Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Управление исполнителем Робот

Выберите действие:

Управление исполнителем Робот
3 класс


 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  2. расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;
  3. изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).
  1. Развивающие:
  2. развитие навыков управления исполнителем Робот;
  3. развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;
  4. развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;
  5. развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.
  1. Воспитательные:
  2. воспитание информационной культуры учащихся.

 

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;
  2. изучить систему команд исполнителя Робот;
  3. научить учащихся управлять Роботом;
  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;
  5. закрепить изученный материал;
  6. развитие практических навыков работы с компьютером.

 

Структура урока:

I. Организационный момент (1 мин).
II. Проверка домашнего задания (5-7 мин).
III.Сообщение темы и цели урока (1 мин).
IV. Объяснение нового материала (6 мин).
V. Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).
VI. Физкультминутка (3 мин).
VII.Практическая часть урока (10 мин).
VIII. Домашнее задание. (1 мин).
IX. Выставление оценок (1 мин).
X. Итог урока (2 мин).

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент (слайд 1).

  1. Приветствие учащихся;
  2. Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих;
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Вам предстоит ответить на вопросы.

2. Фронтальный опрос теории (слайд 2).

  • Дайте понятие алгоритма.
  • Что такое исполнитель?
  • Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).
  • Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).
  • Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).
  • Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).

3. Устное задание (слайд 3).

Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:

алгоритм Чертежника

НАЧ
Переведи в точку (0; 0)
Опусти перо
НЦ Повторить 3 раза
сдвинь на вектор (–3, –2)
сдвинь на вектор (2, 1)
сдвинь на вектор (3, 0)
КЦ
КОН
Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
Варианты ответов:
1) сдвинь на вектор (–3, –6)
2) сдвинь на вектор (–6, 3)
3) сдвинь на вектор (6, –3)
4) сдвинь на вектор (3, 6)

Комментарий к выполнению. Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 (наличие интерактивной доски позволяет делать записи на презентации) (слайд 4). Правильный ответ: 3

4. Проверка домашнего задания.

Если было задано письменное задание в рабочей тетради, то можно проверить выборочно, просмотрев тетради у нескольких учеников.

 

III. Сообщение темы и цели урока (слайд 5).

Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».

 

IV. Теоретическая часть .

1. Объяснение нового материала (слайд 6).

Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:

Команда СКИ Робота Пояснение движения Робота
вверх Робот переходит на 1 клетку вверх
вниз Робот переходит на 1 клетку вниз
влево Робот переходит на 1 клетку влево
вправо Робот переходит на 1 клетку вправо
закрасить Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз

Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «вниз» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.

2. Пример алгоритма для Робота.

Комментарий к выполнению. Учитель приводит пример алгоритма движения Робота, в наглядной форме объясняет каждой действие исполнителя.

Задание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 7).

алгоритм Робота

Решение: (слайд 8 – 14)
алг Робот
нач
вниз
вправо
вправо
вниз
вниз
кон

 

V. Закрепление изученного материала.

Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Вопросы для закрепления (слайд 15 - 19)

  1. Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.
  2. Укажите команды СКИ Робота: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, направо, налево, закрасить, переведи в точку (х, у), сдвинь на вектор (a, b).
  3. Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду направо (налево, вперед или назад)? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке)

2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 21)

№ 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101), *№ 27 (а) (стр. 103) (слайд 20).

Комментарии, решения и ответы.
Задание № 22. (слайд 22 -24)
Один учащийся выходит к доске, остальные выполняют задание самостоятельно.
Решение.

решение

Задание № 24. (слайд 25 - 28)

  1. Порядок выполнения задания:
  2. учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся;
  3. вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 25);
  4. предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 26);
  5. учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно (слайд 27);
  6. учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки (слайд 28).

Решение.
алг лабиринт
нач
вправо
вниз
влево
вниз
вправо
вниз
вниз
влево
кон

решение

Задание № 26, а) (слайд 29 -30)

Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации (слайд 29).

Решение (слайд 30)

слайд 30

 

VI. Физкультминутка (слайд 31).

Физкультминутка выполняется сидя на кресле, туловище, руки, ноги расслаблены.
Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.

Упражнения для снятия напряжения глаз

  1. Закрыть глаза на 5 сек, открыть на 5 сек. И т.д. Повторить 3 раза
  2. Нарисовать глазами (голова неподвижна) поочередно вертикальную линию, горизонтальную линию, две диагонали, прямоугольник, окружность, треугольник.
  3. Найти маленькую точку (на стене, цветах) желательно зеленого или голубого цвета и смотреть на нее не отрываясь в течение 8 с.
  4. Широко раскрыть глаза, не моргать в течение 7 сек., затем быстро поморгать – 7 с
  5. Закрыть глаза и массировать их

Упражнения для снятия утомления плечевого пояса

  1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза
  2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза

Упражнения для спины

Руки на плечи, медленно прогнуться вперед (позвоночник должен напоминать знак вопроса), и медленно выгнуться назад (позвоночник напоминает вогнутую дугу или скобку «(«) – 3 раза выполнять медленно.

 

VII. Продолжение закрепления материала.

Комментарий к выполнению.
Задание № 27 (а) (слайд 32)

1 вариант работы. Сильные учащиеся работают самостоятельно. Так как в задании необходимо составить алгоритм, содержащий процедуру (вспомогательный алгоритм), то одного учащегося вызывают к доске.

2 вариант работы. Разбить класс на группы и выполнить данное задание по группам. В группе допускается обсуждение алгоритма. В ходе работы учитель следит за тем, чтобы все учащиеся выполняли задание.

Проверка: устный опрос нескольких учащиеся класса или групп.
Решение.

решение

1 способ
Вспомогательный алгоритм:
проц угол
нач
вниз; вниз; вниз; вниз;
закрасить; вверх; закрасить; вверх
закрасить; вверх; закрасить; вверх
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить
кон
основной алгоритм:
алг рисунок 1
нач
повторить 3 раза
угол
вниз; вниз
влево; влево
кон

2 способ
Вспомогательный алгоритм
проц угол
нач
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить; влево; влево; влево; влево
закрасить; вниз; закрасить; вниз
закрасить; вниз; закрасить; вниз
закрасить
кон
основной алгоритм
алг рисунок 1
нач
повторить 3 раза
угол
вправо; вправо
вверх; вверх
кон
(возможны и другие варианты записи алгоритма)

VIII. Практическая часть.

Практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 23 (стр. 99 рабочей тетради). На слайде 33 отмечены кнопки для создания алгоритма.

Задание 1. (№ 23)
Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот.
Порядок выполнения работы в приложении КуМир:

Порядок выполнения работы в приложении КуМир

1. Запустить приложение КуМир: Пуск-программу - НИИСИ РАН – Комплект учебных миров - Кумир.(Окно приложения уже содержит шаблон алгоритма, рис 9)
2. Меню Вставка – использовать Робот
3. Напечатать название алгоритма.
4. Напечатать алгоритм:
алг рисунок
нач
вправо; закрасить; вправо; закрасить; вправо
вниз; закрасить; вниз; закрасить; вниз
влево; закрасить; влево; закрасить; влево
вверх; закрасить; вверх; закрасить.
кон
(возможны и другие варианты алгоритма)
5. Показать рабочую область Робота: Меню Робот – показать окно Робота.
6. Запустить программу на выполнение: Меню Выполнение – шаг или выполнить непрерывно.
7. Отладка программы (в случае ошибки): Меню Выполнение – прервать, устранить ошибки и запустить программу вновь
Проверка – слайд 34
Задание 2. Придумать свой узор и составить программу для Робота. Самостоятельная работа учащихся.

 

IX. Итог урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?
Вопросы для учащихся:
- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?
- Назовите команды СКИ исполнителя Робот.
- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?
варианты ответов:
1)если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;
2) если на пути Робота стоит стена;
3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»).

 

X. Выставление оценок.

 

XI. Домашнее задание (слайд 35)

§ 3.3 (стр. 135-136), рабочая тетрадь - № 25, 26 (б), № 27 (б)

Прикрепленный файл Size
Робот.ppt 928 KB

»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн