Submitted by Татьяна Ивановна Кожевникова on пн, 04/03/2013 - 17:24
Ход урока
Организационный момент
Тебе, Природа, присягаем
Среди лесов, лугов, болот
И ревностно оберегаем
Все,что в тебе живет.
В. Боков.
Ребята, сегодня мы проводим необычный урок - Урок-путешестие в осенний лес. На уроке мы вспомним с вами все, что изучали по этой теме в 5 и 8 классе.
Вы все любите путешествовать по осеннему лесу? Мы отправляемся туда прямо сейчас. (слайд №6 »Осенний пейзаж»).
Звучит музыка П.И. Чайковского»Времена года. Осень».
Класс оформлен празднично. На стене и доске плакаты , на полу осенние листья, а в классе гости- Лиса Алиса и Кот Базилио.
Языковая разминка.
Ученица читает стихотворение
А) Танцует осень
Играет красками природа,
Опять осенняя пора,
И в небе облачные воды
Клубят незримые ветра!
Вот осень золотом взмахнула
Да бриллиантами дождя
И листья с плечика стряхнула,
Себя в порядок приводя!
Мороз - повеса и проказник -
Подхватит на руки тебя,
И кружева снежинок разных
Развеет в воздухе шутя!
Большое солнце диадемой
Венчает твой румяный лик!
И танцевальною ареной
Весь мир представится на миг.
Б )Слайд №7. Чтение стихотворения (Лиса Алиса)
-О чем эти стихотворения?
-А какое сейчас время года? (Осень)
Задания:1. Обозначить во 2 стихотворении изученные орфограммы
2.Фонетический разбор слова «осень»
-проверка выполненной работы у доски.
Подготовка к объяснению нового материала.
Ребята записывают с монитора предложение
Старые дубы сбросили жухлую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди на загрубелую землю.
Задание: разобрать по членам предложения (слайд№8)
Вопрос ребятам:Какие второстепенные члены предложения встретились вам, что вы о них знаете?
(Ключевое слово - второстепенные члены предложения)
3.Объяснение нового материала.
Лиса Алиса и Кот Базилио предлагают ребятам посмотреть на монитор. Они показывают ребятам слайды (№9, 10, 110 )и читают стихи.
Задание:- послушайте внимательно предложения;
-как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их описали поэты?
-какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?
-что такое эпитет?
Эпитет- это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
-а сейчас давайте посмотрим, каким членом предложения являются данные слова?(за правильные ответы гости дарят ребятам осенние листочки)
1.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
(И. Бунин)
3. Скучная картина!
Тучи без конца…
(А. Плещеев)
Вывод:Вот мы и пришли к теме сегодняшнего урока.
Сегодня с вами мы будем говорить об определении.
Введение нового материала
Знал-(а)
+новое для меня
-вызывает затруднение
Это второстепенный член предложения
Бывают согласованные и несоглсованные определения
-откройте параграф 17, с.78 (слайд№13)
-работая с параграфом, вы будете заполнять таблицу, которая лежит перед вами. Таблица поможет вам сосредоточить внимание на главных и трудных вопросах.
Вопрос:- что нового узнали об определении?
Наша с вами задача повторить понятие: определение как член предложения.
Работа с текстом 2, 3.
-выпишите из данных текстов все словосочетания, в состав которых входит определение.
2 группа:веселой пестрою стеной; над солнечной поляной; скучная картина
3 группа: тучи без конца.
Задание: проверьте, все ли словосочетания вы выписали?
-определите вид подчинительной связи.
-докажите это.(слайд№14, 16)
Задание:Найти в тексте и выписать словосочетания ( слайд 12 )
Какие изобразительно-выразительные средства автор использует в этом стихотворении?
Физминутка (проводят гости)
Развитие учебно-языковых умений
-работа над материалом с целью выработки нахождения определения в предложении и обозначение графическому обозначению определения.
Творческое задание ребятам(слайд№15)
1, 2, 3 группа
- Из текста выписать согласованные и несогласованные определения.
3. Закрепление изученного материала.
Углубление понимания материала
Проверяем себя (слайд№17)
А)Подберите определения, распространите предложения, чтобы получился связный текст?
Б)Вставьте орфограммы, графически обозначьте их, найдите определения.
4. Загадки.
Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения
(слайд№20)
1.Падают с ветки золотые монетки(листья)
2. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной прокладкой(грибы)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я (подосиновик)
4.ЭХ, звоночки, синий цвет
С язычком, а звука нет(колокольчики)
Творческая работа (слайд№21-25)
-Какое настроение вызывают эти картины?
-А знакомы ли вам эти места?
-Посмотрите, как хороша природа нашего города Чулыма в осеннее время года.
-Дифференцированное задание.
А)-Составьте и запишите предложения или напишите сочинение-миниатюру на тему:»Осень», включив определения. Постарайтесь передать то настроение, которое изображено на слайдах.
-Проверка выполненных работ.
Ребята читают свои работы.
Б)Согласованные и несогласованные определения
Работая с картинами, составьте словосочетания, в состав которых входят согласованные и несогласованные определения
Поздняя осень-----------------------------------деревья без листьев
Голые деревья небо в тучах
Прозрачное небо березы в золоте и.т.д.
Вывод:Какие определения называются согласованными, несогласованными? (таблица Слайд№25)
Итог урока. Рефлексия. (слайд№26)
-Какую новую информацию получили на уроке?
-Чему научились?
-Что было самым трудным?
-Что было самым интересным?
-Назовите ключевые слова этой темы?
Гости помогают наградить обучающихся лесными подарками, а учитель выставляет оценки за урок.