Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-проект «Зимующие птицы»

Submitted by Татьяна Ивановна Кожевникова on вс, 03/03/2013 - 18:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шилкина Оксана Константиновна
Место работы, должность: 
МКОУ Чулымский лицей, учитель начальных классов
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов птиц;
  2. Заинтересовать учащихся в решении проблемы зимующих птиц.

 

  1. Развивающие:
    1. Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
    2. Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

 

  1. Воспитательные:
    1. Воспитание гуманного отношения к природе.
    2. Экологическое и нравственное воспитание.
    3. Воспитывать умение работать в группе.

 

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Окружающий мир" Э.Э.Кац

Используемое оборудование: 

 

Детские рисунки птиц с рассказами о них, цветные карандаши, бумага для создания рисунков.

Краткое описание: 
Предварительная работа. На уроках изобразительного искусства ученики рисуют зимующих птиц и самостоятельно составляют рассказы о них, используя справочную литературу. На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Зимующие птицы». Проводятся экскурсии с целью изучения и охраны птиц, зимующих в данной местности. Перед экскурсиями проводятся беседы о видах птиц и об их охране , о Красной книге России и края. Весь накопленный материал: рисунки, работы учеников, рукописные рассказы используется для создания рукописной книги для учеников младших классов. Итогом данной работы служит создание книги для учеников младших классов «Зимующие птицы».

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Постановка темы урока.

У учеников в руках элементы мозаики. Рассаживание по группам. Собирание мозаики «Зимующие птицы».

- У Вас в руках элементы мозаики. Найдите на частях мозаики одинаковые цифры. Сядьте по группам. Соберите мозаику.

- Назовите, кого  вы собрали?

Ответы детей. – Это птицы.  Снегирь. Синица. Дятел. Воробей.

- Как назвать этих птиц? ( Зимующие)

Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, которые прилетают к нам зимовать, и составлять о них книгу.

- Почему их так называют?(слайд №1)

      Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

      Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.

 

 

 

2. Беседа о зимующих птицах с использованием презентации.

Ученики рассказывают о птицах . Учитель добавляет рассказы учеников.

 

- Название этой  птицы  является родственным слову «снег» .               (слайд №2)Давайте внимательно рассмотрим внешний вид птицы. Какого цвета  грудь, шея, щеки? Что скажете о голове? Какой формы клюв? Посмотрите на тело снегиря. Какого оно размера? (слайд№3)

 

РАССКАЗ. Снегирь небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни  птицы топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстым . Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Снегирь-птица спокойная, малоподвижная. Он все делает основательно.

 

 

Синичка. ( Слайд №4) Обитает по всей Европе и далее к югу до северо-западной Африки. Встречается также в Азии. Голова черная, с яркими белыми пятнами на щеках. От горла вдоль центральной линии нижней части тела проходит черная полоса, более заметная у самцов, чем у самок. В остальном нижняя часть тела желтая. Спинка серо-зеленая, крылья серо-зеленые, с синим отливом и белой поперечной полосой.

Воробей (Слайд №5) .

Воробьи очень маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание!

 

Легенда о воробье.

Жил богатый бай. У него в прислуге был дед-пастух с  женой и собакой. Бай убивал всех, кто заходил на его территорию, и был очень жаден. Как-то раз бай выгнал старика с семьей, сказав, что он стар, и поселились они у большого кедра. Собака стала добывать им пищу. Как-то раз после неудачной охоты собака подняла голову и увидела воробья. Он сказал: «Давай я буду помогать тебе- выгонять зайцев, а ты будешь их ловить».

Как-то на охоте собака вышла на байскую поляну и бай убил ее из лука. Умирая, собака просила воробья помогать старикам, а воробей полетел к баю мстить за смерть друга. Прилетев, он сел на голову любимой лошади бая и начал клевать ее в темя. Бай выстрелил в воробья, но попал в лошадь. Воробей сел на голову его жене, и бай убил ее. Потом воробей сел на самого бая и выдолбив у него в позвоночнике отверстие, залез туда. Бай стал кататься по земле, пытаясь избавиться от воробья, тогда воробей сел ему на плечо. Бай взял нож, подумав, что воробей хочет смерти, и ударил себе в плечо и умер. Дед с бабкой потом долго на его богатства жили.

 

Ворона. (слайд №6)

       Но где, же они укрываются на ночь и от сильных морозов и ветров? Большеклювые черные вороны тянутся поближе к селам, к скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормится и на свалках и возле жилья людей, а на ночь улетают в лес.

 

Свиристель ( слайд №7) Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.

 Стайки ярких, шумных свиристелей настолько бросаются в глаза, что даже вечно спешащие москвичи обращают на них внимание. В зависимости от степени знакомства с биологией, горожане нередко называют их “хохлатыми синицами”, “петушками” и даже “попугайчиками”.

    Нежная журчащая трель “свириририри”.

 

Сорока (слайд № 8) Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склеивают зёрна и семена на полях.

 

Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.

 

Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.

 

Голубь (слайд №9)

 

Голуби живут в городах и селах, держатся стаями, поселяются в постройках человека. Питаются голуби семенами и зелеными частями травянистых растений, а также хлебом и другими остатками пищи, которыми их прикармливают люди.

 

                 Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.

         Потому-то так важны кормушки! (физминутка)

 

Давайте-ка поиграем – как мы будем кормить птиц.

 

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

 

(руки сжаты в кулачки, как только учитель  называет ту или иную птицу, детям нужно разжать кулачки и показать то количество птиц, которое назвал учитель, после этого снова сжать руку)

 

Сколько птиц к кормушке нашей

 Прилетело? Мы расскажем.

 Две синицы, воробей,

 Шесть щеглов и голубей,

 Дятел в пестрых перышках.

 Всем хватило зернышек!

 

 

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

 

А теперь покрошим нашим птичкам хлебушка (дети имитируют процесс крошения).

 

 Вот в этот самый трудный час

 Спасенье птицы ждут от нас.

 Кормите их! Согрейте!

 Повесьте домик на суку!

 Рассыпьте крошки на снегу,

 А то и манной кашки…

 И оживут бедняжки!

 

По небу весело скользя,

 Взлетят пернатые друзья

 И пропоют, чирикая:

 "Спасибо вам великое!".

 

 

 

А вы знаете чем кормить птиц? ( ответы детей)

 

     Вывод:                          

    Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.

Ребята, а знаете ли вы, что со многими нашими зимующими птицами связаны народные приметы? Послушайте некоторые из них и угадайте,о ком идет речь:

- Если зимой эти птички сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению .(воробьи)

- птички, зимующие под крышами домов, в разных щелях, уже за два-три дня ощущают приближение морозов. Зима, холод, снег — а они собирают пух и перо возле курятников — это перед усилением морозов они утепляют свои зимние квартиры. (воробьи)

- Первое массовое появление  у домов - признак наступления больших холодов. (синички)

- если каркает - к оттепели. (ворона)

- Зимою они летают и кружатся стаями — к морозу.(ворона)

- если они  разворковались — установится хорошая погода.(голуби)

-  прячутся - к ненастью .(голуби)

-  скачет на доме больного - к выздоровлению.( сорока)

Ребята, наша беседа подходит к концу. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

 

Вот в этот самый трудный час

 Спасенье птицы ждут от нас.

 Кормите их! Согрейте!

 Повесьте домик на суку!

 Рассыпьте крошки на снегу,

 А то и манной кашки…

 И оживут бедняжки!

5. Творческая работа.

 

Наш урок посвящён зимующим птицам. Но почему-то когда мы ходили на экскурсии мы видели очень мало птиц?

- Почему их так мало?

Сегодня на уроке мы будем создавать плакаты в защиту птиц и сочинять стихи.

Для стихов я вам дам рифмы. А вот плакаты вы придумаете сами.

 

 

                                      Зима

                                     Мороз

                                     Кормушка

                                    Птицы

 

Самостоятельная работа детей в группах. Составление стихов.

 

Защита своих работ.

 

6. Итог урока.

Все рисунки и сообщения в конце урока склеиваются в книжку с титульным листом «Зимующие птицы».

 

- Вот наша книга о птицах готова. Все сегодня очень хорошо поработали. А эту книгу мы подарим ученикам младших классов, чтобы они дополняли материал и делали нашу книгу ещё лучше и красочнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Стихотворения

 

Зимушка Зима

Мороз к нам принесла.

Кормушка вся в снегу,

А птицы на ветру.

 

 

Зима, зима и холод

Всюду и кругом.

Повесили кормушку

Сегодня под окном.

Пусть птички прилетают

И зернышки клюют.

Потом они весною

Песенку споют.

 

 

 

Зима морозная пришла,

А птицы все голодные.

Давайте мы накормим их,

Чтоб были неголодные.

 

 

Прикрепленный файл Size
Зимующие птицы снегирь.pptx 2.48 MB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн