Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подраздел рабочей программы «Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная техника».

Submitted by Елизавета Якимова on чт, 21/03/2013 - 15:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
учитель технологии МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина г.Нижнего Новгорода Якимова Елизавета Юрьевна.
Место работы, должность: 

МБОУ гимназии  имени А.С. Пушкина  г.Нижнего Новгорода,   учитель технологии

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Пояснительная записка к разработке подраздела рабочей программы &quot;Декоративно-прикладное творчество&quot; (по программе Хохловой М.В., Самородского П.С., Синицы Н.В., Симоненко В.Д.).</p>

     Подраздел рабочей программы «Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная техника». 

Автор:

учитель технологии МБОУ гимназии  имени А.С. Пушкина

 г.Нижнего Новгорода

Якимова Елизавета Юрьевна.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

      Современное декоративно-прикладное искусство в своих истоках имеет не только мировой исторический опыт светского прикладного искусства, но в большей степени отражает и преобразовывает сложившиеся национальные традиции этого вида искусства, в основе которых лежит традиционное ремесло,  народное декоративно-прикладное творчество.   Именно оно является одной из форм сохранения культурно-исторических традиций народа, из века в век ярко и зримо   выражает миропонимание народа, его нравственно-этические, социально-исторические, философские и художественно-эстетические взгляды.   

      Общеизвестно, что народное самобытное творчество, ценности, заключенные в нем, являются уникальным, проверенным вековой мудростью народа средством воспитания и обучения. Сегодня они становятся важным фактором формирования личности человека.

       Подраздел программы «Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная техника» определяет содержание раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для обучающихся 5-8 классов в области декоративно-прикладного творчества.

       Гуманитарная направленность  гимназии имени А.С. Пушкина, значимость обращения к национальной народной культуре для формирования   основ  проектно-исследовательской деятельности средствами народного декоративно-прикладного искусства и воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к нему  выявляют основные аспекты содержания и освоения обучающимися  5 – 8 классов учебной программы по предмету «Технология».

      Учебный материал  подраздела способствует не только формированию системы предметных знаний и технологических навыков, но и создает условия для развития творческих способностей обучающихся через постижение тонкостей мастерства в изготовлении произведений традиционного русского рукоделия, позволяет раскрыть эстетические, ценностные, мировоззренческие особенности исконно народного декоративно-прикладного искусства.

       В 5 классе ученицы знакомятся с плоскостными видами лоскутной техники, изготавливают изделия с узором из полос (квадратов, треугольников), отрабатывая приемы выполнения ручных стачных стежков и швов, способов сборки и обработки срезов многослойных изделий. А уже к 8 классу ученицы  готовы    разрабатывать и создавать индивидуальные изделия плоскостных и объемных форм (например, аксессуары из лоскута) с использованием  как этнотехнологий, так и современных авторских технологий, обобщая материал по мировому лоскутному шитью.

         

        Подраздел «Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная техника» программы по предмету «Технология. Обслуживающий труд» (6 класс) рассчитан на 14 учебных часов (вторая четверть).

        Его системообразующей  идеей  является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов, и использованием метода проектов в качестве механизма реализации такого подхода.

         Дидактической  основой  подраздела  является проектная деятельность. В процессе  работы над проектом проявляются  интересы и склонности, творческий потенциал обучающихся.  Формой подведения итогов  обучения и  предъявления результатов работы на завершающем этапе проектной деятельности является

защита дизайн – проекта.   

         Программа подраздела носит межпредметный характер и связана с усвоением и применением обучающимися знаний  прикладного характера: графических, технологических, искусствоведческих,  экологических, экономических, исторических, культурологических.     

        Основное содержание учебного материала  подраздела рабочей программы и   организация процесса обучения обеспечивают развитие творческого потенциала обучающихся через  изучение и  освоение уникальной  хотьковской технологии лоскутного шитья,  разработку новых технологических приемов, форм  малой лоскутной пластики на основе традиционного лоскутного шитья и изготовление небольших объемных изделия. 

        Наиболее распространенные объемные виды лоскутных изделий, соответствующие по способу изготовления возрастным особенностям  обучающихся 6 классов – это народная тряпичная игрушка.  Именно она является непревзойденным образцом педагогического воздействия, сочетая в себе воспитательные, образовательные, развивающие функции. Простота, завершенность, совершенство технологий ее изготовления, принципы формообразования и художественного конструирования из ткани  во многом  соответствуют педагогическим задачам  современного образования.

        Сегодня почти повсеместно внимание учителей технологии обращено на традиционную куклу, и это справедливо, но невостребованным  остается еще такой вариант игрушки, как мяч. Возможно, связано это с особой кропотливостью ручной работы по  соединению маленьких плоских элементов в сферический объем при изготовлении многодольных, русских и других мячей.  

         Среди  различных видов мячей выделяется  граненый хотьковский мяч.   По мнению историка-исследователя Галины Львовны Дайн, признанного специалиста в области изучения русской традиционной игрушки, такие мячи «являются образцом совершенства традиционного искусства русского лоскутного шитья».

 

          Мой опыт работы по данному материалу  показал, что «недооткрытость» технологии   изготовления лоскутного мяча монахинями Покровского Хотькова женского монастыря, исторические и культурные аспекты обнаружения уникальных музейных экспонатов,  обладают  большим образовательным, воспитательным и культурообразующим потенциалом. 

         Свойственное этому возрасту  желание   учениц создавать своими руками красивые и необычные изделия в доступной технике лоскутного шитья, позволяет  на высоком уровне мотивации, реализовать  их готовность к включению в поисковую и исследовательскую деятельность по разработке вариантов традиционных способов и новых технологических приемов.  Результатом   таких разработок   становится осмысленное  создание изделий, которые   по технологическому и художественному уровню исполнения можно считать произведениями декоративно-прикладного искусства.  

         Так в совместной работе с выпускницей гимназии 2012года Барановой Екатериной и ученицей 9-а класса Козловской Полиной  была создана  авторская технология изготовления граней для лоскутных хотьковских мячиков, которая  дополняет и развивает  приемы монастырского рукоделия.

         И уже сегодня  ученицы-шестиклассницы используют обновленные приемы  в своей работе. Возможно, что и их исследования, приведут к новым открытиям, которые  позволят сохранять и развивать традиционные виды рукоделий.

 

Цели и задачи подраздела «Декоративно-прикладное творчество.Лоскутная  техника».

 

Цель: Создание  условий для творческой самореализации обучающихся через изучение подраздела «Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная техника».

Задачи:

1.     привить интерес и любовь к  лоскутному шитью как виду народного художественного творчества;

2.     способствовать формированию практических навыков работы с материалами и умения создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства; 

3.     способствовать формированию  индивидуального подчерка в работе;

4.     развивать познавательную активность, стремление к самостоятельному творчеству, навыки исследовательской деятельности;

5.     совершенствовать сенсорные и двигательные навыки: цветовосприятие, глазомер, моторику рук, точность движений;

6.     сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

7.     подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;

8.     воспитывать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе.

Методы обучения.

       Основным дидактическим средством обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Выбор методов обучения учитывает их классификацию.

 Классификация методов обучения:

1.   по внешним признакам  деятельности преподавателя и обучающихся: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, работа с книгой;

2.     по источнику получения знаний: словесные, наглядные:  демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей, показ  трудовых приемов, использование технических средств, просмотр кино-и телепрограмм, видеоматериалов;

3.     практические: практические задания, тренинги, деловые игры;

4.     по степени активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;исследовательский,образного видения, эвристического наблюдения, рефлексии;

5.     по логичности подхода:  индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический.

         Приоритетным методом обучения, применяемым при изучении    подраздела «Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная техника»является метод проектов.

Метод проектов позволяет развить познавательные навыки  обучающихся, критическое и творческое мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.  Это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Благодаря использованию метода проектов:

1.     повышается вероятность творческого развития обучающихся;

2.     естественным образом происходит соединение теории и практики; 

3.     развивается активность обучающихся, которая приводит их к большей самостоятельности;

4.     укрепляется чувство социальной ответственности;

5.     дети на занятиях испытывают  положительные эмоции.

 Проекты по созданию декоративно-прикладных изделий позволяют организовать работу с обучающимися по созданию собственного произведения, освоить приемы копирования, варьирования, отделки изделий и т.п.

 Содержание подраздела  предоставляет обучающимся:

- возможность подробно ознакомиться с  историческими и социокультурными

  фактами обнаружения в музейных запасниках хотьковских мячиков, с   

  исследованиями специалистов-реставраторов музейного текстиля по

  возрождению уникальной технологии  их  создания;

- освоить основные приемы изготовления;

- применяя творческий подход, разработать и создать свое индивидуальное

  изделие.

При отборе содержания образования по подразделу  учитывались следующие принципы:    

1.     Принцип научности знаний;

2.     Принцип систематичности и последовательности;

3.     Принцип сознательности и активности;

4.     Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками;

5.     Принцип доступности;

6.     Принцип наглядности;

7.     Принцип связи с жизнью и личным опытом обучающихся;

8.     Принцип воспитывающего обучения;

9.     Принцип развивающего обучения;

10.  Принцип политехнического образования;

11.   Принцип связи обучения с производительным трудом;

12.   Принцип профессиональной направленности;

13.   Принцип индивидуального подходак обучающимся (метод проектов позволяет использовать индивидуальную форму работы  с учащимися, учитывать их интересы, возможности, возрастные  особенности;

14.   Принцип связи теории с практикой; 

15.  Закономерности процесса обучения.

 

 Формы организации учебного процесса при изучении подраздела.

 

      Формы организации деятельности обучающихся соответствует целям и задачам каждого конкретного урока:

- фронтальная(все обучающиеся выполняют одинаковые задания);

- групповая или звеньевая (предполагает разделение обучающихся при выполнении работ на группы из нескольких человек);

- индивидуальная(каждый ученик работает над своим заданием).

       При реализации программы используются следующие формы обучения:  урок, домашнее задание, учебная экскурсия, факультатив, кружок, консультации и т.д.

 

Требования к уровню подготовки

 

Обучающиеся должны знать/понимать:

 

1.     Основные технологические понятия;

2.     Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и родного  края;

3.     Исторические сведения о русском лоскутном шитье;

4.     О средствах художественной выразительности (цвет, линия, объем, форма  и пропорции);

5.     Материалы и инструменты, применяемые для изготовления  хотьковского мячика-шара;

6.     Технику безопасности при работе с инструментами;

7.     Классификацию текстильных волокон, свойства тканей из натуральных волокон;

8.     Виды ручных швов;

9.     Основы кроя;

10.   Технику изготовления  хотьковского мяча;

11.   О способах декорирования  граней-подушечек;

12.  Сведения о сувенирных изделиях,

13.  Этапы проектирования и изготовления изделия;

                14.   Как определять потребности людей;

                15.   Какие знания, умения и навыки необходимо  иметь для изготовления  конкретного изделия, удовлетворяющего определенную

                         потребность;

16.    Правила оформления проектов;

17.   Влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека;

18.    Профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них;

19.   Требования к качеству выполнения  мячика-шара.

 

Обучающиеся должны уметь:

 

1.     Рационально организовывать рабочее место;

2.     Находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

3.     Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

4.     Подбирать материалы и инструменты для изготовления  хотьковского мячика;

5.     Соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

6.     Выполнять простые и декоративные ручные швы;

7.     Правильно произвести раскрой деталей  мячика;

8.     Работать индивидуально с инструкционными и технологическими картами;

9.     Эстетично оформить  мячик-шар;

10.   Проектировать и изготавливать изделия.

11.    Осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;

12.    Находить и устранять допущенные дефекты;

13.    Проводить разработку учебного проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

14.   Планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

15.   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических, организационных задач в процессе проектирования и создания изделий в русском народном стиле  (оформление одежды, сувениров, предметов быта).

 

Формы   контроля

 

      При изучении подраздела  используется в основном два вида контроля:

- текущий  (устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, работа с тестами);

- итоговый  (защита проектов).

Эти виды контроля можно  применять как на каждом занятии, так и периодически, используя соответствующую задачам форму контроля.

Методы контроля:   

1.     методы устного контроля (беседа, рассказ, сообщение о практической работе, отдельные ответы);

2.     методы письменного контроля (диктанты, конспектирование, тестирование);

3.     методы графического контроля (работы, связанные с выполнением схем, чертежей, рисунков, диаграмм, эскизов и пр.);

4.     методы практического контроля (упражнения, выполнение  отдельных элементов узора, выполнение зачетных работ);

5.     методы программированного контроля;

6.     методы наблюдения за обучающимися, что позволяет определить уровень самостоятельности, активности и сознательности действий обучающихся.

 

Промежуточный и итоговый контроль:

    1. защита проектов;

    2. участие в олимпиадах и НОУ (школьный этап);

    3. участие в конкурсах, презентациях, выставках;

    4 .зачеты.