Реферат на тему:
«Миссия педагога»
Выполнила:
Краснова Алиса Ананьевна,
учитель физики МБОУ
«СОШ №22» г.Чебоксары
Чебоксары, 2013 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..стр.3
ГЛАВА 1. История возникновения и становления педагогической профессии. …………………………………………………………………………..…….стр.6
ГЛАВА 2. Плеяда великих педагогов……………………………….…….стр.8
ГЛАВА 3. Мудрецы об учителях………………………………..……….стр.12
ГЛАВА 4. Отношение государства к учителю………….………..……..стр.14
ГЛАВА 5. Учим, развиваем, воспитываем………………………………стр.15
ГЛАВА 6. Образ идеального учителя…………………………..……….стр.17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.17
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..………..……..стр.22
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время я часто задумываюсь о том, правильно ли я живу, имею ли я право работать учителем, а именно учителем физики…
Когда я прихожу в школу, увидев пытливые взгляды учащихся, мое настроение повышается, я с удовольствием веду уроки. Вижу, что им интересно получать новые знания, в такие минуты я думаю, что не зря судьба распорядилась так, что я выбрала эту благородную профессию. Это прекрасно, когда дети любят твой предмет, понимают его, становится нужным при выборе профессии. К сожалению, бывают и такие моменты, когда мне становится горько на душе, что могла бы делать свое дело на более высоком уровне, но не всегда все так гладко получается. И «меня начинают терзать смутные сомнения».
В чем заключается миссия педагога? По мнению всемирной организации ЮНЕСКО, миссия учителя заключается в том, чтобы: научить получать знания, научить работать и зарабатывать, научить жить, научить жить вместе. Учителя могут быть разными, но у всех одна миссия.
С давних времен учителя своим мастерством зажигают сердца учеников и воспитанников. Только человек с тонкой душой и горячим сердцем может донести до юных умов важное, значимое, нужное, помогая добрым словом, мудрым советом, выбором жизненного пути.
Будущее государства – это экономика, бизнес, культура, наука зависят от фундамента, который закладывается в школе, пополняется и углубляется в системе профессионального обучения.
Говорят, что учителем нужно родиться, что призвание быть педагогом дается свыше. Но учитель такой же человек, как и другие люди: со своими достоинствами и недостатками. Разные бывают учителя: талантливые и с более скромными дарованиями, добросердечные и не очень. Ясно одно, что в этой профессии ты - вечный ученик. Учителю нужно всегда двигаться вперед. Удивительно, что учителей можно узнать везде. Среди учителей бытует выражение: «Учитель – это даже не профессия, учитель – это диагноз». Учитель – это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Тем, кто выбрал для себя профессию учителя, приходится невероятно трудно в течение всего пути, потому что стремиться сделать счастливым других и быть способным хотя бы на время забыть о своих интересах – это сложно.
В настоящее время в школе работают, в основном, люди предпенсионного и пенсионного возраста, в основном, это люди, преданные этой профессии. Молодежь сегодня не хочет идти в школу в первую очередь потому, что эта работа является малооплачиваемой, считается непрестижной, и все понимают, что она – трудна и опасна. Когда некоторые агрессивные ученики ведут себя неадекватно в школе, как, например, в школе №49 города Чебоксары, и могут избить молодого учителя, снимая при этом весь процесс на видео, а затем выложить в социальных сетях. Когда разъяренные родители могут прийти в школу и без зазрения совести избивают учителя на глазах учащихся, как, например, учителя орловской средней школы №28 Людмилу Васильевну Гольцову (http://myorel.ru/prgazeta/?article=10663). К сожалению, такие случаи повторяются с устрашающей последовательностью, и средства массовой информации часто приводят такие факты.
Жаль, что наше общество больное. Нужно приложить массу усилий, чтобы оздоровить его, а это может сделать только учитель. Я понимаю, что работать в школе сложно, особенно молодежи, но я думаю, что молодежи найти общий язык с детьми проще. Надеюсь, что государству нужны грамотные специалисты, если обращают внимание на качество образования не только в школах, но и в вузах, и заработную плату повысят на столько, что учитель не стыдился говорить о своей заработной плате и не искал подработку в другом месте. Понятие «учитель» - понятие святое. Это очень древняя, массовая и уникальная профессия. У каждого нормального человека со словом «учитель» связано что-то такое очень важное и фундаментальное, что потом становится основой нашей взрослой жизни. Я думаю, что если в школе будут работать достойные уважения учителя, понимающие свою миссию, и желающие посвятить себя этому благородному ремеслу, наше общество духовно может оздоровиться.
Цельданной работы – изучить миссию педагога для того, чтобы знать и понимать всю прелесть и сложность учительского самоотверженного труда.
Для этого я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Рассмотреть историю возникновения и становления педагогической профессии;
2) Изучить вкратце творчество великих педагогов, начиная с древности;
3) Найти и прочитать высказывания мудрецов об учителях.
4) Изучить отношение государства к учителю
5) Попробовать ответить на вопрос: «Каким должен быть идеальный учитель?»
6) Сделать выводы о миссии педагога.
Глава 1. История возникновения и становления педагогической профессии.
Профессия – древняя, массовая и уникальная профессия. Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный опыт не передавался из поколения в поколение.
Исследования историков педагогической науки и практики подтверждают, что учителя появились во времена древних государств Вавилон, Ассирия, Шумер, Аккад, т.е. примерно за 4 тыс. лет до нашей эры.
Еще в глубокой древности, когда люди тяжким трудом добывали пищу, дети, с ранних лет усваивали знания об охоте, собирательстве ягод, грибов и др. и овладевали различными умениями и навыками. По мере совершенствования орудий труда появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Они были хранителями огня и присматривали за детьми.
Появилось разделение труда, орудия труда становились более сложными. Нужно было передавать умения и навыки, чем и занялись старейшины, единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. Еще в XX в. до н.э. в Китае существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." [Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.]. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас называют уважительно - Учитель.
Глава 2. Плеяда великих педагогов.
Начну с великого педагога Конфуция. Конфуций (551-179 гг. до н.э.). В своих размышлениях с учениками он указывает, что «Учиться и не размышлять – напрасно тратить время, а размышлять не учась – опасно». «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца». Стабильность общества, согласно Конфуцию, покоилась на воспитании. Наилучшим правителем в Древнем Китае считался тот, кто менее всего заметен, мудро направляет события в их естественное русло. Не случайно, одним из самых страшных проклятий в древнекитайском обществе было «жить в эпоху великих перемен».
Продолжу список великих педагогов: Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Плутарх, Иоанн Златоуст.
Иоанн Златоуст считал, что главной задачей школы является наставить душу и формировать личность. Он предлагал христианские методы воспитания с учетом античной традиции: наставление и беседа, увещевание, совет, предостережение, исключающие авторитарные методы давления и принуждения.
Марк Туллий Цицерон определял сущность человека понятием «гуманность». Он считает, чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты совершенного человека по Цицерону: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток – эгоизм.
Ян Амос Коменский (1592-1670) – великий чешский мыслитель, педагог, общественный деятель. Вопросы воспитания и обучения рассматривал в неразрывном единстве. Он считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребенка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Цель воспитания видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.
Иоганн Генрих Песталоцци. Его основные методические приемы обучения грамоте, счету и письму стали в настоящее время достоянием мировой науки. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Подобно ряду других педагогов, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию.
По мнению немецкого педагога-демократа Адольфа Дистервега хороший учитель в совершенстве должен владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. На уроке должна царить атмосфера бодрости, а энергичное преподавание должно будить умственные силы учащихся, укреплять их волю и характер. «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» - писал он, призывал учителей быть строгими, требовательными и в то же время справедливыми, завоевывать авторитет у своих учеников, проявлять активную гражданскую позицию и иметь прогрессивные убеждения.
Фридрих Ницше. По мнению Ницше, цель определяет сущность образования. Быть образованным – значит жить высшими духовными интересами. Основа подлинной культурности – постоянное стремление к самосовершенствованию, глубокое недовольство собой. Умение освобождаться от всего, что мешает исполнять долг, следовать своей цели.
Сергей Радонежский. Основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован православной церковью. Обладал высочайшим моральным авторитетом учителя, наставника. Благословил князя Дмитрия на борьбу с татаро-монгольским игом, способствовал укреплению авторитета монастырей как очагов образования.
Симеон Полоцкий. Учитель царевичей Алексея, Федора, царевны Софьи, автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь рифмотворная». Главную задачу воспитания возлагал на родителей. Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др.
Ломоносов Михаил Васильевич. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное и наглядное обучение. Цель просвещения по Ломоносову: научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Развивать нужно не только разум, но и ум, направленный на творчестве.
Пирогов Николай Иванович. Основные дидактические принципы: осмысленность обучения, активность и наглядность.
Ушинский Константин Дмитриевич. Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Современные педагоги должны найти в себе моральные силы, знание, мудрость, чтобы исполнить задачу духовного возрождения личности.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Лев Николаевич Толстой, который в своем имении Ясная Поляна в начальной школе для детей крестьян практически реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. В его трудах прослеживается интересная мысль о педагогической совместимости воспитателя и воспитанника: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик». (Толстой, Л.Н. Общие замечания для учителя / Л.Н. Толстой. Учитель: Статьи. Документы. Педагогич. поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Д.Л. Брудный. – М.: Политиздат, 1991. – с.95.). Удивительно само название произведения – «Общие замечания для учителя». Замечания общие, а налицо мысль о необходимости индивидуального подхода, при этом не разрушить личность, не навредить, не испугать, а бережно сохранить то прекрасное, что дано природой. Даже и не стоит отдельно говорить о том, что нужно любить ученика: само построение фразы говорит о любви, внимании и уважении. И всему этому учителю нужно постоянно учиться, как нам надлежит учиться педагогической мудрости Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученику. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Макаренко Антон Семенович. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: « Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
Глава 3. Цитаты об образовании и труде учителя.
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он также, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества.
Приведу несколько высказываний философов, педагогов, политиков и др. об учителе, его долге, роли в жизни общества. Итак, цитаты об учителях.
1.Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. (Авиценна).
2.Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Н.А.Некрасов).
3. Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники (О.Бисмарк).
4. …Кто желает, чтобы народ был счастлив и воспитывался успешно, тот должен признать и неизбежным условием к достижению этой цели воспитывался успешно, тот должен признать первым и неизбежным условием к достижению этой цели воспитание и образование учителей, а также такое их положение, которое соответствовало бы их важной обязанности… Хотите вы позаботиться о своих детях, позаботьтесь о процветании тех, кому вверено их воспитание! (А.Дистервег).
5. Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей учит бедствующий человек… Можно ли поручить детей человеку удрученному? Моно ли забыть, какое излучение дает горе? (Из криптограммы древнего Востока).
6. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А. Дистервег).
7. Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (В.Ключевский)
8. Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими (Константин Кушнер).
9. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель (А.Дистервег).
10. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь (В. Ключевский).
11. Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
12. Если ваш план — на год, сажайте рис. Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья. Если ваш план — на всю жизнь, учите детей (Конфуций, древнекитайский мыслитель)
Глава 4. Отношение государства к учителю.
Отношение власти к учителям очень напоминает отношение домашнего тирана к жене, который регулярно морально и физически добивает свою жену на глазах у детей, а потом жалуется, что жена не воспитывает в них доброе и вечное, и дети выросли неуправляемыми уродами.
В некоторых семьях дети с молоком матери впитывают убеждение, что им все должны, что они принесли свое царское тело в школу, а учителя перед ними бисер должны метать, выворачивать душу наизнанку перед теми, кто вытирает об них ноги. В нормальном обществе учителя – это цвет нации, а у нас бесправны и всем обязаны. Учителя получает в настоящее время гораздо меньше, чем директор и завучи, и в некоторых школах администрация школы унижают учителя ниже плинтуса, даже при учениках и родителях.
В последнее время школам нашей страны государство начало выделять деньги на модернизацию, в школах появились компьютеры, новое оборудование, заметно улучшились условия труда. Обещают повышение заработной платы до уровня средней заработной платы по экономике. Но почему-то становится не по себе: при увеличении заработной платы бюджетникам и пенсионерам неуклонно повышаются квартплата, цены на продукты питания. Многие учителя, вышедшие на пенсию, продолжают работать в школе просто потому, что не хватает элементарно денег на самое необходимое. Тем не менее я, как неисправимый оптимист, считаю, что работа в школе дает нам роскошь человеческого общения с чистыми непорочными детскими душами, и общаться с ними – это удовольствие, и учителя-пенсионеры работают в школе потому, что здесь интересно, жизнь бурлит.
Глава 5. Учим, развиваем, воспитываем.
Когда учащиеся не замечают, как пролетает урок, это значит, что им было интересно на уроке.
- Уже звонок? – удивляются дети. Уроки физики, а раньше астрономии, очень нравятся большинству из них, т.к. эти предметы тесно связаны с окружающим миром и формируют научное мировоззрение.
Каждый урок стараюсь связывать с примерами из жизни, чтобы дети знали, для чего мы изучаем эту науку. Очень приятно, когда у детей есть интерес к предмету. Учащиеся 7-8-х классов очень любят выполнять лабораторные работы, с удовольствием ставят домашние эксперименты, делают самодельные приборы. Зная, что физика немыслима без математики, начинают заниматься глубже алгеброй и геометрией. Такие дети не задают в старших классах учителям математики вопрос, зачем нужно изучать производные и интегралы, для чего нужны логарифмы…
Второй год мы участвуем в международной естественнонаучной игре-конкурсе «Гелиантус», целью этого замечательного конкурса является прежде всего формирование у них целостного представления о природе и научного мировоззрения на основе знаний по физике, химии, биологии и географии. Природа – материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. Такие конкурсы помогают стимулировать и поддерживать интерес к научному познанию окружающего мира.
На каждом уроке мы вместе с учащимися выполняем образовательные, воспитательные и развивающие цели. Но мы не только «урокодатели», но еще и классные руководители. Мне «везет» с проблемными классами, правда, никого из учащихся не ставила на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Когда сочувствуешь детям, они тоже учатся сопереживать. Классные часы, беседы, посещения детей на дому (в домашних стенах мои слова воспринимаются почему-то лучше даже в отсутствии их родителей), походы… Приятно, что ученики не забывают своих учителей и после окончания школы, причем необязательно «отличники» и «хорошисты», а, чаще всего те «проблемные» дети.
Глава 6. Образ идеального учителя.
Какая же черта современного учителя должна быть преобладающей? Как ни банально это звучит, на мой взгляд, - это любовь к детям. Учитель должен не «сюсюкать», не жалеть, иногда быть жестким и требовательным, может быть «вредной занудой», но обязательно любить и быть готовым в любой момент прийти на помощь в сложной ситуации. Только в этом случае учитель увидит в глазах детей уважение, прочтет в них осознание, что для педагога просто не существует другой профессии, другого образа жизни.
Таким образом, пытаясь размышлять над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа». Поэтому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на Земле. Идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…
Современный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Учитель – это высокий профессионал, прекрасно владеющий своим предметом, интеллигент, имеющий хорошую методическую подготовку, знающий хорошо возрастные особенности ученика, просто творческая личность.
В свое время Ян Амос Коменский (1592-1670гг) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века Я.А. Коменский обращался к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.
«Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность. Педагоги сеют семя. Не видят, как они прорастают? Ничего. Ничто не проходит бесследно. Придет время и семя прорастет. И пусть они ведут с детьми по-доброму, со снисхождением, с любовью. Ребенок хочет любви, тепла. Если учителя полюбят детей, то и дети их полюбят». (См.: Старец Паисий Святогорец. Преподобный Арсений Каппадокийский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 30, 33-34.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Целью моей работы «Миссия педагога» является – изучить миссию педагога для того, чтобы знать и понимать всю прелесть и сложность учительского самоотверженного труда, а главное ответить на вопрос, достойна ли я того, чтобы продолжить работу учителем.
Кто такой Учитель? Прежде всего, это тот, через кого постигается самая главная и самая сложная наука – Жизнь! Заканчиваются уроки математики и географии, физики и химии…, а уроки жизни – никогда! Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. Путь учителя – это всегда вперед, остановившегося непременно обгонит время. Молодость сразу засечет отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Избравший путь учителя человек сам себя назначает на такую службу. Профессионалами не рождаются, ими становятся. Учителя отличает прежде всего эрудированность, работоспособность, горячая влюбленность в свою работу. Умный и напористый, увлеченный и увлекающий, умеющий предложить идею и довести ее до ума. Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ситуацию успеха, ибо успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Учитель постепенно, терпеливо содействует превращению ребенка в гражданина, ведь учительское сердце никогда не теряет веры в возможности ребенка и свои возможности наставить его на путь истинный. Педагог укрепляет в сознании детей понятия: «Я умею», «Я смогу», «Я сделаю».
Учитель заботится не только о здоровье и физической форме детей, но и об их творческом воображении. Талант и мастерство педагога безграничны. Учитель – это артист и режиссер, певец и музыкант, художник и танцор. Это «вечный двигатель», под руководством такого учителя дети будут стремиться быть здоровыми как физически, так и морально. Учителю присущи добрые помыслы, благородные стремления, честный труд и преданность избранной профессии, постоянный поиск, высокая требовательность, постоянная работа над собой. Он объективен в решении самых разных проблем, принципиален и справедлив. Настоящий педагог обладает неиссякаемой энергией, он учит и воспитывает детей в атмосфере творческой заинтересованности. Именно в такой доброжелательной атмосфере рождается много идей. Главное для педагога – увлечь детей, разбудить мысль, вселить уверенность в своих силах.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь два качества – большие знания и большое сердца. Учителем не рождаются, ими становятся.
Дать интересный урок – прекрасно, блестяще знать свой предмет – прекрасно. И все же главное – умение обратиться к душе и сердцу своего подопечного! Миссия учителя - заботиться не столько о передаче знаний, сколько о внутреннем развитии ребенка. Стремиться к тому, ребята не просто понимали, а прочувствовали, пропускали через свою душу.
Я глубоко уверена, что ученик не проникнется любовью к учебе, если видит, что учитель безразличен к своей профессии. Педагог должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний.
Считаю, важность и уникальность миссии учителя - в нескончаемости этой миссии. Учитель – связующее звено между поколениями. Весь путь учителя полон радости, неожиданности, побед и поражений. А самое главное - желания продолжать начатое, начинать с возможного и продвигаться к невозможному.
Учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего... Миссия учителя – сеять разумное, доброе, вечное…
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важна, ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Эта миссия лежит на учителях и сейчас: они так же, как и тысячелетия назад, должны донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества. Настоящий учитель посвящает себя работе целиком, он должен обладать чудодейственным даром создавать атмосферу, в которой у ребенка возникает стремительная тяга к совершенству, к идеалу. Учитель – это творец человеческих душ.
Достойна ли я работать в школе? Могу ли я продолжить свою учительскую миссию? Самое главное, наверное, то, что мне это интересно, общение с детьми мне дает новые импульсы для дальнейшего творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 16
2. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988. — С. 30
3. Коменский Я. А. Великая дидактика, гл. XIII).
4. Шацкий С. Т. Пед. соч, Т. 1, с. 298).
5. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.
6. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. — 2-е изд, испр. и доп. — М., 2003. — 152 с.: ил.
7. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М., 1998. — 336 с.
8. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., перераб. и дополн. — М., 2010. — 344 с.: ил.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
10.Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2007. – с. 482.
11.Дистервег, Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф.А. Дистервег. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2006. с. 320.
12.Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2007. – с. 548.
13.Толстой, Л.Н. Общие замечания для учителя / Л.Н. Толстой. Учитель: Статьи. Документы. Педагогич. поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Д.Л. Брудный. – М.: Политиздат, 1991. – с.95.
14. http://myorel.ru/prgazeta/?article=10663
15. http://www.truechristianity.info/paisiy/volume_01_114.html
16.http://www.childlib.ru/dep-resourses/Year-of-the-Teacher-7.htm
17.http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=84&ELEMENT_ID=156
18. http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=42&ELEMENT_ID=252
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E0
20. http://www.truechristianity.info/paisiy/volume_01_114.html
21. http://myorel.ru/prgazeta/?article=10663
|