Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



выступление «Урок-анализ письменной работы учащихся. Роль урока. Структура. Приёмы и виды деятельности.»

 

МБОУ

"Покрово-Пригородная средняя общеобразовательная  школа" Тамбовского района, Тамбовской области.

Тема выступления на МО русского языка и литературы:«Урок-анализ письменной работы учащихся. Роль урока. Структура. Приёмы и виды деятельности.»

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы:

Волкова Галина Петровна

 

 

План

  1. Задачи уроков развития речи.
  2. Цель урока - анализа письменной работы, его роль в системе уроков развития речи.
  3. Общепринятая система классификации ошибок, их предупреждение, анализ письменных работ. (Рекомендации методистов и ведущих преподавателей.)
  4. Из опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

                                                                                  К. Паустовский.

.

Конечная цель работы по развитию речи - формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в ее решении принадлежит специальным урокам развития речи. Специальный урок развития речи - один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой уроков такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира.

Любая связная речь, как известно, включает в себя три качественно отличные компонента, а следовательно, и три типа умений и навыков, отражающих различные ее стороны: 1) содержательную; 2) логико - композиционную; 3) языковое оформление.

Работа над содержательной стороной - это накопление и отбор фактического материала с учетом предполагаемых тем сочинений или заданий к изложениям. Логико - композиционная сторона сочинений включает прежде всего совершенствование двух групп умений:

  1. составлять план и пользоваться им при раскрытии темы

2) строить высказывание в соответствии с особенностями повествования, описания, рассуждения при сочетании различных типов речи.

Без точного следования всем нормам письменной речи: логическим, грамматическим, речевым,(в том числе стилистическим), орфографическим, пунктуационным - немыслимо грамотное оформление языковой стороны сочинений и изложений.

Однако работа над языком сочинения - это особая, специфическая область в общей системе развития и совершенствования речи учащихся, есть свои особенности и у уроков развития речи, цель которых — обучение восприятию и пониманию « чужих» текстов, разных по типу и стилю. Это изложения сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения, изложения по прослушанному тексту.

Особое место среди уроков, формирующих практические умения, занимают уроки анализа сочинений и изложений. Цель таких уроков - формирование умения улучшать, совершенствовать созданный текст. Важное значение в повышении грамотности, обеспечении речевых и правописных умений и навыков учащихся имеет работа над ошибками, допущенными в сочинениях и изложениях. Эта работа должна проводиться систематически, быть в поле зрения учителя, постоянно включаться в учебный процесс как его необходимый элемент.

На специальном уроке работы над ошибками мы сосредоточиваем внимание на их анализе и недочетах, характерных для определенного вида изложений или сочинений.

В основе этой методики находится общепринятая система классификации ошибок, при которой учитываются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но также речевые и стилистические. Работе над специфичными для изложений (сочинений) ошибками и недочетами помогает такое их исправление, при котором различные виды речевых и стилистических ошибок и недочетов обозначаются особыми условными знаками. Z(необходимость абзаца), П (неоправданное повторение слов), М ( неоправданно употребление местоимений), В ( неудачное выражение). Работа над ошибками на каждом этапе может проводиться по-разному. Чем старше класс, тем все большее место должна занимать самостоятельная работа учащихся над ошибками. Ученики вносят исправления по известным им образцам и моделям.

В 8-9 классах учащиеся могут уже совершенно самостоятельно работать над допущенными ошибками. А учитель при проверке письменных работ может не обозначать условным знаком тот или иной речевой недочет. На мой взгляд, это возможно в достаточно сильном классе, там, где учащиеся много читают. Самостоятельная работа над ошибками, рецензирование работ товарищей, активное участие в коллективной работе над совершенствованием текста изложения (сочинения) могут и должны оцениваться учителем. В тех случаях, когда текст ученической работы подвергается существенным изменениям, когда в него вносятся значительные коррективы, учитель предлагает отдельным учащимся переработать изложение или сочинение, создать второй и даже третий вариант текста.

П.Ф. Ивченков в своей книге («Обучающие изложения» 5-9 классы М., « Просвещение» 2004 г.) рекомендует такой план проведения изложения:

  1. Подготовка учащихся к изложению.
  2. Выполнение первого варианта.
  3. Анализ первого варианта и выполнение второго варианта.

Было бы целесообразно при создании письменных работ не пользоваться словом «черновик», а заменить его сочетанием «первый вариант». Это поможет удерживать школьников от вольного отношения к начальному тексту, и будет указывать ясную перспективу работы. На выполнение первого варианта отводится один урок, но обычно времени расходуется меньше. Написанием второго варианта завершается второй этап работы над изложением. Третий этап начинается проверкой ученических текстов. Цель третьего этапа - анализ первой попытки и выявление пути создания второго, улучшенного варианта. Характер проверки  рекомендательный, обучающий (можно простым карандашом),

оценка не ставится. Возрастает интерес к созданию текста и ответственность за его выполнение.

Следует обратить внимание на статью С.А. Арефьевой «Проверка сочинений учащихся», (журнал « Русский язык в школе» № 1 2001г., стр. 7 - 13.) ,т. к. она затрагивает в этой статье важные проблемы анализа письменных работ.

С. А. Арефьева пишем о том, что качество ученических сочинений во многом зависит от умения учащихся редактировать созданный ими текст с учетом выявленных учителем недочетов и ошибок.

Она отмечает, что в школьной практике в настоящее время выделяются следующие виды ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, логические, фактические. Наибольшую трудность при оценке сочинений вызывают грамматические и речевые ошибки, т. к. обе группы включают частные виды ошибок: грамматические - морфологические и синтаксические; речевые - собственно стилистические и лексические. Автор статьи считает, что нужно пересмотреть и переработать систему классификации ошибок, их условное обозначение, т. к. фундаментальные работы по данному вопросу были напечатаны давно. Отметила, что и учителя допускают просчеты при выставлении оценок за письменные работы, потому что не имеют достаточно знаний по системе классификации ошибок. Учитель С. А Арефьева использует в своей работе метод построчного комментирования.

В качестве примера приводится сочинение по картине О. Д. Яновской «Ждут», написанное ученицей 7 класса. Сочинение-описание написано в художественном стиле. (Обозначение ошибок: Гр - грамматическая, Р - речевая, Лог - логическая).

На мой взгляд, построчный анализ сочинения требует очень внимательного отношения к тексту, хорошей лингвистической подготовки, языкового чутья и вкуса. Такой анализ очень трудоемок и не всегда осуществим на практике. Но проводить построчный анализ по возможности, хотя бы выборочно или частично, надо, т. к. он очень важен для формирования практических навыков и умений у учащихся.

Правильная классификация ошибки - залог успешной работы по ее предупреждению и устранению.

Следует при определении ошибки руководствоваться данными принципами: 1. При классификации ошибки необходимо исходить из замысла пишущего, учитывать в первую очередь то, что он хотел написать. Только при таком подходе мы получаем возможность строго отграничить речевые ошибки от неречевых. (К неречевым ошибкам относятся фактические и логические). 2. Необходимо учитывать мотивированное и немотивированное нарушение языковых норм. Чрезвычайно важно избегать субъективизма.

Необходимым этапом в работе является предупреждение речевых ошибок, надо придерживаться практики опережающего предупреждения.

Учитель должен с большим вниманием относиться к авторскому замыслу и ни в коем случае, даже в деталях, не искажать, устраняя речевую ошибку, содержательную сторону высказывания.

Например, учащийся написал: «Я спрятался в кустах следить за Сережей». (Ненормативное сочетание « спрятался следить»). Учитель исправил: «Я спрятался в кустах и стал следить за Сережей». Фраза учителя правильная, но она не соответствует тому, что имел в виду ученик. В его предложении выражалось значение цели. (С какой целью спрятался?) Следовало бы исправить так: «Я спрятался в кустах для того, чтобы следить за Сережей». Тогда замысел автора не будет нарушен.

Работа над речевыми недочетами в изложениях и сочинениях учащихся может проводиться как на специальных уроках после проверки, так и на других уроках по усмотрению учителя.

В своей работе на уроках по развитию речи я часто обращаюсь к текстам из литературных произведений, т. к. считаю, что работа с такими текстами развивает хороший вкус и языковое чутье.

В 6 классе проводится работа по отрывку из повести А. С. Пушкина «Метель». План урока традиционен. Цель урока - написать сочинение-описание «Ужасная ночная метель», выбрав материал для описания ветра, неба, снега, земли.

После слова учителя о содержании повести « Метель» проводится подготовка к изложению: знакомство с вышедшими из употребления словами (околица, отчаяние), беседа о тексте, составление плана, чтение и языковой разбор текста (ничегоне взвидел - ничего нельзя было увидеть), выполнение первого варианта и выборочная его проверка учителем, анализ первого варианта и выполнение второго варианта. Обычно эта работа проходит на двух уроках.

Урок-анализ изложения и урок подготовки к изложению неразрывно связаны между собой.

Тема урока:«Анализ выборочного изложения «Ужасная ночная метель»». Цель урока: 1. Работа над различными видами ошибок.2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков. 4.Развитие языкового чутья и вкуса.

II.Слово учителя. Кратко об удачных работах и недостатках. Учитель отмечает три удачных работы. Тема в них раскрыта.

Очень хорошо, что вы бережно отнеслись к авторскому тексту, уловили особенности пушкинской прозы: простоту, ясность, динамику; передали точное описание метели. Но некоторые ребята слишком сократили текст, упустив те слова, которые важны для раскрытия темы.

- Скажите, ребята, в каких строчках говорится, что ночная метель была ужасна? Вернемся еще раз к пушкинскому тексту.

Ответ: « В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею».

Ш.Работа над ошибками.

1. Объяснение пунктуационных ошибок. На доске и в тетради учащиеся пишут предложение. Лошадь ободрилась, и Владимир успокоился. (Перед союзоми ставится запятая, потому что предложение сложное).

2. Объяснение пунктуационных ошибок индивидуально в тетради под руководством учителя и с помощью сильных учеников.

3. Одновременно на доске выписываются слова с орфографическими ошибками, распределяющимися по видам орфограмм.

Ничего, исчезла, началась - начало.

Те, кто допустил ошибку, выходят к доске и стараются определить, к какой группе ошибок она относится, Записывают в нужный столбик (имеются в виду орфографические ошибки).

4. Объяснение ошибок, допущенных отдельными учащимися с помощью учителя. Ученица написала: « Отчаяние овладело Владимира». Нарушено управление, здесь требуется творительный падеж. «Овладело (кем?) Владимиром». Ученица не понимает до конца смысл слов «отчаяние» и «овладело», поэтому она согласует эти слова по понятному ей образцу. Например: « Слово задело Владимира». Эта ошибка скорее речевая, чем грамматическая.

IV.   Подведение         итогов.

Выбираются те слова и предложения, в которых допущено больше всего ошибок, и записываются на той части доски, которая не используется во время уроков, чтобы дети зрительно запомнили данные слова и предложения.

V. Домашнее задание.

Еще раз перечитать отрывок из повести, по которому писали изложение, выписать словосочетания, где главное слово глагол.

Выехал за околицу, дорогу занесло, въезжала в сугроб, ехал полем, ударил по лошади, брызнули из глаз. Выписать два предложения и разобрать их.

Анализ показал, что несмотря на серьезную подготовительную работу, дети допускают ошибки. Значит, подготовку к письменной работе надо начинать еще раньше, используя для этого уроки русского языка и литературы. На уроке-анализе сочинения по картине А.С. Григорьева «Вратарь» в 7 классе говорим о том, что некоторые учащиеся, особенно мальчики, увлеклись заключительной частью, где рассуждают о футболе. Напоминаю, что сочинение по картине - это описание именно картины, того момента, который здесь запечатлен. Надо дать такое описание, чтобы вы почувствовали, что футбол - увлекательное зрелище, не используя лишних слов, не имеющих отношения к картине.

На этом уроке разбираем отдельные ошибки вместе со всеми учениками. Неоправданный повтор отдельных слов:«был один игрок, коленибыли, зрители были». Нарушение границ предложения. «Позади вратаря стоит запасной игрок. Который тоже внимательно наблюдает за игрой». Ученица явно сомневается, надо ли ставить запятую, поэтому поставила точку, и получилось два предложения. А правильно будет так: «Позади вратаря стоит запасной игрок, который тоже внимательно наблюдает за игрой». Ошибка в образовании формы глагола. Выбрали. (Ученица написала «выбрыли»). Разбираем: выбрали от глагола в неопределенной форме выбрать, суффикс сохраняется. В своей работе на уроках русского языка в 9 классе постоянно обращаюсь к «Сборнику текстов для изложений» Работаем над отрывком из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» для того, чтобы предупредить речевые и грамматические ошибки. На протяжении ряда уроков русского языка учащиеся получают задания по работе с текстом.

1 .Выписать из текста предложения различной конструкции, разобрать их. Например: «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск».

  2. Выписать      описание пейзажа.

  3. Письменно    ответить на вопросы к тексту, используя критические статьи о романе.

  4. Найти   слова на различные виды орфограмм. Беспощадно, измученного, в черной, спасено, горящую и т. д.

  5. Составить план к тексту.

После проведения изложения учащиеся должны провести анализ самостоятельно, оценивая свою работу по следующим направлениям: 1.Как пересказали текст? 2. Сумели ли полно ответить на вопросы? 3. Распределение допущенных ошибок по видам орфограмм. 4. Что надо учесть на будущее?

От знакомства с содержанием романа к его анализу, от анализа большого произведения к анализу небольшого отрывка - вот тот путь, по которому надо идти, чтобы научить учащихся воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме.

«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей| - то это не может быть просто и схематично».

Л.В. Щерба

 

Список литературы.

 

Алексеева Т.В.Как научиться писать сочинение на «отлично».С — Петербург «Паритет» 2000 г.

Ивчеиков П.В.Обучающие изложения 5 -9 классы. М., «Просвещение» 2004 г.

Кап иное В.И.Развитие речи: теория и практика обучения. М., «Просвещение» 1991 г.

АрефьеваС.А. «Проверка сочинений учащихся» Русский язык в школе. №1 2001г., стр. 7- 13.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн