Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роды и жанры литературы. Басня. Истоки басенного жанра

Submitted by Светлана Владимировна Быстренко on пн, 11/03/2013 - 10:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Быстренко Светлана Владимировна
Место работы, должность: 
МКОУ Кабинетная СОШ
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Познакомить учащихся с родами и жанрами литературы; расширить представление о басне как  одном из старейших жанров литературы; продолжить изучение биографии И.А. Крылова.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Я. Коровина "Литература", Москва, "Просвещение" - 2012 год

Используемая методическая литература: 

О.Я. Ерёмина "Поурочное планирование по литературе", Москва, "Экзамен" - 2008 год

ресурсы Интернета

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, монитор

Используемые ЦОР: 

Собственная презентация

Краткое описание: 
Знакомство с родами и жанрами литературы, исторический экскурс - знакомство с истоками басенного жанра, продолжение знакомства с биографией И.А. Крылова.

 

Разработка урока литературы в 5 классе

Учитель: Быстренко Светлана Владимировна, МКОУ Кабинетная СОШ

Тема: Роды и жанры литературы. Басня. Истоки басенного жанра

Цели: познакомить учащихся с родами и жанрами литературы;  расширить представление о басне как одном из старейших жанров литературы; продолжить изучение биографии И.А. Крылова

Оборудование: проектор с презентацией учебного материала

1.     Организация класса

2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения «Случились два астронома в пиру…»

3.Новая тема

Знакомство с родами  и жанрами  литературы

А) чтение теоретической статьи учебника-хрестоматии, стр. 56

Б) работа по вопросам:

- Ребята, сейчас мы выделим самое главное из этой статьи и запишем это главное в таблицу.

- О чем говорится в данной статье?

( о родах и жанрах литературы)

                 а) - Какая группа более объемная, большая: род или жанр?

( род)

- Сколько родов литературы существует? Назовите их.  

( эпос, лирика, драма)

а) заполнение 1 колонки таблицы:   Слайд №2

                б)  заполнение 2 колонки:

              - Каково содержание эпических произведений?

              - Каково содержание лирических произведений?

             - Каково содержание драматических произведений?  Слайд №3

                  в) – Из каких жанров состоит эпос?

   - Из каких жанров состоит лирика?

   - Из каких жанров состоит драма?     Слайд №4

               г) Учитель: « Я назову несколько произведений, с  которыми вы знакомились на уроках чтения в  4 классе. К каким родам они относятся?»

( примеры заносятся в таблицу)         Слайд №5

В. Драгунский «Что любит Мишка», С.Есенин «Бабушкины сказки», С.Маршак «Двенадцать месяцев»

 

 

Знакомство с жанром басни

А) Учитель: «А теперь откройте учебник на странице 57. Прочитайте заголовок статьи и ответьте, с каким жанром мы сегодня будем знакомиться?»

( с басней)

- Что вы знаете о басне?

- Какие басни вы знаете?

( Заранее сильные учащиеся готовят выразительное чтение наизусть басен,  с которыми они знакомились в 4 классе: «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Квартет»)

Б) Чтение статьи учебника, работа по содержанию:

- Что такое басня? Зачитайте определение.   Слайд №6

В) – Ребята, с какими  литературными приёмами мы встречаемся в баснях?

Ответ найдите в статье учебника        Слайд №6 – 2 часть

    ( Олицетворение, аллегория)

Г) – Что такое мораль басни?          Слайд №7

Учащиеся  находят мораль в баснях, прочитанных детьми

Д) – Ребята, давайте вернемся к нашей таблице. Записывая жанры литературы, мы никуда не включили жанр басни. Подумайте,  к какому роду литературы относится этот жанр?

Подсказка – в определении (басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного…)

Занесение жанра басни в таблицу           Слайд № 8

Проводим физминутку:

Раз- два: встали в ряд,

Наши пальчики болят.

Три- четыре: звёзды в небе,

Мы потянемся за ними.

Чтобы нам колядовать,

Нужно ноженьки размять:

Мы шагаем дружно в ряд:

Раз- два- три- четыре- пять!

Чтобы Гоголя читать,

Нужно глазки нам размять:

Смотрим влево, смотрим вправо,

Смотрим вверх, потом и вниз.

В Рождество мы все гадаем,

Чтоб нам лучше стало жить.

Исторический экскурс

А) Учитель: «Как же возник жанр басни?              Слайд № 9

 Оказывается, это один из самых старых жанров. Он возник еще в Древней Греции. Басни писали многие древнегреческие поэты.

 Но наиболее популярны и широко известны были басни Эзопа».       Слайд № 10 

Б) Учитель: «Басни Эзопа были настолько популярны, что их потом перерабатывали или переводили многие баснописцы. Давайте убедимся в этом, обратившись к творчеству самых известных из них, а именно…»

Слайды № 11, Слайд № 12

В) Чтение и сравнение басен Эзопа, Лафонтена и Крылова

Слайды № 13 и 14: сравнение басен Эзопа и Лафонтена «Ворон и лисица»

- Басню И.А. Крылова «Ворона и лисица» разыграть по ролям (вызываются учащиеся, которые хорошо знают басню; если класс слабый, можно подготовить ребят заранее).

Слайды № 15, 16, 17 – сравнение  басен Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лисица и виноград»

Г) Введение нового термина

Учитель: « Мы говорили о том, что басни написаны аллегорическим, иносказательным языком. В память величайшего гениального баснописца Эзопа язык басен, язык иносказаний называют Эзоповым языком.                   Слайд № 18

Д) Учитель: «Русские писатели 18, 19 веков часто обращались к жанру басни».   Слайд №19

-Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.  Слайд  № 20

Знакомство с биографией И.А. Крылова

Учитель: « Кто же он? Где родился? Какой была его семья? Как получилось, что он стал известным баснописцем? Все это мы узнаем, прочитав статью учебника на странице 58-592.

( Статью читают учащиеся, скорость чтения которых 100 и более слов в минуту)

-Так что же помогло И.А. Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени?

( Чтение)

4.     Подведение итогов урока:                Слайд № 21

5.     Д/з: взять в библиотеке сборник басен Крылова, читать басни, готовиться к викторине

Рефлексия:  карточки «Интересно», «Скучно», «Познавательно»

Прикрепленный файл Size
Басня. Истоки басенног жанра - конспект урока..docx 17.53 KB
Басня. Истоки басенного жанра..pptx 932.63 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн