Размещено: Татьяна Ивановна Кожевникова - пн, 04/03/2013 - 16:18
Ход урока:
1. Дети рассаживаются по местам.
Релаксация. (1 мин)
Учитель. Положите голову на парту. Закройте глаза. Доверяйте своей интуиции, и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильной дороге, которая ведёт в счастливое настоящее и с каждым днём крепнет ваше здоровье. А сейчас вы откроете глаза, бодрые, отдохнувшие, получите новые знания легко и свободно. Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей. (Звучит музыка оркестра Поль Мориа)
Организационно - мотивационный этап.(2минуты)
Учитель. Ребята, тему нашего занятия вы сейчас определите сами, отгадав загадку:
Дел у меня немного –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)
Учитель. Сегодня наш урок-праздник посвящён русской зиме.
– Ребята, а давайте позовём Зимушку к себе в гости. Позовём её на слова известного русского поэта Ивана Савича Никитина “Встреча зимы”.
На столе у вас текст этого стихотворения
Ученики читают.
– Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас”
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь на морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.
.
Учитель. С каким чувством встречает русский народ зиму?
Ученики. С чувством радости, нетерпения, ожидания чуда.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведениями русских поэтов классиков.
-Назовите авторов стихотворений, которые вы учили дома.
Ученики. А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И Тютчев
2. Этап актуализации знаний. Презентации учеников(4 мин.)
Учитель. Домашнее задание вам было дано приготовить по желанию презентацию «Жизнь и творчество русских поэтов.
Выступление детей с презентациями С.Есенина А. Пушкина Ф. И Тютчева
Учитель.И сегодня наш урок чтения мы посвятим волшебнице - зиме. В чем же её волшебство - нам помогут узнать поэты, художники, композиторы и, конечно же, сами вы ребята.
Учитель. Волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.
Учитель. Поэт, поэзия. А что же такое поэзия?
Ученики. Произведения, написанные стихами.
Учитель. Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и нас.
Первую главу мы посвятим поэзии.Итак, мы отправляемся в волшебный мир поэзии.
Проверка домашнего задания(10 минут)
Ученики читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление
Всем детям задания:
-Внимательно слушать стихотворение, проанализировать рассказанное стихотворение, а затем пойти к доске назвать номер иллюстрации, который, подходит к стихотворению.
Учитель. Что же объединяет стихи поэтов о зиме?
Ученики. Любовь к природе, умение видеть её красоту и передать ее с помощью волшебных красок.
Учитель. С каким чувством поэты пишут о зиме?
Ученики. Они удивляются, любуются, радуются, восхищаются поразившими их картинами природы. Все поэты очарованы красотой природы.
Прозвучали стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», »Зимнее утро» «В тот год осенняя погода» (отрывок из романа Евгений Онегин) ,С.А.Есенин «Разгулялась вьюга» Ф.И.Тютчев» Чародейкою Зимою»
3. Физминутка музыкальная презентация (3 мин)
4.Вторая глава музыкальная(3 мин)
Учитель. Красота, зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и музыкантов. Это прекрасное время года воспевали в своих произведениях композиторы. Она посвящена пьесе Петра Ильича Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».
В старину не было машин, поездов. И люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.
П.И. Чайковский в своей пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы п. Чайковского» На тройке».
Ученики. Музыка передает быстрый бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испытывает человек, несущейся на тройке по зимней дороге: это радость восторг, восхищение, ощущение счастья.
У П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» есть три произведения под названиями «Декабрь - Святки», «Январь – У камелька», «Февраль - Масленица» (прослушивание небольшого отрывка «Сцена в сосновом лесу»)
Учитель. Какие звуки услышал П.И Чайковский в зимнем лесу?
-Какой характер музыки выражен в этом произведении?
-Какое настроение передал вам П.И. Чайковский?
- Ребята, а может ли мы сказать, что Петр Ильич Чайковский музыкальными средствами передал красоту зимы поэтично?
Ученики. Да, т.к. то, что прелестно, красиво, значит поэтично.
5.Следующая глава художественная (2 мин)
Учитель. Кто ещё изображал это замечательное время года? (художники) Сегодня на урок я принесла одно из произведений художников. Это картина К.Ф. Юона «Зима».
- Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Осмысление
Ученики. Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину еще более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
6.Последняя глава сказки называется «Остановись, мгновенье» (4 мин)
Учитель. Перед вами художественные фотографии, на которых действительно удалось остановить мгновенье, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы, Художественные фотографии зимних пейзажей помогут нам перенестись в мир волшебницы- зимы.
-Рассмотрите их внимательно и вспомните, какие чудеса бывают
зимой? Просмотр видео (гиперссылка)
Ученики. Белое пушистое покрывало, теплые шубы и шапки, животные радуются зиме, льдом скованыреки, снег на солнце переливается серебром, на окнах рисунки
Учитель. Сегодня на уроке мы убедились, что красота зимней природы вдохновляет поэтов, художников и композиторов на творчество. Я вижу, что и вам нравится зима, вы доказали и рассказали в чем же волшебство зимы. Я думаю, что у вас получатся, свои творческие работы, и рисунки мы уже видели.
А вот попробуйте сочинить свое четверостишье о зиме.
7.Закрепление систематизации знаний. (10 мин)
Учитель. Возьмите карточку - помощницу
А теперь представьте себя поэтами, используя рифмы, сочините стихотворение о зиме.
_______________________- зима
______________________метели
_________________________она
_________________________ели.
(На карточках сочиняют свои стихотворения.)
Учитель. Зачитайте получившиеся строки молодых будущих поэтов.
Ученики читают свои сочиненные четверостишья.
Учитель. Молодцы! Можно и о ваших стихотворениях сказать, что вы описали зиму поэтично.
Анализ поэтической речи.
Словесное рисование.
Учитель. Какие картины вы бы нарисовали?
-Сколько картин нарисуете в своем стихотворение?
-Какие используете краски?
Ответы учеников
8.Общеразвивающие упражнения и игры. (4 мин)
Учитель. Ребята, закроем глаза и шепотом произнесём: «Зима»
- Какое чувство возникло?
- Кто помнит, как пахнет снег?
Ответы детей
Учитель. Закройте глаза. До кого я дотронусь, тот называет «Зимнее» слово, а класс угадывает, кто его сказал. (Мороз, холод, ветер, снежинки лёд)
- Чей снежок окажется в корзине? (попадание снежка в корзину)
-На плакате нарисован снеговик с закрытыми глазами нужно, поставить нос снеговику. (Включается детская песенка «Про друзей» в исполнении группы Барбарики)
9.Итог урока. Стадия рефлексии (3 мин)
Учитель. Дед мороз вам выслал зимний сапог, если вам урок понравился вы снежки положите в этот сапог, если ничего нового вы не взяли для себя из этого урока оставьте снежки на партах.
- Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?
- Кто рассказывал нам о зиме, о своём видении зимы?
- Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке. А какими вы себе их представляете?
- Музыка, какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?
-Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление? Я хочу, чтобы вы продолжили фразу: Сегодня на уроке я….
– Узнал…
- Мне понравилось…
-Какое настроение вызвал у вас этот урок? На память о нашем уроке вы получите в подарок картинки с изображением снежинок.
- Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы еще не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.