Submitted by Татьяна Ивановна Кожевникова on вс, 03/03/2013 - 18:59
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка темы урока.
У учеников в руках элементы мозаики. Рассаживание по группам. Собирание мозаики «Зимующие птицы».
- У Вас в руках элементы мозаики. Найдите на частях мозаики одинаковые цифры. Сядьте по группам. Соберите мозаику.
- Назовите, кого вы собрали?
Ответы детей. – Это птицы. Снегирь. Синица. Дятел. Воробей.
- Как назвать этих птиц? ( Зимующие)
Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, которые прилетают к нам зимовать, и составлять о них книгу.
- Почему их так называют?(слайд №1)
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма.
2. Беседа о зимующих птицах с использованием презентации.
Ученики рассказывают о птицах . Учитель добавляет рассказы учеников.
- Название этой птицы является родственным слову «снег» . (слайд №2)Давайте внимательно рассмотрим внешний вид птицы. Какого цвета грудь, шея, щеки? Что скажете о голове? Какой формы клюв? Посмотрите на тело снегиря. Какого оно размера? (слайд№3)
РАССКАЗ. Снегирь небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни птицы топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстым . Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Снегирь-птица спокойная, малоподвижная. Он все делает основательно.
Синичка. ( Слайд №4) Обитает по всей Европе и далее к югу до северо-западной Африки. Встречается также в Азии. Голова черная, с яркими белыми пятнами на щеках. От горла вдоль центральной линии нижней части тела проходит черная полоса, более заметная у самцов, чем у самок. В остальном нижняя часть тела желтая. Спинка серо-зеленая, крылья серо-зеленые, с синим отливом и белой поперечной полосой.
Воробей (Слайд №5) .
Воробьи очень маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание!
Легенда о воробье.
Жил богатый бай. У него в прислуге был дед-пастух с женой и собакой. Бай убивал всех, кто заходил на его территорию, и был очень жаден. Как-то раз бай выгнал старика с семьей, сказав, что он стар, и поселились они у большого кедра. Собака стала добывать им пищу. Как-то раз после неудачной охоты собака подняла голову и увидела воробья. Он сказал: «Давай я буду помогать тебе- выгонять зайцев, а ты будешь их ловить».
Как-то на охоте собака вышла на байскую поляну и бай убил ее из лука. Умирая, собака просила воробья помогать старикам, а воробей полетел к баю мстить за смерть друга. Прилетев, он сел на голову любимой лошади бая и начал клевать ее в темя. Бай выстрелил в воробья, но попал в лошадь. Воробей сел на голову его жене, и бай убил ее. Потом воробей сел на самого бая и выдолбив у него в позвоночнике отверстие, залез туда. Бай стал кататься по земле, пытаясь избавиться от воробья, тогда воробей сел ему на плечо. Бай взял нож, подумав, что воробей хочет смерти, и ударил себе в плечо и умер. Дед с бабкой потом долго на его богатства жили.
Ворона. (слайд №6)
Но где, же они укрываются на ночь и от сильных морозов и ветров? Большеклювые черные вороны тянутся поближе к селам, к скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормится и на свалках и возле жилья людей, а на ночь улетают в лес.
Свиристель ( слайд №7) Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.
Стайки ярких, шумных свиристелей настолько бросаются в глаза, что даже вечно спешащие москвичи обращают на них внимание. В зависимости от степени знакомства с биологией, горожане нередко называют их “хохлатыми синицами”, “петушками” и даже “попугайчиками”.
Нежная журчащая трель “свириририри”.
Сорока (слайд № 8) Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склеивают зёрна и семена на полях.
Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.
Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.
Голубь (слайд №9)
Голуби живут в городах и селах, держатся стаями, поселяются в постройках человека. Питаются голуби семенами и зелеными частями травянистых растений, а также хлебом и другими остатками пищи, которыми их прикармливают люди.
Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.
Потому-то так важны кормушки! (физминутка)
Давайте-ка поиграем – как мы будем кормить птиц.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
(руки сжаты в кулачки, как только учитель называет ту или иную птицу, детям нужно разжать кулачки и показать то количество птиц, которое назвал учитель, после этого снова сжать руку)
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек!
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
А теперь покрошим нашим птичкам хлебушка (дети имитируют процесс крошения).
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
А вы знаете чем кормить птиц? ( ответы детей)
Вывод:
Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины, семена берёзы, ольхи, сосны, ели, лиственницы.
Ребята, а знаете ли вы, что со многими нашими зимующими птицами связаны народные приметы? Послушайте некоторые из них и угадайте,о ком идет речь:
- Если зимой эти птички сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению .(воробьи)
- птички, зимующие под крышами домов, в разных щелях, уже за два-три дня ощущают приближение морозов. Зима, холод, снег — а они собирают пух и перо возле курятников — это перед усилением морозов они утепляют свои зимние квартиры. (воробьи)
- Первое массовое появление у домов - признак наступления больших холодов. (синички)
- если каркает - к оттепели. (ворона)
- Зимою они летают и кружатся стаями — к морозу.(ворона)
- если они разворковались — установится хорошая погода.(голуби)
- прячутся - к ненастью .(голуби)
- скачет на доме больного - к выздоровлению.( сорока)
Ребята, наша беседа подходит к концу. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
5. Творческая работа.
Наш урок посвящён зимующим птицам. Но почему-то когда мы ходили на экскурсии мы видели очень мало птиц?
- Почему их так мало?
Сегодня на уроке мы будем создавать плакаты в защиту птиц и сочинять стихи.
Для стихов я вам дам рифмы. А вот плакаты вы придумаете сами.
Зима
Мороз
Кормушка
Птицы
Самостоятельная работа детей в группах. Составление стихов.
Защита своих работ.
6. Итог урока.
Все рисунки и сообщения в конце урока склеиваются в книжку с титульным листом «Зимующие птицы».
- Вот наша книга о птицах готова. Все сегодня очень хорошо поработали. А эту книгу мы подарим ученикам младших классов, чтобы они дополняли материал и делали нашу книгу ещё лучше и красочнее.