Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Условия плавания тел».

Размещено: Татьяна Ивановна Кожевникова - пн, 04/03/2013 - 16:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бабасёва Неонилла Петровна
Место работы, должность: 
МКОУ Чулымский лицей, преподаватель
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

Усвоить условия плавания тел на основе понятия архимедовой силы.

Научится определять в конкретной ситуации, будет тело плавать

или нет.

Задачи урока:

1.Раскрыть физическую суть плавания

2. Выяснить условия плавания тел в жидкости

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Физика" 7 класс

Используемая методическая литература: 

 

 

Краткое описание: 
Современное физическое образование все больше ориентируется на усвоение метода научного познания. В соответствии с требованиями федерального компонента образовательного стандарта по физике (первого и второго поколения) учащиеся должны усвоить не только знания о природе (факты, понятия, принципы, модели, законы, теории) и опыте деятельности (знания этапов решения задач, проведения опытов, наблюдений), но и уметь определять статус знаний, проводить эксперименты, систематизировать и интерпретировать знания, решать творческие задачи и др. Однозначно, что овладение школьниками методом научного познания возможно только через логику изложения учебного материала и через процедуру учебной деятельности – выполнение экспериментальных и теоретических исследований. Решая данные проблемы в образовании, большая часть школьных уроков –уроки исследования.

 

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя
  2.  Актуализация знаний

1). Фронтальная беседа

А.П. Чехов

Степь.

«Егорушка…разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достиг; какая – то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… . Опять та же сила, не давая ему коснутся дна и побыть в прохладе, понесла наверх».

Вопросы:

1.О какой силе идёт речь в этом отрывке?

2.Почему Егорушка вторично погрузился в воду?

2) «Я утверждаю»

Обучающиеся могут со мной согласится, а могут нет.

Перед обучающимися на столе лежат листочки с копиркой, если они соглашаются с моими утверждениями, ото пишут слово «да», если не согласны то «нет». Один листок сдаётся на проверку учителю, со вторым листочком продолжается работа на уроке.

Затем анализируем утверждения.

  1. Я утверждаю, что силу выталкивающую погруженное в жидкость тело, называют архимедовой силой.
  2. Я утверждаю, что в пресной воде плавать легче, чем в солёной.
  3. Я утверждаю, что выталкивающая сила направлена вверх.
  4. Я утверждаю, что на тело погруженное в жидкость , действует только сила тяжести.
  5. Я утверждаю, что на всякое тело, погруженное в жидкость . действует выталкивающая сила.
  6. Я утверждаю, что архимедова сила зависит,  от плотности жидкости.
  7. Я утверждаю, что первоклассник выталкивается при нырянии в воду сильнее, чем десятиклассник.
  8. Я утверждаю, что архимедова сила не зависит,  от объёма жидкости.
  9. Я утверждаю, что архимедова сила зависит,  от объёма твердого тела.
  10. Я утверждаю, что выталкивающая сила в воде будет больше, чем в вязком масле.
  11. Я утверждаю, что сила Архимеда не зависит  формы  тела..
  12. Я утверждаю, что выталкивающая сила не зависит от плотности твёрдого тела.
  13. Я утверждаю, что архимедова сила зависит от глубины погружения тела.
  14. Я утверждаю, что одни тела в жидкости могут тонуть, другие плавать, третьи всплывать.

 

  1. Изучение нового материала

 

Учитель: Знания о плавании тел очень важен с практической точки зрения Плавают животные, птицы, насекомые растения, люди и суда, построенные людьми. Для человечества с давних времён вопрос об условии плавании тело оставался  очень важным.

Объявление  учителем темы урока.

Демонстрация плавания тел:

 

Учитель демонстрирует плавания тел.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Вопросы к демонстрации.

Как ведут себя  тела  в воде?

 Почему именно так будут вести себя тела в воде?

Приведите примеры тел, которые , на ваш взгляд, могут тонуть, плавать   всплывать в жидкости.

 

Учитель: Ребята прочтите ещё раз тему урока и сформулируйте цель урока.

(формулировка цели урока обучающимися класса)

Групповая работа по изучению нового материала.

 

 

 

Группа1. Задание.

Сравните архимедову силу, действующую на каждое из тел, с силой тяжести этого тела.

Оборудование: Мензурка с водой, динамометр, 2 пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде , погрузившись на разную глубину), 1 пробирка с песком, способная утонуть в сосуде с водой.

Ход работы

  1. С помощью динамометра определите силу тяжести всех пробирок. Данные эксперимента занесите в таблицу.

№ пробирки

Сила тяжести, Н

Выталкивающая сила, Н

Тонет или плавает тело

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

  1. Прикрепите нити к пробиркам. Используя мензурку с водой,  определите архимедову силу для 3 х пробирок. Данные занесите в таблицу.
  2. Сравните  архимедову силу, действующую на каждое из тел, с силой тяжести этого тела. 
  3. Сделайте вывод: если Fа= Fтяж, то тело ____________________,  а если Fа<Fтяж,, то тело ___________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


.

 

 

 

 

 

 

Группа 2. Задание.

Выяснить, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде.

Оборудование: сосуд с водой, набор тел разной плотности.

Ход работы:

1.В сосуд с водой опустите железный гвоздь, алюминиевый цилиндр, пробку, кусочек парафина.

2.Сравните плотности соответствующих веществ с плотностью воды. Заполните таблицу:

Опыт

Ƿводы, кг/м3

Ƿ тв тела, кг/м3

Тонет или плавает тело

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

3.Сделайте вывод: если Ƿводы,> Ƿтв тела., то тело ________________ , а если Ƿводы,<  Ƿтв тела, , то тело ___________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 3. Задание.

Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового размера.  Выясните, одинакова ли глубина погружения в воду и масло.

Оборудование: два стакана с чистой водой, стакан с растительным маслом., два одинаковых деревянных и один пенопластовый кубики.

Ход работы:

1.Опустите в стаканы с водой деревянный и пенопластовый кубики.

Сравните глубину их погружения. Сделайте вывод: глубина погружения тел ____________________________.

Пенопласт плавает почти на почти на _________________________, а дерево немного  __________________ в воде..

2.Опустите второй деревянный кубик в стакан с растительным маслом. . Сравните  глубину погружения кубиков, плавающих на поверхности воды и масла.

3.Сделайте вывод: в масле кубик погрузился ___________, чем в воду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обсуждение  результатов экспериментов и составление опорного конспекта:

                                                                

 

 

 

 

 

Тонет               Плавает в жидкости         Всплывает

 

 

                           

 

                     FFF

 

 

 

 

 

 

Тонет

Плавает в жидкости

Всплывает

Fтяж>Fа

Fтяж = Fа

Fтяж<Fа

gm>gƿжVт

gm =  gƿжVт

gm<gƿжVт

gƿтVт>gƿжVт

gƿтVт =gƿжVт

gƿтVт<gƿжVт

Ƿт>ƿж

Ƿт =ƿж

Ƿт<ƿж

 

 

            Физкультминутка

Познакомимся с  комплексом упражнений. Направленных на то что бы не боятся воды Люди тонут потому , что боятся полностью погрузится в воду. Они стремятся быстрее выскочить из воды, а ведь при этом архимедова сила уменьшается. Что бы плавание не закончилось трагично, наберите воздуха и присядьте на дно, сгруппировавшись. Вскоре вы вплывёте и будете держаться на поверхности , как поплавок. Итак, встаньте на мгновение закройте глаза и представьте, что вы стоите в водоёме так, где вода вам по грудь. И повторите упражнение.

 

 

 

Учитель:

Важное значение имеет третий случай плавания тела на поверхности жидкости.

 

Экспериментальная работа в парах.

 

Оборудование: ёмкость с водой, контейнеры  из- под киндер-сюрприза с  наполнением.

 

Ход работы:

 

 

  1. Приложите пальцем руки  силу к контейнеру для того что бы он погрузился в воду и наблюдайте его всплытие.
  2. По результатам эксперимента  дополните рисунок расстановкой сил, действующих на контейнер во время его всплытия.    

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Продолжите предложения:

По мере всплытия:

Объём (V)  погруженной части контейнера  – …,

Сила Архимеда (Fа)непрерывно …,

Сила тяжести (Fт)

Когда Fт=Fа, тело перестаёт …

  1. Проследите  и обьясните вывод формулы объёма погруженной части тела:

gm =  gƿжVт

gƿтVт =gƿжVт

ƿтVт =ƿжVт

 

Vпогруж части  =Vтƿт/ƿж.

  1. Используя формулу объёма погруженной части тела, определите объём части айсберга , который находится под водой.
  2. Анализ экспериментальной работа в парах, продолжая составлять конспект.

 

  1. Первичное закрепление

 

1)Объясните, с точки зрения физики, следующие пословицы:

  • Правда – что масло, везде наверх всплывает (русская)
  • С тяжёлым грузом в воду не прыгают (кореёская)
  • Чем глубже вода, тем легче плавать (францусская)

2)

 

  • В банке находится капелька воды (плотность воды 1000кг/м3), налили керосин (плотность керосина 800 кг/м3) Капелька воды :А) а) тонут,

б) всплывают,

в) плавают внутри жидкости.

  • Для уничтожения болезнетворных бактерий картофель (плотность картофеля (1020 кг/м3),  перед посадкой выдерживают в растворе медного купороса (1020 кг/м3). Картофель:

а) тонет,

б)всплывают,

в) плавает внутри жидкости.

  • Градина (плотность льда (800 кг/м3)  попала в канистру с машинным маслом (плотность  (900 кг/м3). Она:

а) тонет,

б) всплывают,

в) плавает внутри жидкости.

  • Сливочное масло, которое состоит в основном  из хорошо перемешанных жиров (плотность жира 945 кг/м3) и воды (плотность воды 1000 кг/м3) растопили . Хлопья жира:

а) тонут,

б) всплывают,

в) плавают внутри жидкости.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Рефлексия.

У каждого на парте лежит набор магнитиков с рисунками различных «мордашек».

Выразите своё отношение  к уроку, выбрав магнитик с эмоциями, близких к вашим  эмоциям.

 

Итог урока

Домашнее задание: пар 50 упр 25 (№5).(Пёрышкин А.В.

Физика – 7, М.: Дрофа2011 г.)

 

 

 

Творческие задания группам.

  1. Изучи  назначение, устройство , и применение   ареометра. Продемонстрируй принцип его действия.
  2. Изготовьте прибор («картезианский водолаз») и проделайте с ним опыты. Фигурку замените небольшим поплавком. А сосуд закройте резиновой плёнкой. Объясните действие прибора. Продемонстрируйте на этом приборе законы плавания тел.
  3. Реферативная работа по теме: «Исследование атмосферы.»

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн