Официальный сайт moscowout 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внутренние воды России

Размещено: Татьяна Петровна Перевалова - вт, 12/03/2013 - 18:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Перевалова Татьяна Петровна
Место работы, должность: 
МБОУ "Жигайловская СОШ", заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 

 

  1. Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знание особенностей вод России, их размещение, типы;
  2. Закрепить основные понятия темы;
  3. Определить умение работать с картами;
  4. Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;

Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник:  В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 271с.

УМК: Атлас География России. Природа. 8 класс.– М.: Дрофа, 2006.

Используемая методическая литература: 

 

  1. Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей»,  - 2004, 312 с.
  2. Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109 с.
Используемое оборудование: 

 

  1. Физическая карта России;
  2. Таблицы:
  3. Пейзажи с изображением рек;
  4. Музыкальное оформление.
  5. Эпиграф:
  6. Слайдовые презентации
  7. Сводная таблица
  8. Электронный учебник по географии 8 класса.
Краткое описание: 
Я приветствую вас на уроке проверки знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»

 

Обобщающий урок  по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России".

Тип урока: проверка знаний

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знание особенностей вод России, их размещение, типы;
  2. Закрепить основные понятия темы;
  3. Определить умение работать с картами;
  4. Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
  5. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
  2. Формировать навыки коллективной работы;
  3. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

Методы и приемы работы:

  1. Практические , тестовые и творческие задания в группах и индивидуально.
  2. Опережающее задание: практическое применение полученных знаний при выполнении слайдовой презентации по теме.

Оформление:

  1. Физическая карта России;
  2. Таблицы:
  3. Пейзажи с изображением рек;
  4. Музыкальное оформление.
  5. Эпиграф:
  6. Слайдовые презентации
  7. Сводная таблица
  8. Электронный учебник по географии 8 класса.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята.  Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать  строками стихотворения

С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда!
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее … (вода)

слайд

    Это действительно  вода  и я приветствую вас на урокепроверки знаний  по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»

 

2. Конкурс знатоков географии

  

 Сегодня  у нас не просто урок конкурс Знатоков географии.  Мы  будем повторять и обобщать знания по теме «Внутренние воды России», закрепим умения работать с картами атласа, настенными картами, с текстом, умение работать индивидуально и в группе. 

  Для работы на уроке мы организовали две команды. Одна из них команда «Волга» - капитан Меняйло Т., вторая «Байкал» - капитан Кривошей А.. И нам предстоит установить, какая же из двух команд больше знает о внутренних водах нашей страны и кто достоин звания «Знатока географии».   

     У каждого из вас на парте лежат личные маршрутные листы, где указаны названия конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны,  и по их количеству вы будете заполнять баллы за каждый конкурс. Жетоны мне будут помогать раздавать капитаны команд. Вы понимаете, что от ваших  индивидуальных результатов будет зависеть общекомандный результат и  Знатоком географии будет признана команда, набравшая  большее количество баллов .  Общекомандные баллы я буду заносить в конкурсные таблицы на доске. В конце урока подведем итоги: 50-70- «5», 30-49-«4», ниже 29 и ниже- «3»

Итак, начинаем!  

Конкурс «Разминка» - где вам предстоит вспомнить основные понятия и термины из темы «Внутренние воды». Оцениваться конкурс будет как в команде, так и индивидуально. На столах у вас лежат карточки с терминами. Я читаю вопрос, а вы поднимаете  табличку с правильным ответом.

1 балл за каждый правильный ответ

 

Вопросы:

1.   Природное углубление, место, где река протекает (русло)

2.   Граница между двумя речными бассейнами.( водораздел)

3.   Отношение величины падения реки к её длине. (уклон)

4.   Замкнутые котловины в земной коре, заполненные водой, имеющие замедленный водообмен (озеро)

5.   Толщи замерзших горных пород, не оттаивающих в течение длительного периода времени (многолетняя мерзлота).

6.  Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных  осадков (паводок).

7.   Количество воды, протекающее  в речном русле за год (годовой сток).

8.    Наиболее низкий уровень воды в реке (межень).

Баллов: 32

Ребята, успешно справившись с заданием, заполняем свои индивидуальные маршрутные листы, Посчитайте общее количество баллов, я выставлю командный результат.

 

Конкурс  «Картографический»

В этом конкурсе вам предстоит  показать свои умения работать с картой, знания расположения рек и озер России, умение соотносить названия и географические объекты .

От каждой команды прошу выйти по одному представителю.

Для  1 команды на указателях написаны реки, озера, выбираете указатель, прикрепляете на карту, где находится данный географический объект. Другая же команда – будет все тоже выполнять за компьютером. Чтобы узнать, кто работать за компьютером,  ответим  на вопрос.

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан. (Енисей)

Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл.)

 

Список географических объектов: реки-  Северная Двина, Индигирка, Печера, Иртыш, Яна, Анадырь, Амур, Колыма, Енисей , Лена, Обь, Ангара

 

озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Таймыр, Ханка, Ильмень.

5 баллов

А все остальные могут заработать дополнительные баллы, ответив на вопросы о реках и озерах России и показав их на карте:

 

Прослушайте  четверостишье о реке, если необходимо, дайте ее название, назовите исток и устье, а также к бассейну какого океана она принадлежит:

Правильный ответ оценивается 1 баллом.

1. Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь свободная
Могучая сибирская река.
(Ангара) – Байкал, приток Енисея.

 

2. Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой – белея,
Верная подруга Иртышу,
Ты течёшь на север смело.
(Обь) ( Образуется слиянием Катуни и Бии на Алтае. Впадает в Обскую губу Карского м )

 

3. О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
(исток на Валдайской возвышенности впадает в Каспийское море)

 

4. То над Доном сад цветет,
Во саду дорожка;
На нее я б все глядел,
Сидя из окошка.
(Начинается на Среднерусской возв., впадает в Таганрогский зал. Азовского моря)

 

О каком озере России идет речь,  покажите его на карте:

Озеро 1.Это озеро-море. Самое круп­ное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.)

Озеро 2.Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду прохо­дила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ла­дожское.)

Озеро 3.Еще при Петре I проложили русские люди «государеву дорогу» от сту­деного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладо­гу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свиръ. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)

Озеро 4.А это озеро — исторический памятник великого подвига русского наро­да. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озе­ро лежит в центре России. Котловина озе­ра ледникового происхождения. (Чудское)

Подведем итоги конкурса:

Конкурс «Практиков»

 За правильный ответ команда получит 5 баллов. Сейчас ваша задача, определить падение, уклон рек, указанных на карточке.


1 команда – Лена        (Длина 4400 км  Н1=930 м    Н2=0 м   Падение 930-0=930 м Уклон =93000:4400=21 см/км)


2 команда – Волга (Длина   3531 км  Н1= 256 м    Н2= - 28 м   Падение 256+28=284 м Уклон =28400:3531=8  см/км)

 

Подводим итог:

 

Конкурс «Теоретиков»  - 5 б

Перед вами тестовые задания и бланки ответов, которые вы должны заполнить. Напротив каждого вопроса вы должны поставить правильный вариант ответа. Через 5 минут вы обмениваетесь работами с соседом по команде и проверяете работу по ключу


Ответы

Вариант 1

 

  1. а
  2. в
  3. в
  4. а
  5. б
  6. а
  7. в
  8. б
  9. а

                                    10.г                 

Ответы

Вариант 2

 

  1. а
  2. г
  3. а
  4. б
  5. в
  6. б
  7. б
  8. в
  9. в

10.а


 

Подводим итоги

 

Конкурс «Найди ошибку»

Сейчас каждая команда получит текст о внутренних водах России,  в каждом из которых  допущены ошибки, и ваша задача найти ошибки и исправить их. Вариант текста: «Болота», «Ледники»

 

Каждая пара получает инструкция для работы:

        Внимательно прочтите текст

        Подумайте, какие ошибки допущены

        Подчеркните ошибки

        Выберите лидера группы для ответа.

 

Оглашение результатов работы, по схеме:

        Прочтите текст

        Назовите, какие были допущены ошибки

        Предложите  правильный ответ

 

Отметить в маршрутном листе количество правильных ответов (1 балл – один верный ответ)

Текст «Болота»

Площадь болот в России около 2 млн. кв.км.  Причина возникновения болот: переувлажнение грунта при малом количестве осадков, большом испарении и замедленном стоке. Образованием болот завершается и эволюция мелких озер. Сильно заболочены Юг Русской равнины, Васюганье на Дальнем Востоке.  Болота – это важный источник питания рек и озер. Разнообразно и практическое использование болот. В болотах сосредоточено около 80% запасов  железной руды страны.

 

Ошибки: малом количестве осадков, большом испарении, Юг Русской равнины,  Васюганье на Дальнем Востоке, запасов железной руды.

 

Текст «Многолетняя мерзлота»

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени. Многолетняя мерзлота широко представлена на юге России. В её зону попадает побережье  Тихого океана в европейской части России, включая весь Кольский полуостров. Сибирь практически вся лежит в её пределах. Таким образом, более 6 % площади России занято многолетней мерзлотой. Причина образования многолетней мерзлоты: слабые морозы, многоснежные зимы. Мерзлота – «холодильник» для почв и приземного воздуха, она помогает проникновению корней в грунт.

 

Ошибки: на юге России, побережье Тихого океана, более 6%, слабые морозы,, она помогает проникновению.

5 баллов

Подводим итоги конкурса

Конкурс проектов – 10 б

Каждая команда представляет слайдовую презентацию о водном объекте, название которого носит ваша команда, где отражает географическое положение, хозяйственное использование, природу и экологическую обстановку данного водного объекта

Конкурс Синквейнов – 1 б

Вам предстоит составить синквейн по теме внутренние воды, по любому из объектов. Кто из вас напомнит структуру синквейна.

Итак приступим. Синквейн запишите на белых листах бумаги и готовый расположите на доске.                                                                                                                       1 балл за каждый

 

3. Подведение итогов.

По результатам подсчетов победила команда «__________________», она набрала «_» баллов.

В  личном зачете – победил игрок__________________________________

 

4. Домашнее задание: Повторить тему «Внутренние воды», составить кроссворд по теме

 

Вопросы (дополнительно)

  1. Водится ли рыба в Луже? А в Тазе? (Да. Лужа – река бассейна Оки; Таз – впадает в Тазовский залив Карского моря).
  2. Какая река России состоит из животного и меры площади? (Вол – га).
  3. К какому сооружению нужно прибавить “А”, чтобы получилась название крупной сибирской реки? (Ангар – а)
  4. Какая река носит название стороны света? (Юг – река, сливающаяся с Сухоной и образующая Северную Двину).
  5. Какая сибирская река носит название, обозначающая упаковку? (Тара – правый приток Иртыша)
  6. Какой приток Вятки носит название ядовитой змеи? (Кобра)
  7. Какая река плавает – Гусь (Ивановская и Рязанская области) какая река летает – Ворона (бассейн р. Оки).
  8. Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут)

 

Прикрепленный файл Размер
Обобщающий урок по теме Внутренние воды России 8 класс.doc 66.5 Кбайт
внутренние воды России финал.ppt 2.89 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн