Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Образы зимы в различных видах искусства»

Submitted by Вера Аркадьевна Трубникова on Wed, 13/03/2013 - 13:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трубникова Вера Аркадьевна
Место работы, должность: 
Учитель музыки, МБОУ "Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1"
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Музыка. 2 класс" Е. Д. Критская.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, иллюстрации, портреты известных композиторов

Используемые ЦОР: 

Презентация Microsoft Power Point "Зима"

Краткое описание: 
Комбинированный урок музыки во 2 классе на тему "«Образы зимы в различных видах искусства»

 

Урок во 2 классе по теме:

                                «Образы зимы в различных видах искусства»

                 Составила учитель музыки  Трубникова Вера Аркадьевна

                 «МБОУ Красногвардейская СОШ №1» с. Плешаново

 

Цель:Показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности.

Задачи:Развитие творческих способностей на примере импровизации, танцевальных движений, фантазии при создании образов зимы; развитие творческих навыков. Воспитывать чувство прекрасного, гордости и любви к родному краю. Формировать чувства эстетического сопереживания произведениям искусства.

Материал:Портреты композиторов – Г. В. Свиридов; П. И. Чайковский;

Репродукции картин  Б.Кустодиев   «На тройке».

Муз. материал:Г.Свиридов «Снег идёт», «Тройка», П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (видеоматериал),

Методы: наблюдение, игровая импровизация, ассоциативный поиск.

 

                                                       Ход урока.

 Звучит музыка Г. Свиридова  «Снег идёт»

-Добрый день, ребята, добрый день уважаемые педагоги.

-Ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?   (Зимой)

 -Да, ребята, своим ответом вы определили тему нашего сегодня урока. И какова же она? Повторите. (ЗИМА)

-И мне остается лишь добавить, что сегодня на уроке мы с вами проследим за образом зимы в различных видах искусства. Наш урок так и будет называться «Образ зимы в различных видах искусства». Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

-Я просила вас дома сочинить небольшой рассказ на тему: «Путешествие в зимний лес». Давайте послушаем.    (Рассказы детей).

-Молодцы! Сейчас вы были писателями, рассказывая свои сочинения о зиме. А теперь представьте себя композиторами. Если бы вы сочиняли музыку о зиме, какой бы она была по характеру?  (мягкая, нежная, быстрая, вьюжная, громкая, тихая, спокойная и т.д.)

-Видите, какая она у вас разная! Так и в жизни, то она мягкая, пушистая, а то резвая, вьюжная, сердитая. Вот и композиторы, сочиняя свои произведения о зиме, видят её очень разной, каждый по-своему.

-Вот, например русский композитор Г. Свиридов увидел её такой. Давайте послушаем и узнаем, о чём нам рассказал композитор в этой музыке? (Слушание «Тройка»  Г. Свиридова)

-В каком характере прозвучало это произведение?  (Весело, празднично, игриво, легко….)

-А что изобразил композитор?  (Топот копыт, порывы ветра, скрип снега….)

-А как бы вы назвали это произведение?

Свиридов назвал это произведение «Тройка». А эпиграфом к этой музыке послужили строчки из стихотворения Петра Вяземского:

-Тройка мчится, тройка скачет

Вьётся пыль из под копыт

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

-Издавна на Руси любили кататься зимой на лошадях. Крестьяне в деревнях запрягали их в сани и ездили в лес, за дровами. В праздники часто катались на тройках. Лошадей украшали лентами с подвешенными на них колокольчиками. Когда такая тройка лошадей неслась по дороге, далеко был слышен звон колокольчиков.   (Показ картины) – Посмотрите внимательно на картину художника  и скажите, подумав:

-Совпадает ли образ картины с образом, который мы увидели в музыке Свиридова?

-Если бы мы с вами знали ноты, гармонию и другие хитрости композиторов, смогли бы мы тоже сочинить музыку о зиме?

-Так давайте попробуем стать настоящими композиторами. У вас на партах лежат листочки, где написано четверостишие из стихотворения Ивана Сурикова. Давайте прочитаем.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

-Как вы думаете, какой должна быть мелодия у нашей песни? (Плавная, тихая, медленная, нежная, ласковая….)

-Почему? (Потому что снежинки падают мягко, плавно…..)

-А какой будет ритм танцевальный или маршевый? (Танцевальный, вальс)

-Я вам спою первые две строчки, повторите их за мной. (Повторяют)

-А теперь попробуйте вы досочинить мелодию к следующим двум строчкам. Кто попробует?  (Слушаем импровизации детей)

-Ребята, представьте, что вы превратились в снежинок и закружились в танце, опускаясь на землю. Давайте все встанем и под нашу песню изобразим падающих снежинок.    (Поют и танцуют)

-Вы очень хорошо изобразили снежинок, а теперь давайте посмотрим, как танцуют профессиональные танцоры в балете.

-Вспомните что такое балет? (Музыкально-театрализованный спектакль, рассказанный танцем, жестами, мимикой)

 

-Итак, посмотрите фрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета Чайковского «Щелкунчик».

(Просмотр видеозаписи)

-Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без зубов кусает.(мороз)

-Правильно МОРОЗ.

-А где рисует мороз? Да, на окнах.

-А что он рисует? (веточки, листья, узоры, снежинки…)

-Снежинки, а вы знаете что в мире нет ни одной похожей снежинки? Вот действительно зима-волшебница. И давайте сейчас это проверим. Каждый из вас должен вырезать  по одной снежинке. А чтобы вам веселее работалось я поставлю вам веселую песенку, она вам поможет в вашем творчестве .(вырезаем)

-Теперь давайте продемонстрируем то что у нас получилось, а чтобы всем было видно пусть каждый ряд на доске из своих маленьких снежинок сделает большую.

-Понравилось?  А какие вы знаете песни о зиме?  (Называют)

Дети исполняют песню «Голубые санки»

-На прошлом уроке мы с вами разучили песню «Зимушка-зима» Давайте её вспомним. (Исполнение)

-Что не получилось?   (Вокально-хоровая работа, показ движения мелодии рукой, работа над образом)

 

Итог урока.

-К сожалению, наш урок подошёл к концу.

-Какому времени года мы посвятили наш урок?  (Зиме)

-В каких жанрах искусства мы встречались с зимой?  ( В живописи, поэзии, песне, балете, в симфонических и инструментальных произведениях)

-Верно. Мы окунулись в мир большого искусства. Все вы были  большие молодцы, потому что не только знакомились с произведениями о зиме, но и сами пытались творить.

-Кем вы сегодня были? ( Писателями, композиторами, танцорами, исполнителями)

-Понравилось вам самим творить искусство? Я надеюсь, что вы не раз будете ещё это делать.

-Дома вы попробуете стать художниками.  Нарисуйте к следующему уроку зимний пейзаж.

Всем спасибо за урок, вы, ребята, сегодня хорошо поработали.

До новых встреч!

Прикрепленный файлSize
конспект урока Образ зимы в разл..docx20.48 KB