Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Формирование представлений школьников о современном мире в курсе всеобщей истории"

Submitted by Ольга Васильевна Гук on Tue, 05/03/2013 - 15:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гук О.В.
Место работы, должность: 

Учитель истории и обществознания МБОУ лицей № 2, г. Мурманск 

Регион: 
Мурманская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Статья обосновывает важность преподавания всеобщей истории школьникам и раскрывает значение этих знаний для формирования у подростков представлений о современном мире.</p>

 

                                                                   О. В. Гук

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ В КУРСЕ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

 

Историческая наука сегодня находится на пороге нового этапа своего развития, который во многом обусловлен как вызовами ми­рового масштаба, так и внутренними условиями развития страны. Следует  понимать, что современный мир все менее объ­ясним в категориях научных исторических парадигм XX- XXIстолетия. Гуманитарные науки сегодня с тру­дом отвечают на вызовы терроризма, национализма, глобализма, антиглоба­лизма. Эти вызовы испытывает вся гуманитаристика: и мировая, и отечествен­ная. Таковы внешние факторы развития исторической науки. Интерес к изучению исторического прошлого актуализировался и в связи с тем, что 2012 год был провозгла­шен (в связи со множеством юбилейных исторических дат), Годом российской истории, благодаря продолжающим­ся в обществе дискуссиям по различ­ным историческим сюжетам, неутихаю­щей полемике по поводу школьных учебников и исторического образования в целом.  Трудно переоценить роль курса всеобщей  истории в реализации задач со­циально-гуманитарного образования, в формировании личности гражданина, которому предстоит жить в третьем ты­сячелетии в условиях постоянно возра­стающего динамизма перемен в жизни стран и народов. Особенностью всеобщей истории XX-XXIвв. является постоянное наращивание объема знаний во всех сферахобщественной жизни. Это отно­сится как к экономическим, политиче­ским, социальным, правовым явлени­ям, так и процессам в области культуры. Потоки информации обрушиваются  сегодня на учащихся со всех сторон: радио, телевидение, пресса, Интернет и т.д1.

Поэтому важно, чтобы преподаватель истории и обществознания, опираясь на новей­шие методические технологии и дости­жения современной педагогической на­уки, подготовил учащихся к воспри­ятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, слож­ности и противоречивости, сумел сфор­мировать у старшеклассников активную жизненную позицию, научил их мыс­лить и рассуждать. Изучение всеобщей истории дает возможность вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта путем решения проблем, акту­альных для современной России. Так, несомненный интерес представляют во­просы, связанные с созданием социаль­но ориентированной рыночной эконо­мики (к ней страны Запада шли более 100 лет), исторической трансформацией понятий «социальная справедливость», «гарантии защиты прав трудящихся», с зарождением такого явления, как «социальная ответственность бизнеса». Особое значение имеют темы, по­священные послевоенному развитию стран Западной Европы, на которых рас­крываются источники «экономического чуда» в ФРГ и Италии, факторы, способ­ствующие ускоренной модернизации экономики, возвышению «среднего класса»,  материал, характеризующий развитие стран Западной Европы и США в 1960-1970-е гг., позволяет сравнивать и сопоставлять различные модели развития, выявлять их сходства и различия.  В целом, зарубежный опыт позволяет глубже осмыслить сложнейшие процессы трансформации российской экономики 1990-х гг., связанные с. крушением ко­мандно-административной системы уп­равления и переходом к рынку, причем в кратчайший исторический период. Государства Восточной Европы также пережили период упадка, однако, благодаря поддержке стран Ев­росоюза, ранее проводившимся рефор­мам, он оказался не столь глубоким и продолжительным. При обсуждении со старшеклассни­ками как позитивных, так и негативных последствий подобной трансформации важно подчеркнуть, что ни одно государ­ство мира не имело опыта такого рода преобразований в подобных масштабах без сколько-нибудь значительной зару­бежной помощи. Что касается освещения в учебниках новейших периодов истории, то надо от­давать себе отчет в том, что отказаться от изучения истории последних 25 лет озна­чает оставить школьников без знания о текущих событиях  современной мировой истории, без  достоверной информации о постсовет­ской истории  в контексте  всемирной истории.  Изучение вопросов глобализации и становления информационного общества также занимает важное место в курсе всеобщей истории России и зарубеж­ных стран. Раскрывая на уроках сущ­ность глобализации, важно показать, что ускорение мирового развития в XXв. было тесно связано с дальнейшим усо­вершенствованием средств транспорта и связи, вывозом капитала и углублением взаимозависимости экономик ведущих государств1.

Мировая экономика стала более или менее целостным организ­мом, функционирующим по единым принципам. В то же время необходимо подчеркнуть, что неравномерность в мировом разви­тии и конкуренция сохранились, по­следняя порой приобретает весьма жест­кие формы. Ведущие участники мировой экономической жизни - транснацио­нальные компании (ТНК) и транснаци­ональные банки (ТНБ) - исходя из соб­ственных интересов активно вмешива­ются в дела национальных государств и их объединений. Сотрудничество государств с гиганта­ми международного бизнеса обеспечива­ет доступ к передовым технологиям и ин­вестициям. Но произвольные решения директоратов ТНК о свертывании произ­водств или их переносе в другие страны, спекуляции ТНБ на перепадах курсов на­циональных валют, биржевые манипуля­ции нередко оказываются деструктивны­ми для национальных экономик. Об этом наглядно свидетельствует глобальный финансовый кризис 2008 г., выявивший углубление противоречия между расту­щей взаимозависимостью народов и го­сударств, с одной стороны, и ограниченностью масштабов регулирования мак­роэкономических процессов рамками отдельных государств, в лучшем случае регионов. Соответственно, на повестку дня встает вопрос о создании институтов регулирования экономики глобального масштаба, в которых заметную роль на­мерена играть Россия.  Вместе с тем, проблемный подход при изучении курса всеобщей истории позволяет учителю не только показать базовые тенденции из­менения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на российской почве. Развитие модернизационных процессов и формирование информационного обще­ства - одна из важнейших задач, стоя­щих перед нашей страной1

Однако, в информационное общество, по крайней мере, в отдельные его сектора, пока не вписалось почти 80% граждан нашей страны. Фактически Россия еще не вышла из индустриальной эпохи. Представляя на уроках всеобщей ис­тории этапы прогрессивного процесса овладения человечеством новыми зна­ниями и техническими достижениями, учитель  имеет прекрасную возможность ознакомить уча­щихся и с примерами ускоренной модер­низации стран, располагавших достаточ­но слабыми стартовыми позициями. Помимо Японии, которой за три де­сятилетия «экономического чуда» уда­лось стать одним из технологических ли­деров современного мира, это и новые индустриальные страны - Южная Ко­рея, Тайвань, Сингапур и др. (так назы­ваемые азиатские «тигры»), создавшие, благодаря тщательно выверенной эконо­мической политике, весомый научно-технический потенциал. Примером ус­коренной модернизации могут служить такие государства, как Бразилия, Индия и Китай. Они в последнее время демон­стрировали столь впечатляющие успехи в области модернизации, что многие эксперты считают их «сверхдержавами» (или «центрами силы») XXIв.  Конечно, следует объяснять  учащимся, что  опыт упомянутых стран своеобразен и весьма неоднозначен. Однако показательно, что все они кон­центрировали усилия на формировании патриотически  настроенного слоя мо­лодежи, ориентированной на получе­ние знаний, в том числе и в университе­тах стран Запада, и готовой после полу­чения образования работать в центрах отечественной инновационной инфра­структуры. Необходимо  делать акцент  на том, что престиж государства, его мощь и благополучие его граждан во многом зависят  сегодня от развития и совершен­ствования человеческого капитала, от уровня интеллекта молодых людей, всту­пающих во взрослую жизнь, их активной гражданской позиции.  Изучение вопросов, связанных с за­рубежным опытом развития гражданско­го общества, позволяет решать и воспи­тательные задачи по формированию нравственных принципов, ответствен­ности за будущее страны. Важнейшим условием прогресса лю­бого общества является упрочение ин­ститутов демократии и гражданского об­щества. Учащихся на конкретных при­мерах необходимо подвести к выводу о том, что только их непосредственное участие в формировании зрелого граж­данского общества обеспечит им актив­ную и сознательную роль в развитии страны. Без созидательной инициативы граждан не даст полного эффекта реали­зация национальных проектов, направ­ленных на повышение качества жизни людей, уровня здравоохранения, совер­шенствование системы социальной за­щиты населения и т.д. Одних админист­ративных, юридических мер недоста­точно для того, чтобы победить корруп­цию, разъедающую социальную ткань общества. Только активные, социально ответственные граждане и их объедине­ния способны переломить ситуацию в сфере борьбы за создание подлинно правового государства1.

Обращение к истории и современно­му состоянию межнациональных отно­шений, изучение конфликтов, возни­кавших на этнической почве в различ­ных странах, поможет показать старшеклассникам пагуб­ность идеологий и политики, основан­ных на этническом национализме, ра­сизме, религиозном фанатизме и шови­низме. Опыт российской истории дает учителю богатый материал для воспита­ния толерантности, терпимости, уваже­ния к людям иной расы, иной нацио­нальности, иного вероисповедания.  Сегодня одним из феноменов всеобщей исто­рии XX-XXIвв. является международный терроризм. Важно показывать его исто­ки, формы, возможность противодей­ствия этому явлению, вклад, который вносит Россия в борьбу с ним. Изучение вопросов современных между­народных отношений и внешней политики России способствует более глубокому по­ниманию реальности мира начала XXIв. После завершения «холодной войны» из­менилась конфигурация системы между­народных отношений. Рухнул «железный занавес», России пришлось искать свое новое место в мире. Она столкнулась с такими негативными явлениями, как расширение НАТО на Восток и стремле­ние США решать спорные вопросы во­енной силой. Важно раскрыть позицию России по отношению к событиям на Балканах, в Ираке, Иране, Сирии, Египте, показать ее стремление к разрешению существую­щих конфликтов мирным путем. Вопросы, которые касаются современности, в частно­сти «арабской весны», следует подавать как основные факты, так и  историческую канву событий. Можно воздерживаться от оценок, но, если го­ворить, в частности, об «арабской весне», то никто не спорит с тем, что свергнутые режимы были коррупционными, авторитарными.  Можно  использовать возможности типологизации событий (например, происходящих в арабских странах), а это создало бы условия для интересного разговора со старшеклассни­ками, а также  для широкого  использования эле­ментов сопоставительного анализа.  Изучение этих проблем содействует развитию исторического мышления школьников, формирует умение сопо­ставлять политику различных стран и их союзов. Важно показать, в чем состоят сейчас интересы России, как и какими средствами она их отстаивает. Это каса­ется поиска союзников, обеспечения во­енной безопасности, защиты своих ин­тересов в странах СНГ, решения проблем наших соотечественников в государствах ближнего зарубежья. Умение ориентиро­ваться в этих вопросах создает основу для формирования у старшеклассников мышления, основанного на осознанном патриотизме.  Вместе с тем, широкий круг проблем, связанный с постсоветским пространством, его прошлым, настоящим и будущим, еще недостаточно освещен в современных учебниках всеобщей истории и методической литературе. Сегодня основная трудность для учителя состо­ит в том, чтобы в доступной форме, до­ходчиво и политически корректно рас­сказать учащимся о сложнейших дис­куссионных проблемах, существующих в рамках СНГ. При освещении некоторых тем, например, «Содружество независимых государств», необходимо отказаться от избыточного фактического материала,  но выделить основные узловые моменты, на которые следует обратить особое внимание. К ним можно отнести следующие: образование СНГ и заключение важнейших договоров и соглашений между суверенными государствами;  расхождения в интересах между странами СНГ, вооруженные конфликты на пост­советском пространстве;   различия в моделях экономического и социально-политического развития стран СНГ. Следует обратить внимание учащихся на существование «болевых точек» на территории государств СНГ, т.е. воору­женных конфликтов, имевших место в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Аб­хазии, Южной Осетии. Важно раскрыть усилия Российской Федерации, направ­ленные на мирное урегулирование во­оруженных конфликтов, на оказание их жертвам гуманитарной помощи, защиту жизни своих граждан. Необходимо подвести учащихся к по­ниманию того, что политические и эко­номические преобразования в государ­ствах СНГ связаны с различными моделя­ми развития. В их основе лежат особен­ности геополитического положения бывших советских республик, специфи­ка их культуры, религии и т.д. Особое  значение для понимания сути происхо­дящих в них событий имеет освещение «цветных революций» (оранжевые шар­фы, розы, тюльпаны символизировали дух перемен). Учителю необходимо объяснить при­чины «цветных революций», выделить факторы, подрывавшие стабильность в обществе. Среди них - экономические трудности, безработица, перебои со снабжением, медлительность в проведе­нии реформ, острые межнациональные противоречия, внешнее вмешательство (известно, что из-за рубежа на финанси­рование этих выступлений поступило 150 млн. долл.). Актуальными вопросами исторического образования, связанными с преподаванием истории XX- начала XXIв., одного из самых сложных периодов (как в отечественной, так и в зарубежной исто­рии), являются вопросы  о том, как в содержании курса всеобщей истории освещать послед­ние 20-25 лет истории СССР - России; как изучать историю Второй мировой войны; как в целом трактовать  текущие локальные конфликты и их последствия;  как изучать такой неоднозначный вопрос как традиционализм и  фундаментализм в  XX- XXIвв. и многие другие. Изучение исторических путей разви­тия стран СНГ, сложных процессов в их становлении вооружает учащихся зна­ниями о судьбах новых суверенных госу­дарств. Эта тема содержит благодатный материал для формирования таких на­выков, как сравнение, сопоставление, распознавание главного и второстепен­ного. На уроках, посвященных изучению стран СНГ, необходимо вводить такие понятия, как «миротворческая акция», «самопровозг­лашенная республика», «постсоветское пространство».

Изучение темы позволя­ет еще раз обратить внимание на важ­ность толерантности в идеологии и по­литике, показать, что со странами СНГ нас связывают не только общая история, но и тесные экономические, финансо­вые, культурные, политические отношения, необхо­димость обеспечения военной безопас­ности, сотрудничество в борьбе с нарко­мафией, терроризмом и нелегальными финансовыми операциями.  Наконец, важным является изучение отечественной истории в контексте все­общей истории. Это дает возможность выявить активную роль России во все­мирной истории и способствовать фор­мированию исторического сознания, от­вечающего реальностям современного мира. Оно включает, с одной стороны, патриотизм, основанный на знании то­го, какой вклад внесла Россия в общеми­ровое развитие, в решение общих для всего человечества проблем, и на осмыс­лении героических и трагических стра­ниц ее истории. С другой - гуманизм, понимание проблем России, прошлых и настоящих, как органической и неотъ­емлемой части всемирной истории, вне контекста которой они не могут быть правильно осмыслены и решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - 175 с.

2.                Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2003. - 180 с.

3.                Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: Теория и практика. Курс лекций для дистанционного обучения // История.  - 2006. -  № 22. - С. 18-25.

4.                Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5- 11 классы. М.: Эксмо, 2008. - 210 с.

 

 

 

 

 

 



1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. С. 80.

 

1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2003. С. 70.

 

1 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: Теория и практика. Курс лекций для дистанционного обучения // История.  2006. № 22. С. 19.

 

1 Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5- 11 классы. М.: Эксмо, 2008. С. 61.

 

Прикрепленный файлSize
Формирование представлений школьников о современном мире в курсе всеобщей истории.doc63 KB