РАБОТА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В 11 КЛАССЕ.
Экзамен по математике – один из обязательных предметов, который должен сдать учащийся, чтобы получить аттестат. Как успешно подготовить учащихся с низкой мотивацией к единому государственному экзамену?
Важнейшей задачей учителя в процессе подготовки выпускников к итоговой аттестации является работа со слабоуспевающими учащимися. Их страх непреодоления «порога успешности» заставляет учителей принимать экстренные меры. Поиск эффективных средств подготовки к итоговой аттестации слабоуспевающих учащихся является приоритетной задачей для любого учителя.
Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений.
В базовой составляющей математики не может быть «пробелов», этот разрыв не позволяет двигаться дальше. Например, изучая творчество А.С.Пушкина, ученик мог вполне не прочитать «Капитанскую дочку» - и это будет его «пробел», но он вполне может изучать роман «Евгений Онегин».
В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно. Некоторый процент учащихся, который не осваивает программу основной школы даже на самом низшем уровне (базовом уровне), тем не менее перешагивают в старшую школу, где они, совершенно объективно, обучаться математике просто не в состоянии даже при самом горячем желании.
Что мешает подготовке?
· Неуверенность; отсутствие желания учиться;
· Завышенное самомнение или заниженная самооценка;
· Негативное отношение к экзамену;
· Большая нагрузка, особенно во втором полугодии 11 класса;
· Низкий уровень вычислительных навыков;
· Слабая сформированность понятий и определений;
· Наличие «пробелов».
Что поможет подготовке?
Ø Неоднократная репетиция ситуации экзамена, формирование адекватной оценки, позитивный настрой на экзамен;
Ø Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков;
Ø Организация зачётов по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений и неравенств по методам решения, по вопросам тождественных преобразований выражений и равносильности уравнений;
Ø Регулярное проведение уроков обобщения;
Ø Своевременная систематизация материала на этапах повторения;
Ø Проведение в течение года диагностических работ, глубокий анализ результатов и работа по коррекции.
МОЯ РАБОТА С СЛАБОУСПЕВАЮЩИМ УЧЕНИКОМ (АНДРЕЙ ЯРМОЩУК,11 КЛАСС)
Часто обращаюсь к ученику с вопросами,привлекаю его к повторению пройденного материала,разрешаю пользоваться наглядными пособиями,при этом его ответы не оцениваю отдельной оценкой,но учитываю в дальнейшем.
При изложении нового материала обращаюсь к ученику,выяснению степень понимания им учебного материала,привлекаю к высказыванию предложений,выводам и обобщениям.При проведении практических уроков сначала решаю примеры определенного типа сама с подробным обьяснением,потом даю свое задание,подобное разобранным мной.Разрешаю пользоваться тетрадями,стимулирую самостоятельные действия и ответы хорошей оценкой даже за выполнение нескольких однотипных заданий.Практически на каждом уроке провожу как проверочные,так и обучающие самостоятельные работы,небольшые по обьему.Напоминаю ученику приемы и способы выполнения задания,разрешаю пользоваться справочным материалом.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
· Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
· Снижение темпа опроса
· Предложение ученику примерного плана ответа.
· Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.
· Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
· Более частое обращение к слабоуспевающему с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
· В ходе самостоятельной работы разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание способа и приема выполнения задания.
· Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
· Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.
В своей я использую в своей практике для проверки уровня подготовленности по предмету разноуровневые тематические тесты, которые предназначены для экспресс-анализа уровня усвоения учащимися определённого раздела (темы). Они могут использоваться как средство обучения или контроля. (СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ. «Интеллект-Центр», М., 2010 , ГЕОМЕТРИЯ. ТЕСТЫ. В сборник включены тестовые задания различных типов, которые по форме соответствуют заданиям, использующимся в настоящее время как при итоговой аттестации, так и в ЕГЭ.
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока,в сочетании с другими средствами и приемами обучения (см.приложения).
Экзамен по математике не должен стать для выпускников, а особенно для слабоуспевающих, испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки. Очень важно правильно сориентировать 11-классника – на каком уровне он будет изучать материал (на какую отметку он претендует). Какие и сколько заданий ему надо уметь решать на этот уровень. Также важно правильно настроить учащегося на выполнение экзаменационной работы, предложить ему правильную стратегию.
Наравне с неверными решениями учеников, основанных на незнании или ошибочном использовании фактов, теорем, способов решения, «бичом» любого человека является невнимательное выполнение задания. Особенно это относится к слабоуспевающим учащимся с их невниманием и неумением концентрироваться. В этом случае инструментом профилактики ошибок и описок также должно быть развертывание действий учащихся, то есть детальное расписывание решения задачи. Своего рода «защитой » является правило: лучше быстро писать, чем неверно считать в уме.
В своей работе придерживаюсь следующих принципов:
• 1. Верю в способности «слабоуспевающего» ученика и стараюсь передать ему эту веру и надежду успешной сдачи экзамена.
• 2. Помню, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не тороплю его, терпеливо жду.
• 3. Убеждена, что многократное повторение основного материала – один из эффективных приемов работы со слабоуспевающим.
• 4. Вселяя веру в то, что он запомнет, поймет учебный материал, предлагаю ему отработку однотипных заданий.
• 5. К работе со «слабоуспевающим » подхожу ответственно, понимая , что тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, к математике.
• 6. Не гонюсь за обилием новой информации. Выбираю главное, излагаю его, многократно повторяю и закрепляю.
• 7. Общение – главная составляющая в моей работе.
Не секрет, что в 10 класс приходит большой процент учащихся, не усвоивших программу алгебры основной школы, вследствие чего плохо усваиваются темы, изучаемые в курсе алгебры и начал анализа старшей школы.
Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришёл в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, необходимо продолжить работу со слабоуспевающими и сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся именно базовых математических умений, необходимых для продолжения их дальнейшего образования.
|