Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



История России в произведениях Василия Ивановича Сурикова

Размещено: Александра Васильевна Шемякина - пт, 15/03/2013 - 16:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шемякина Александра Васильевна
Место работы, должность: 
МБОУ "ВСОШ"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

знакомство учащихся с картинами Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ

Краткое описание: 
: познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»; дать возможность учащимся самостоятельно проанализировать картины после первого просмотра, развить желание изучать историю России через произведения искусства.

 

Урок МХК                                                              Шемякина А.В. ,  

                                                                            учитель МХК                                                                         

                                

 

 

 История России в произведениях Василия Ивановича Сурикова

 

 

Ох! Родина, родина! Правду говорят, что дым отечества

                                                                             

 нам сладок и приятен!                    

                                                                            В.И.Суриков

 

Великий человек всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ.

                                                                          В.Белинский

 

Цель урока: знакомить учащихся с творчеством В.И.Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».

Развивающие: дать возможность учащимся самостоятельно проанализировать картины после первого просмотра. Развивать желание изучать историю России через произведения искусства.

Воспитательные: через произведения искусства воспитывать стремление к прекрасному, к пониманию этих работ как исторического документа.

 

 

 

 

Ход урока                                                     

1. Введение в тему

Беседа

.М.П.Мусоргский «Прогулка» из «Картинки с выставки» в исполнении оркестра.

Демонстрация слайдов/ картины Сурикова/

 - Какие картины вам знакомы? Что вы увидели впервые?

 

 

2.Слово учителя.

                                                                                                                                                                                                                      

             Василий Иванович Суриков … Когда мы слышим его имя , перед нами возникает образ нашей Родины , образ народа , словно  суриковские  картины вместили в себя все величие и своеобразие русской истории.

            Суриков для нас больше чем замечательный мастер ,больше,чем выдающийся живописец- колорист . Он прежде всего гениальный художник – мыслитель , сумевший глубоко понять и с необычайной силой изобразить творца и героя истории – народ .

           Все большое всегда с чего - то начинается. Родился В. Суриков 12 января 1848 г. в казачьей семье Ивана Петровича Сурикова и его жены Прасковьи Федоровны, урожденной  Торгашиной .Через всю жизнь он пронес горячую сыновнюю любовь и неизменную привязанность к своему суровому и дикому краю Сибири .

            Будучи от природы наделенным сильным характером и талантом образного восприятия явлений окружавшей его действительности, Суриков в детстве пережил глубокие жизненные впечатления, с  исключительной силой отразившейся в его живописных шедеврах. « Жестокая жизнь в Сибири была . Совсем17 век . Кулачные бои ,помню на Енисее зимой устраивались. И мы мальчишками дрались. Уездное и духовное училища были в городе , так между ними антагонизм был постоянный . Мы всегда себеФермопильское ущелье представляли – спартанцев и персов . Я Леонидом  спартанским всегда был».Удивительно ли,  что романтические мечтания Васи Сурикова вдохновлены были учебниками истории далекого античного мира . Это был откристализовавшийся  в сознании исторический мир ,но для натуры глубокой, активной и впечатлительной , он стимулировал открытие , а затем и отражение нового ,дотоле неведомого мира русской исторической поэзии . И роль то греческого , то латинского героя воспринималась душою русского отрока . Родом из детства самые впечатляющие творческие озарения Сурикова в его живописных эпопеях.

                Весной 1861 г. Василий Суриков отлично закончив школу , замечен был вице губернатором  Родиковым , прозорливо предсказавшим ему во всеуслышание  судьбу большого художника . Вскоре обратил внимание на него и сам губернатор Замятин , постаравшийся достойно устроить судьбу сибирского самородка .

            Юный  Суриков о Питере еще не смел и помыслить , а губернатор уже отправил пакет с письмом и рисунками вицепрезиденту  императорской Академии художеств князю Гагарину. Несколько месяцев спустя пришел обнадеживающий ответ. Издержки же на дальнюю поездку и на содержание в первые годы учебы взял на себя  золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов . Этот  умный проницательный человек, с тонким художественным вкусом, не просчитался. В лице своего подопечного он нашел громаднейший самородок , благодаря чему в  потомстве и оказался  в ореоле суриковской славы.

          « В Сибири народ …вольный, смелый…мощные люди были. Размах во всем был  широкий»,- говорил художник . И вряд ли сыщем такой пример широты и щедрости.

            В Академию поступить удалось лишь со второго захода . 16 сентября 1869 г. матери и брату Саше он радостно сообщил: «…я поступил в Академию в начале сентября и теперь каждое утро я поднимаюсь со своей теплой постели в 8 часов  и храбро шагаю по роскошным , да только грязным по случаю сентября петербуржским улицам на Васильевский остров ,  в Академию , на утренние лекции… Профессора одобряют мои работы.» Академическая система в то время переживала кризис ,вызвавший знаменитый «Бунт 14» , но Суриков отлично понимал , что несмотря ни на какую рутину, Академия дает основательную профессиональную грамоту , потому и постигал с завидным упорством премудрости рисунка , живописи и композиции . А вскоре его прозвали «композитором» за очередной дар композиционного мышления .Учась последний год Суриков удостоился очень лестных отзывов за свои академические композиции «Пир Валтасара» и «Милосердный самарянин» : «…простота концепций ,сила типов ,прекрасная кисть, ум , просвечивающий в общем и деталях дают право видеть в нем надежду , не обманчивую на талант , способный  принести честь народному искусству.»

           Окончив Академию с дипломом на звание классного художника  первой степени, Суриков получил почетный и выгодный заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве , а с ним и долгожданную материальную независимость.

                Тридцатилетний Суриков вступил в счастливый брак с двадцатилетней Елизаветой Августовной Шарэ – француженкой по происхождению. Отношения влюбленной четы отличались чистотой целомудрия и высокой нравственностью . Эти начала они пронесли сквозь годы совместной жизни .  Однолюб Суриков с такой важной переменой в своей жизни обрел благоприятнейшие условия для углубленной ,целенаправленной творческой деятельности.

             После свадьбы Суриковы перебрались на постоянное место жительства В Москву . Необходимо было выполнить условия контракта по росписи великого Храма, обещавшего десять тысяч рублей  и вожделенную творческую свободу . Никогда уже после он не связывал никакими заказами , а исключительно реализовывал весь свой духовно – художественный потенциал  в великих живописных эпопеях и в портретах – образах . Первая из этого ряда стала картина «Утро стрелецкой казни» ( 1881 )

/звучит вступление к опере «Хованщина»

М.П. Мусоргского – «Рассвет над Москвой - рекой»/

3.Ученик

              Впоследствии Суриков вспоминал : « Я как в Москву приехал , прямо спасен был. Старые дрожжи , как толстой говорил , поднялись …Памятники, площади – они мне дали ту обстановку , в которой  я мог поместить свои сибирские впечатления»…

        Великий труд начат был на основе давно выношенной идеи . Еще учась в Академии, Суриков с душевным подъемом встретил двухсотлетие Петра Великого, отмеченное широко и торжественно повсеместно . Исполинская фигура реформатора виделась ему во всей противоречивой сложности , многогранности героико – трагическом ореоле .Имея, безусловно ,глубоко личный взгляд на Петра и связанные с ним исторические коллизии, художник вынес несомненную пользу из частых общений с Л.Н Толстым. Автора «Войны и мира»затеявшего было писать роман о Петре, немало удивляла самобытность и глубина исторических взглядов художника, бывшего двадцати годами моложе. Уже на этом этапе творчества Суриков не робел перед авторитетом Толстого . Он испытывал к нему уважение ,но отнюдь не подобострастие . Некоторые советы им были приняты, но то были лишь частности. Вспоминая пережитое, он говорил: «Я в Петербурге ещё решил «Стрельцов» писать. Задумал я их ещё когда в Петербург из Сибири ехал. Тогда еще красоту Москвы увидел… как я на красную площадь пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Когда я их задумал , у меня все «лица так и возникли»…

              Описание казни стрельцов художник нашел в «Дневнике путешествия Московию» Иоганна Георга Корба  ,секретаря австрийского посольства находившегося в России в 1698 – 1699 г.г. Казни начались в октябре 1698г.в селе Преображенском и продолжались в феврале следующего года на Красной площади. Вот как описан Корбом первый день казни : «… на небольших московских тележках были положены сто виновных ожидавших своей очереди казни . Сколько было виновных , столько же тележек и столько же караульных солдат ; священников для напутствия осужденных видно не было, как будто бы преступники были не достойны этого подвига благочестия ; все же каждый держал в руках зажженную восковую свечу , чтобы не умереть без света и креста. Горький плач жен усиливал для них страх предстоящей казни ;  отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли …» .По окончании расправы Петр первый присутствовавший на обеде у генерала Гордона, с негодованием рассказывал ,как один из осужденных проявил такую закоренелость, что готовясь лечь  на плаху, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему очень близко : « Посторонись государь, это я должен здесь лечь.»

      Три года упорнейшего  труда ушло на то , чтобы кистью сложившегося мастера Суриков воплотил богатейший мир своих внутренних видений. Художник видевший не раз в Красноярске публичные казни и весь ужас , их сопровождавший ,  в композиции «Стрельцов» с величайшим этическим тактом воссоздал не саму казнь, а  мгновения ,ей предшествующие, - кульминацию психологического напряжения.      Почему?

                Репин советовал Сурикову ,как в своей «Царевне Софье» , изобразить хотя бы одного повешенного стрельца , но такой совет был со всей убежденностью отвергнут  . Высокий драматизм действия в таком случае был бы сведен к ужасающей вакханалии смерти , а  это никак не согласовалось бы с его этическим представлением .

         Суриков оказался в своих взглядах на русскую историю и ее героев на уровне пушкинского определения : « Что развивается в трагедии ? Судьба человеческая, судьба народная , со всею истиной страстей ,правдоподобием чувствований в предполагаемых обстоятельствах».Хмурое утро , Красная площадь ,Кремлевские башни, над ней скорбная графика виселиц и Петра на белом коне в позе неумолимого вершителя возмездия , с испепеляющим взглядом на бунтарей ,облаченных в белые смертные рубахи. Трепетно, конвульсивно мерцает пламя свечей в руках обреченных . В них ещё есть какая то судорожная сила, вызванная ненавистью к молодому царю , но несколько мгновений -  и она  иссякнет . Мощь звучания народной трагедии, наряду с блестяще разработанной композицией , многократно усилена  колористическим решением , позволившим совершить настоящее открытие в русской живописи. Суть этого открытия сводится к так называемому хоровому началу ,ставшему доминирующим отныне и во всех последующих его картинах – эпопеях .  В «Стрельцах» каждый персонаж ведет свою неповторимую партию , вплетающуюся в общий могучий хор, над которым взметаются солирующие партии : рыжебородый стрелец – Петр; скорбящая в безутешном горе жена увозимого на казнь и прощающийся с народом в смеренном поклоне , словно сошел со старинной иконы , стрелец ;ушедший весь в предсмертные  думы чернобородый и маленькая девочка в красном платочке между двумя старухами матерями, сидящими в состоянии глубочайшего транса на земле.

                 Когда картина была закончена, Сурикова  навестил Л.Н.Толстой . Долго смотрел он на сотворенное художником полотно, захватившее его до глубины души и наконец сказал : «Огромное впечатление , Василий Иванович ! Ах, как хорошо все это написано!  И неисчерпаемая глубина народной души , и правдивость в каждом образе, и целомудрие вашего творческого духа…»

         Думы о Петровской эпохе  продолжали волновать Сурикова . Судьбы сподвижника Петра первого , одного из блестящих помощников в его преобразованиях, - Александра Даниловича Меншикова – послужила темой следующей исторической картины Сурикова – «Меншиков в Березове» (1883)

\ звучит песня «В четырех стенах» из вокального цикла «Без солнца» М.П.Мусоргского на слова Голенищева – Кутузова )

4.Ученик

              Меншиков… «Птенец гнезда Петрова» .Он использовал расположение к нему , чтобы скупать огромные имения , как в России , где был князем , сенатором , фельдмаршалом и кавалером ордена Святого Андрея , так и за ее пределами , он обладал таким неимоверным количеством земель и поместий в империи, что мог ехать от Риги (Ливония ) до Дербента (Персия ) и каждый раз ночевать в своих имениях. В его обширных владениях жили 150 тысяч крестьянских семей, или более пятисот тысяч душ. Прибавьте ко всем этим богатствам более 3 миллионов  рублей , т.е. столько, во сколько оценивались украшения , камни , подарки от тех, кто нуждался в его посредничестве. После смерти Екатерины стал хозяином всех и вся, сосватал дочь молодому царю и стал его стражем, да не уследил. Итог – ссылка в Сибирь. Первой умерла княгиня Меншикова – в пути .А в Березове от оспы скончалась старшая  дочь – Мария .Меншиков перенес ее в могилу, вырытую собственноручно, в часовне…Заболели и младшая дочь с сыном , Меншиков заботился о них с той же самоотверженностью , но с большим успехом. Как только опасность для них миновала , на ложе скорби лег отец , чтобы больше с него не подняться.

      В картине «Меншиков в Березове» нет никакого «события» , внешнего драматического действия . Все члены семьи объединенные общим несчастьем, стеснились вокруг стола , но погружен в собственную думу. Глубокая темная тень нависла над сидящими. Скудный, холодный свет пробивался сквозь обледенелое слюдяное окно.

      Низкий потолок избы давит на огромную фигуру Меншикова . Глубокие, тяжкие думы написаны на его суровом и гневном лице . Сознание бессмыслия распаляет ярость Меншикова , напряжен , но сжимающего пальцы властной руки . Он близок к суриковским  «идеалам  исторических типов» , к образам русских людей мощных телом и духом , «ярых сердцем» ссылка не сломила душевных сил Меншикова . Напротив , кажется ,страдания возвысили его дух , мелкое и личное ушло, осталось трагическое раздумье о большом и значительном .

       Сумрачный, насыщенный , напряженный , поразительный в своей живописной мудрости колорит этого произведения способствует выражению его трагического содержания . Раскрыв лишь на первый взгляд психологическую драму изображенных , Суриков создал вместе с тем подлинно историческую картину . Сущность историзма определяется не только  одеждами и обстановкой . Историчны образы людей и прежде всего образ самого Меншикова .

            Суриков как бы раздвинул рамки изображенной сцены , - он показал всех действующих лиц , погруженных в думы  о прошлом. Их мысли и чувства за пределами убогих стен темной сибирской избы .

               Картина «Меншиков в Березове» впервые была показана зрителям в 1883 г.  На 11 выставке передвижников . Новизна и своеобразие всего художественного строя картины смутили  при знакомстве с ней даже крупнейших художественных критиков того времени . Крамской: « Видел вашу картину. И прямо скажу вам : или она гениальна или  я в ней ещё не разобрался . Она меня с одной стороны восхищает , а с другой оскорбляет  своей безграмотностью.  Ведь если Меншиков встанет , то он проломит головой потолок!». Суриков подтвердил : «Действительно- проломит ! Ведь это же гигант был !» Так, с трудом,в сознании людей вживаются парадоксы гениальных новаций . «Шекспировский драматизм» , «рембрандтовский психологизм» , -  так стали оценивать и измерять достоинство нового произведения мастера .

Третьяков купил картину, и семейство Суриковых отправилось  на целых 8 месяцев  в путешествие по странам Европы .Очевидно , и вдали от родины , за рубежом , Суриков думал  думы вынашивая в сердце новый художественный замысел ,величественную драму русского прошлого – картину « Боярыня Морозова»

\ звучит песня юродивого из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» \

5.Ученик.

               Память нации каждому крупному историческому персонажу стремиться придать целый ,законченный облик . Она как бы «ваяет» своих героев . Это произошло с боярыней Феодосьей Прокопьевной Морозовой , которая в памяти России осталась такой ,как ее написал В.И. Суриков .

            Но почему именно суриковская Морозова стала иконографическим каноном  и историческим типом ?

              Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде, чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить композицию картины Сурикова с одной из сцен повести о боярыне Морозовой. То , что  мы видим на картине , произошло 17 или 18 ноября 1671 г.  Боярыня уже три дня сидела под стражей  «в людских хоромах в подклете» своего московского дома . Теперь ей «возложили чепь навыю» , посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и ,«ясно изобразивши сложение перст , высоце вознося, крестом ся часть ограждене, чепию же такожде  часто звяцание».Именно эту сцену повести вобрал живописец.Одну деталь он изменил : железное «огорлие», ошейник , надетый на боярыню цепью прикреплялся к «стулу» - тяжелому обрубку дерева,  которого нет на картине . Люди 19 века знали кандалы иного устройства . Художник ,видимо , здесь решил не отступать от обыкновений своего времени .

                 Но ответ на поставленный вопрос ещё и в том , что задолго до Сурикова  в национальном самосознании боярыня Морозова превратилась в символ – в символ того народного движения , которое известно под названием раскола. На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам, и они не скрывают своего сочувствия вельможной улице. Так и было .  Мы знаем , что за старую веру поднялись низы , для которых посягательство властей на освещенный веками образ означало посягательство на весь уклад жизни , означало насилие и гнет .Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров  и странники и нищие, и юродивые . Мы знаем , что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к «простецам»: «Принимала еси …юродивых и прочих толковых …их учения держася…».Овдовев на тридцатом году  ,Морозова вела подвижническую жизнь ,раздавала свои богатства нищим и , наконец ,приняла от раскольничьего старца монашество .Ни уговоры , ни угрозы , ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой .

         Верный себе художник и в этой картине изобразил событие как народную драму.  « Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа , без толпы , мне нужно вытащить их  на улицу»,- говорил Суриков.

          Изображая народную массу на улице, Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные и колористические задачи , что он сделал с замечательным мастерством . Полотна превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, убогие сани. Глубокие , оставленные полозьями следы ,волочащаяся по снегу солома, бегущий за санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней. Этому способствует и нарастание движения в фигурах от правого края к центру сидящей на снегу юродивый , вставшая на колени и тянущаяся  к Морозовой нищенка , идущая рядом с санями  Урусова. Наконец динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины ( основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхний -  по краю  толпы , по санеотводу ,по скату крыши ); все диагонали пересекаются в композиционном узле картины – поднятой руке Морозовой .

                Изумительно колористическое решение картины , ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого ,с использованием всей гаммы палитры .Увлеченный красочностью национальных  костюмов , Суриков дает исключительные цветовые пятна – голубое ,малиновое ,черное.. Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно , они подчинены общей гармонии , они смягчены и объединены мягким рассеянным светом ,голубоватой дымкой влажного воздуха. Голубые тона , перекликающиеся  с золотистыми, рассеяны повсюду : и в снегу , как бы сотканном из цветовых отблесков и в сером небе и в узорных народных одеждах .

           Цветом выделен и психологический центр картины – фигура Морозовой : трагически , как тяжелый колокол ,звучит черное пятно ее одежды на фоне белого снега .Но яркая красочность , многоцветной народной толпы сообщают картине в целом мажорное звучание, выражая  жизнеутверждение , веру в народ , в его силу , в конечную победу народного рассудка над предрассудками , света над тьмой .

             С увлечением работал художник и над пейзажем картины . Такой русской зимы , такого «многоцветного» снега ,такого «голубого»влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было .

                 Выставленная на 15  передвижной выставке в феврале 1887 г. «Боярыня Морозова» была воспринята как огромное событие в русском искусстве . «Суриков просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей школе.. Тут и трагедия , и комедия , и глубина истории , какой ни один наш живописец никогда не трогал . Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина», и «Князь Игорь»\Стасов\ .

6.Слово учителя.

        «Боярыня Морозова» вершина творчества Сурикова.После15 передвижной выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым и теперь наряду с «Меншиковым» и «Стрельцами» составляет бесценную часть коллекции произведений Сурикова в галерее. В эту коллекцию входит множество работ художника, начиная с первыхштудий, кончая произведениями, созданными в последние годы его жизни .

             Вехами в развитии творчества Сурикова являются и картины , хранящиеся в государственном Русском музее:  «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворовым через Альпы в 1799 году» , «Взятие снежного городка», «Степан Разин» .

        Суриков был на редкость цельной натурой , отличавшейся чистотой и возвышенностью идеалов . Его творчество один из немногих примеров гармонии ума и таланта. Он изумительно чувствовал прошлое и обладал редким даром постижения величия человеческого подвига.

          Неистовая Морозова ,заточенный исполин Меншиков, могучие богатыри Ермака и Суворова , наконец колоритный Степан Разин – все это произведения непреходящей художественной ценности . Ему чужд был дух бытовитизма , описательности и обыденности. На всем , чтобы он не писал , лежит печать  поэтического восприятия, единственного – суриковского . Он создал изумительные по красоте духовного мира образы русских людей , открыл красоту типов  национальных меньшинств, что наряду с величайшим патриотизмом , ему присущим , является показателем широты мировоззрения инеизбывной  любви ко всему сущему на земле. Истинный патриот большой и малой родины, он умел бережно относиться к национальным чувствам других наций  и народов . Для нас , потомков и соотечественников  художника , нравственный пример его личности – одна из утешительных надежд на пути к возрождению самостояние русского человека в смутное время , переживаемое Родиной .

 

 

7.Обобщение и вывод

 

Сегодня мы познакомились с историческими картинами Сурикова.

-Выделите, пожалуйста, картины трагического содержания.

- К каким жанрам живописи можно отнести две другие картины?

- В каких картинах изображены конкретные исторические лица?

Как видим: каждая  картина отражает свою трагедию, свои причины этих трагедий.

- Какие образы были близки Сурикову? / мужественные, сильные, суровые/.  

         В этом большое значение имело его сибирское прошлое. Редкому художнику удается в своем изображении уйти» в прошлое и так правдиво его отразить в своем творчестве.

Д/З: подготовить вопросы к следующему уроку по данной теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн