Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дети с задержкой психического развития

Submitted by Татьяна Олеговна Дяблова on Sat, 16/03/2013 - 14:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Т.О. Дяблова
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 38, учитель физической культуры

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характе&shy;ризуются не соответствующим возрасту недостаточным развити&shy;ем внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.&nbsp;</p>

 

Дети с задержкой психического развития

 

 

 

Выполнила

Дяблова Т.О.

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012

 

Содержание

 

1.     Введение

2.     Задержка психического развития

3.     Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения

4.     Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIIвида

5.     Заключение

6.     Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно,  что в большинстве случаев  причиной задержки психического развития является воздействие вредных факторов (инфекций, интоксикаций, травм) на ЦНС плода в период беременности, во время родов и в первые годы жизни ребенка. Эти факторы приводят к функциональной или слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.

Такая недостаточность в школьном возрасте проявляется в нарушениях познавательной деятельности и в незрелости эмоционально-волевой сферы, что обнаруживается в несформированности умственных операций, в дефектах внимания, восприятия, речи, памяти, отставании в развитии тонкой моторики, слабости произвольной регуляции поведения.

Кроме того, затруднения в овладении  школьными навыками связаны с повышенной истощаемостью ЦНС, недостаточной умственной работоспособностью, что является признаками повреждения ЦНС. К симптомам повреждения ЦНС также относится двигательная расторможенность, эффективная возбудимость, внутричерепная гипертензия с приступами головной боли, тошнотой, рвотой, головокружением,  невротические и неврозоподобные расстройства и т.д.

Описанные нарушения психической деятельности часто сочетаются с обменно-графическими расстройствами и общей соматической ослабленностью.

Из сказанного следует, что дети с задержкой психического развития, зачисленные по направлению медико-педагогической комиссии в классы выравнивания, нуждаются не только в адекватных условиях обучения, но и в щадящем подходе при организации всего учебно-воспитательного процесса, обеспечении гигиенического режима, а нередко и в специальном лечении.

Важную роль в профилактике возникновения вторичных расстройств у таких детей играет своевременное выявление декомпенсации их  психофизического состояния, проведение необходимого лечения общеукрепляющими и специальными средствами.[5]

Задержка психического развития

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую называют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.

Понятие «задержка психического развития»  (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Изучение ЗПР развернулось в России в 60-70-е годы. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников. Отечественные клиницисты, психологи и педагоги показывают, что понятие ЗПР характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом. Исследования Г.Е. Сухаревой, Т.А Власовой, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской позволили выделить среди неуспевающих младших школьников особую категорию, у которой трудности в обучении были обусловлены задержкой темпа психического развития.

Термин «задержка психического развития» был  предложен  Г. Е. Сухаревой.   Причинами  выраженной  задержки психического развития детей в большинстве случаев являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социальна культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошкольного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные ее форм: психический и психофизический инфантилизм, рано возникши астенические и церебрастенические состояния. Предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа (К.С.Лебединская), представленная четырьмя группами: задержки  психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.

Разработаны  дифференциально-диагностические критерии в отграничении ЗПР от других сходных состояний по особенностям речи и умственного развития.

Исследования показали, что стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями централь­ной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отста­лости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозго­вых структур.

В отличие от клинической классификации психолого-педагоги­ческую классификацию, предполагающую деление детей на какие-либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индиви­дуальным проявлениям в психолого-педагогическом плане очень неоднородна. Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравне­нию с нормой скорости приема и переработки сенсорной инфор­мации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познава­тельных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем.

Дети отстают в речевом развитии. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной не­устойчивости и возбудимости, несформированности произволь­ной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преоб­ладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенно­сти мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточ­ности развития.

Эти особенности развития младших школьников позволили ученым сделать важный вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения не только на этапе школьного обучения, но и в первую очередь в период дошкольного детства.

По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР со­ставляет 25% от детской популяции. Этот факт определил необ­ходимость изучения этой категории детей и организации психолого-педагогической помощи до поступления в школу.

Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характе­ризуются не соответствующим возрасту недостаточным развити­ем внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.

Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий,  недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и  характеризуются у старших дошкольников несовершенством мотивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами-представлениями. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие.

Важным отличием их от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого возраста (В.И.Лубовский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения

Возможность положительных результатов коррекционно-педагогической работы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи дети ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый  уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности  конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности  обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:

создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образова­тельных учреждений (групп) компенсирующего вида, специаль­ных школ и, школ-интернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразо­вательной школы;

раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворе­ние их особых образовательных потребностей, обеспечение пре­емственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования;

совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования с целью определения осо­бенностей организации коррекционно-образовательного процес­са, сохранения и укрепления здоровья детей;

создание системы лечебно-оздоровительной и профилактиче­ской работы в условиях общеобразовательных учреждений;

нормативное и учебно-методическое обеспечение практики об­разования детей с ЗПР;

определение задач и содержания профессиональной ориента­ции, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудо­вой адаптации выпускников;

создание и применение критериев и методик оценки эффектив­ности коррекционно-развивающего образовательного процесса;

разработку моделей служб консультативной помощи семье;

подготовку педагогических кадров по коррекционной педаго­гике для системы дошкольного и школьного образования.

В нашей стране существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье. Разработаны диагностические методики, позволяющие отграничить эту категорию детей как от умственно отсталых, так и от детей с общим недоразвитием речи. Открываются новые образовательные учреждения для детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста, создаются условия для профилактической, лечебно-оздоровительной коррекционно-развивающей работы с детьми этой категории.

Главными при определении стратегии и технологии обучения воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предпо­лагающей построение коррекционной работы в соответствии результатами диагностики. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целее образно начинать в условиях детского сада.

Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения - ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативная, лечебно-оздоровительная и коррекционно-развивающая.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками ведется  специалистами-дефектологами  (логопедами,   олигофренопедагогами), воспитателями при участии семьи ребенка. Адаптивная программа учитывает состояние и уровень развития ребенка предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление окружающим миром и развитие речи, формирование правильно: звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений., подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие.

В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом.

Коррекционная направленность обучения достигается благо­даря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.

Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по воспитанию пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортив­ные и т.д.).

Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обу­чения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образо­вательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.

Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошколь­ном образовательном учреждении, и в школе обеспечивается мно­гими составляющими, среди которых важную роль играет педаго­гическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребен­ка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развиваю­щего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в поло­жительный результат коррекционно-развивающего обучения, не рассматривали определение ребенка в группу или класс коррек­ционно-развивающего обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду. Не­обходимы распространение среди родителей специальных педаго­гических и психологических знаний, разъяснение достоинств и преимуществ образования ребенка в условиях класса коррекци­онно-развивающего обучения, укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и желания сотрудничать в деле по­мощи ребенку с затруднениями в обучении. Для учителя класса, педагога группы должны стать правилами: посещение семьи ре­бенка, наблюдение за ним в домашних условиях, общение и взаи­модействие с родителями на дому.

 

 

 

 

 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIIвида

1. Коррекционное учреждение VIIвида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранившихся возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания. Недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности,  эмоциональная неустойчивость,  для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

2. Коррекционное учреждение VIIвида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

1  ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3 - 5 лет);

2   ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).

3. Прием детей в коррекционное учреждение VIIвида осуществляется только в  подготовительный , 1 и 2  классы (группы) (в 3 класс - в порядке исключения).

    Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во 2 класс (группу) коррекционного учреждения.

 Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 6-летнего возраста, принимаются в 1 класс (группу) коррекционного учреждения.

 Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении  и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1 класс (группу) коррекционного учреждения (нормативный срок освоения - 4 года); с 6-летнего возраста - в подготовительный класс (нормативный срок освоения - 5 лет).

4.  Наполняемость класса (группы), группы продленного дня - до 12 человек.

5. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.

С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VIIвида в течение одного года.

6. В целях коррекции отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые занятия (не более трех воспитанников), коррекционные занятия.

7. Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых  логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-4 человек).

8. В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников.[6]

 

 

 

 

 

 

Заключение

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в настоящее время приобретает особую значимость. По данным, приводимым в средствах массовой информации, 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, 30—35% детей, поступающих в школу, уже имеют органические заболевания. Среди них более половины составляют дети с задержкой психического развития.

Состав учащихся с ЗПР в классе очень неоднороден. Дети приходят в школу с различным уровнем подготовленности и различной структурой отклонений психического развития.

«В структуре задержки психического развития церебрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств (церебрастенических, неврозоподобных, психопатоподобных, эпилептиморфных, апатико-адинамических), свидетельствующих о повреждении нервной системы.

Это подтверждают данные неврологического и нейрофизиологического исследования. В неврологическом состоянии часто встречаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, явления стертого гемисиндрома, выраженной вегетососудистой дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика остаточного характера констатируется у 50-92% таких детей». [2]

У матерей многих первоклассников в анамнезе отмечается тяжелая патология беременности и родов, а в результате — неблагополучное протекание у детей периода новорожденности, тяжелые заболевания на первом году жизни, задержка психомоторного развития. Позднее речевое развитие отмечается у 70% детей.

При логопедическом обследовании этих школьников часто выявляется анемичность лицевой мускулатуры, такие нарушения подвижности органов артикуляционного аппарата, как неточность, недостаточный объем речевых движений, замены, вялость мышечного тонуса, повышенная истощаемость.

Тонкая моторика у них характеризуется неточностью и неполным объемом, трудностями переключения с одного движения на другое.

Обследование пространственного восприятия у этих детей показывает нарушение восприятия схемы тела, зеркальное конструирование, недифференцированное восприятие сходных изображений.

В звукопроизношении отмечаются замены одного звука другим, обусловленные нарушением фонематического восприятия. Помимо этого очень часто у детей встречается искаженное произношение фонем, причиной которого является дизартрия различной степени выраженности.

Большинство учащихся с ЗПР не умеют выделять гласные звуки из начала слова, не могут вспомнить слова на заданный звук, с некоторыми детьми необходима кропотливая работа по дифференциации таких гласных звуков, как [а], [о], [у], [ы]. Кроме того, у них недоразвит лексико-грамматический строй речи.

Проблема лексико-грамматического строя речи очень актуальна, и одно из проявлений ее в том, что при обучении русскому языку ученики не усваивают правописание слов с безударными гласными в корне слова, так как неправильно подбирают проверочные слова.

Коррекционная работа со школьниками с ЗПР ведется по следующим направлениям:

1) увеличение словаря учащихся путем обучения их способам словообразования;

2) использование усвоенных детьми навыков словообразования для формирования умения подбирать к данному слову родственные слова;

3) развитие навыка находить проверочные слова в ряде однокоренных по специально разработанному алгоритму.

 

 

Список литературы

1.           Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов - СПб.: КАРО, 2004.

2.           Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. С. 58.

3.           Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.

4.           Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.—184 с.

5.           Инструктивное письмо  Органы управления образованием субъектов Российской Федерации  Министерство общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. №48

6.           Инструктивное письмо Министерства здравоохранения от 23.01.1990 г. № 22-02-08/11 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития»