Размещено: Татьяна Ивановна Кожевникова - пн, 04/03/2013 - 16:51
Ход урока
Вступительное слово учителя
Актуализация знаний
1). Фронтальная беседа
А.П. Чехов
Степь.
«Егорушка…разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достиг; какая – то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… . Опять та же сила, не давая ему коснутся дна и побыть в прохладе, понесла наверх».
Вопросы:
1.О какой силе идёт речь в этом отрывке?
2.Почему Егорушка вторично погрузился в воду?
2) «Я утверждаю»
Обучающиеся могут со мной согласится, а могут нет.
Перед обучающимися на столе лежат листочки с копиркой, если они соглашаются с моими утверждениями, ото пишут слово «да», если не согласны то «нет». Один листок сдаётся на проверку учителю, со вторым листочком продолжается работа на уроке.
Затем анализируем утверждения.
Я утверждаю, что силу выталкивающую погруженное в жидкость тело, называют архимедовой силой.
Я утверждаю, что в пресной воде плавать легче, чем в солёной.
Я утверждаю, что выталкивающая сила направлена вверх.
Я утверждаю, что на тело погруженное в жидкость , действует только сила тяжести.
Я утверждаю, что на всякое тело, погруженное в жидкость . действует выталкивающая сила.
Я утверждаю, что архимедова сила зависит, от плотности жидкости.
Я утверждаю, что первоклассник выталкивается при нырянии в воду сильнее, чем десятиклассник.
Я утверждаю, что архимедова сила не зависит, от объёма жидкости.
Я утверждаю, что архимедова сила зависит, от объёма твердого тела.
Я утверждаю, что выталкивающая сила в воде будет больше, чем в вязком масле.
Я утверждаю, что сила Архимеда не зависит формы тела..
Я утверждаю, что выталкивающая сила не зависит от плотности твёрдого тела.
Я утверждаю, что архимедова сила зависит от глубины погружения тела.
Я утверждаю, что одни тела в жидкости могут тонуть, другие плавать, третьи всплывать.
Изучение нового материала
Учитель: Знания о плавании тел очень важен с практической точки зрения Плавают животные, птицы, насекомые растения, люди и суда, построенные людьми. Для человечества с давних времён вопрос об условии плавании тело оставался очень важным.
Объявление учителем темы урока.
Демонстрация плавания тел:
Учитель демонстрирует плавания тел.
Вопросы к демонстрации.
Как ведут себя тела в воде?
Почему именно так будут вести себя тела в воде?
Приведите примеры тел, которые , на ваш взгляд, могут тонуть, плавать всплывать в жидкости.
Учитель: Ребята прочтите ещё раз тему урока и сформулируйте цель урока.
(формулировка цели урока обучающимися класса)
Групповая работа по изучению нового материала.
Группа1. Задание.
Сравните архимедову силу, действующую на каждое из тел, с силой тяжести этого тела.
Оборудование: Мензурка с водой, динамометр, 2 пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде , погрузившись на разную глубину), 1 пробирка с песком, способная утонуть в сосуде с водой.
Ход работы
С помощью динамометра определите силу тяжести всех пробирок. Данные эксперимента занесите в таблицу.
№ пробирки
Сила тяжести, Н
Выталкивающая сила, Н
Тонет или плавает тело
1
2
3
Прикрепите нити к пробиркам. Используя мензурку с водой, определите архимедову силу для 3 х пробирок. Данные занесите в таблицу.
Сравните архимедову силу, действующую на каждое из тел, с силой тяжести этого тела.
Сделайте вывод: если Fа= Fтяж, то тело ____________________, а если Fа<Fтяж,, то тело ___________.
.
Группа 2. Задание.
Выяснить, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде.
Оборудование: сосуд с водой, набор тел разной плотности.
Ход работы:
1.В сосуд с водой опустите железный гвоздь, алюминиевый цилиндр, пробку, кусочек парафина.
2.Сравните плотности соответствующих веществ с плотностью воды. Заполните таблицу:
Опыт
Ƿводы, кг/м3
Ƿ тв тела, кг/м3
Тонет или плавает тело
1
2
3
4
3.Сделайте вывод: если Ƿводы,> Ƿтв тела., то тело ________________ , а если Ƿводы,< Ƿтв тела, , то тело ___________.
Группа 3. Задание.
Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового размера. Выясните, одинакова ли глубина погружения в воду и масло.
Оборудование: два стакана с чистой водой, стакан с растительным маслом., два одинаковых деревянных и один пенопластовый кубики.
Ход работы:
1.Опустите в стаканы с водой деревянный и пенопластовый кубики.
Сравните глубину их погружения. Сделайте вывод: глубина погружения тел ____________________________.
Пенопласт плавает почти на почти на _________________________, а дерево немного __________________ в воде..
2.Опустите второй деревянный кубик в стакан с растительным маслом. . Сравните глубину погружения кубиков, плавающих на поверхности воды и масла.
3.Сделайте вывод: в масле кубик погрузился ___________, чем в воду
Обсуждение результатов экспериментов и составление опорного конспекта:
Тонет Плавает в жидкости Всплывает
FFF
Тонет
Плавает в жидкости
Всплывает
Fтяж>Fа
Fтяж = Fа
Fтяж<Fа
gm>gƿжVт
gm = gƿжVт
gm<gƿжVт
gƿтVт>gƿжVт
gƿтVт =gƿжVт
gƿтVт<gƿжVт
Ƿт>ƿж
Ƿт =ƿж
Ƿт<ƿж
Физкультминутка
Познакомимся с комплексом упражнений. Направленных на то что бы не боятся воды Люди тонут потому , что боятся полностью погрузится в воду. Они стремятся быстрее выскочить из воды, а ведь при этом архимедова сила уменьшается. Что бы плавание не закончилось трагично, наберите воздуха и присядьте на дно, сгруппировавшись. Вскоре вы вплывёте и будете держаться на поверхности , как поплавок. Итак, встаньте на мгновение закройте глаза и представьте, что вы стоите в водоёме так, где вода вам по грудь. И повторите упражнение.
Учитель:
Важное значение имеет третий случай плавания тела на поверхности жидкости.
Экспериментальная работа в парах.
Оборудование: ёмкость с водой, контейнеры из- под киндер-сюрприза с наполнением.
Ход работы:
Приложите пальцем руки силу к контейнеру для того что бы он погрузился в воду и наблюдайте его всплытие.
По результатам эксперимента дополните рисунок расстановкой сил, действующих на контейнер во время его всплытия.
Продолжите предложения:
По мере всплытия:
Объём (V) погруженной части контейнера – …,
Сила Архимеда (Fа)непрерывно …,
Сила тяжести (Fт)
Когда Fт=Fа, тело перестаёт …
Проследите и обьясните вывод формулы объёма погруженной части тела:
gm = gƿжVт
gƿтVт =gƿжVт
ƿтVт =ƿжVт
Vпогруж части =Vтƿт/ƿж.
Используя формулу объёма погруженной части тела, определите объём части айсберга , который находится под водой.
Анализ экспериментальной работа в парах, продолжая составлять конспект.
Первичное закрепление
1)Объясните, с точки зрения физики, следующие пословицы:
Правда – что масло, везде наверх всплывает (русская)
С тяжёлым грузом в воду не прыгают (кореёская)
Чем глубже вода, тем легче плавать (францусская)
2)
В банке находится капелька воды (плотность воды 1000кг/м3), налили керосин (плотность керосина 800 кг/м3) Капелька воды :А) а) тонут,
б) всплывают,
в) плавают внутри жидкости.
Для уничтожения болезнетворных бактерий картофель (плотность картофеля (1020 кг/м3), перед посадкой выдерживают в растворе медного купороса (1020 кг/м3). Картофель:
а) тонет,
б)всплывают,
в) плавает внутри жидкости.
Градина (плотность льда (800 кг/м3) попала в канистру с машинным маслом (плотность (900 кг/м3). Она:
а) тонет,
б) всплывают,
в) плавает внутри жидкости.
Сливочное масло, которое состоит в основном из хорошо перемешанных жиров (плотность жира 945 кг/м3) и воды (плотность воды 1000 кг/м3) растопили . Хлопья жира:
а) тонут,
б) всплывают,
в) плавают внутри жидкости.
Ответы запишите в таблицу:
1
2
3
4
Рефлексия.
У каждого на парте лежит набор магнитиков с рисунками различных «мордашек».
Выразите своё отношение к уроку, выбрав магнитик с эмоциями, близких к вашим эмоциям.
Итог урока
Домашнее задание: пар 50 упр 25 (№5).(Пёрышкин А.В.
Физика – 7, М.: Дрофа2011 г.)
Творческие задания группам.
Изучи назначение, устройство , и применение ареометра. Продемонстрируй принцип его действия.
Изготовьте прибор («картезианский водолаз») и проделайте с ним опыты. Фигурку замените небольшим поплавком. А сосуд закройте резиновой плёнкой. Объясните действие прибора. Продемонстрируйте на этом приборе законы плавания тел.
Реферативная работа по теме: «Исследование атмосферы.»