только ответы.
3 х 9, 9 х 9, 27: 9, 45: 9, 8 х 9, 4 х 9, 63: 9, 81: 9.
- Какой последний ответ?
- Цифра 9 не прощается с вами. Дома вам необходимо выучить таблицу умножения 9 и составить таблицу деления на 9.
IХ. Подведение итогов и рефлексия. Оценивание.
- Чем занимались на уроке?
- Что узнали нового?
Х. Выставление оценок учителем.
- А теперь вы сами оцените свою работу на уроке – выберите нужную картинку (карточка для рефлексии).(Слайд.)