Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Жизнь и смерть Александра II

Submitted by Лариса Владимировна Гейер on Sat, 23/03/2013 - 10:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гейер Лариса Владимировна
Место работы, должность: 
МКОУ Кабинетная СОШ учитель истории
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

 Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме "Жизнь Александра II"

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Н.Загладин "Всемирная история" А.Сахаров, А.Буганов "История Отечества"

Используемая методическая литература: 

В.Балязин "Тайны дома Романовых" М., 2006

Т.Голубева "Царские династии" М., 2002

"Классному руководителю о классном часе" под редакцией Е.Степановой, М.Александровой .М., 2002

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал

Используемые ЦОР: 

собственая презентация

Краткое описание: 
Урок является заключительным по теме; предполагает использование различных форм работы с обучающимися; нацелен на закрепление полученных знаний

Урок истории в 10 классе

«Жизнь и смерть Александра II»

Задачи урока:

Образовательная:выяснить особенности личности императора Александра Николаевича, пройти по его жизненному пути: от рождения до смерти.

Развивающая: проанализировать тексты письменных источников, выделить главное, сделать выводы, ответить на поставленные вопросы.

Воспитательная: присвоение учащимися ценностей в области формирования личной и социальной культуры – уважение к труду, взаимопонимание, взаимовыручка, гуманизм, умение прощать, служение Отечеству, ответственность и чувство долга.

 

Место урока: включен в систему уроков по внутренней и внешней политике императора Александра II.

Тип урока:обобщающий  урок

Используемое оборудование:компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, письменные источники.

 

Ход урока.

 

  1. Орг. момент
  2. Тема урока

«Жить для веков в величии народном,

 Для блага всех свое позабывать,

 Лишь в голосе отечества свободном

 С смирением дела свои читать...»

(В.А. Жуковский) (слайд)

 

 

а) Вступительная беседа

Династия Романовых занимала российский престол немногим более 300 лет.

Среди ее представителей были и недалекие люди, царствование которых оставило в истории лишь имена, но не деяния. Другие, стремясь к славе, подвигов не совершали, но некоторыми полезными делами отметились в книге царства. Наконец, были и великие деятели, вся жизнь которых была направлена на служение России. Именно они принесли славу своему государству свершением громких дел.

 Среди этих государей Земли Русской Александр II занимает одно из первых мест. Он, безусловно, заслужил ту очень высокую оценку, которую дал ему Василий Андреевич Жуковский, приведенную в эпиграфе.

Его любовь к России и ее народу, образованность, умение выбирать советников, стремление исправить ошибки отца - Николая I, настойчивость в достижении цели - привели Александра II к намерению осуществить реформы важнейших областей жизни государства. (слайд)

 

Думаю, что каждый из вас задумывался хотя бы раз над вопросом, зачем я живу, какой смысл  моей   жизни, или  жизнь, зачем ты мне дана?

Кто в этом черно-белом мире я?

В какой из птиц  живёт душа моя?

Быть может сломано крыло

И уж летать мне не дано?

А может с кем-то я пою вдвоём,

Иль наслаждаюсь я свободою широкой

Или забочусь о гнезде своём?

Вот чудо: в каждой птице я!

Как многогранна жизнь моя

С.И. Емельянова

 

Задание: объясните, как вы понимаете смысл этого стихотворения?

Я вам хочу рассказать один миф.

 

           Однажды один мудрец повстречал на своём пути трёх человек, которые выполняли одинаковую работу. Каждый из них толкал тяжёлую  тележку, нагруженную камнями. Мудрец по очереди задал одинаковый вопрос каждому из трех работников, но,  что,  же он услышал в ответ?

«Что ты делаешь?»,-  спросил мудрец первого человека.

«Ты разве не видишь, выполняю тяжёлую работу»- ответили ему.

«Что ты делаешь?»,- спросил мудрец второго

«Зарабатываю деньги»,- ответил он

«А что делаешь ты?»,- спросил мудрец третьего.

«Строю храм»,- ответил  третий человек

Да, действительно, каждый человек видит для себя смысл жизни в чем-то своем.

Ведь жизнь человека можно сравнить с дорогой, по которой мы ходим каждый день.

      «Одна  – широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти и озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты всё время спотыкаешься о камни отчуждённости и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но, в конце концов, и тебя дорога вымотает и разрушит.

Другая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что говоришь, но и то, что ты чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, что эта дорога тоже утомит, но зато не разрушит.

Свою дорогу жизни прошел и император Российской империи Александр II. В жизни этого великого человека, чье имя незаслуженно забыла история - были и великие дела, и опыт, и слава, и человеческие страсти не были ему чужды, ждала его и мученическая кончина.

Этот император, пожалуй, прожил истинно царственную жизнь – в походах и войнах, государственных заботах и трудах. Но он прожил и настоящую человеческую жизнь - страдал и сострадал, любил и был любим, нянчил детей и внуков, имел верных и преданных друзей, а так же ненавидевших его лютых врагов.

Сегодня на уроке мы попытаемся очень коротко проследить жизнь и смерть этого человека. Но вначале, давайте немного коснемся его жизни до взошествия на престол.

 

б) Блиц-вопрос «Экзаменационные билеты»

(Ученики по очереди берут «билеты» и отвечают на вопрос)

1. Дата рождения Александра. ( 17 апреля 1818г.)

2. Какие качества личности были присущи Александру?

3. Кто был воспитателем Александра в детстве?

4. В каком возрасте он вступил на престол?

5. В 1837 г. Александр отправляется в путешествие. Куда? С какой целью?

6. Какое государство досталось ему в наследство от отца?

7. Почему первые годы правления были названы современниками «оттепелью»?

 

в)Черный ящик

(На столе – «черный ящик». В нем находится предмет, который нужно угадать по информации.)

В день своего совершеннолетия 17 апреля 1834г., Александр принес клятву наследника престола в Георгиевском зале Зимнего дворца. Но этот день был отмечен еще одним неожиданным событием. В этом ящике находится предмет, который имеет непосредственное отношение к этому событию.

(Ответ : камень александрит. Именно в этот день финский исследователь Норденшильд открыл на Урале ценный минерал с изменчивым цветом и назвал его александритом)

 

г)Александр-освободитель

Александр II вошел в историю под именем освободитель.

- Кто и почему дал ему такое имя?

 

д)Крестьянская реформа.

- Когда был принят этот манифест? ( 19 февраля 1861г.)

- Почему именно в этот день? (годовщина вошествия на престол – 6 лет)

- Скажите, предпринимались ли его предшественниками попытки смягчения крепостного права? (да)

 

 

Соотнесите колонки таблицы ( на доске при помощи магнитов размещены карточки. Задание: приведите в соответствие колонки таблицы)

 

Павел I

1842 г.

об «обязанных крестьянах»

Александр I

1797 г.

«о трёхдневной барщине»

Николай I

1803 г.

«о вольных хлебопашцах»

 

 

- Была ли необходимость в проведении этой реформы? Почему?

- На каких условиях предлагалось освободить крестьян от зависимости?

е) Работа в группах

(Две группы. Учащимся раздаются задания в печатном виде (это же задание и ответы размещены на слайдах))

А)Сгруппируйте положения проектов отмены крепостного права, единодушно признанные всеми авторами проектов (А) и вызывавшие споры (Б):

1) цель реформы - предотвратить крестьянскую революцию;

2) необходимо освободить крестьян без земли;

3) следует дать крестьянам землю без выкупа;

4) нужно освободить крестьян и дать им землю за выкуп;

5) можно провести освобождение крестьян за счёт самого крестьянства;

6) необходимо сохранить помещичье землевладение;

7) необходимо политическое господство крестьянства;

8) основой развития сельского хозяйства должно стать помещичье хозяйство;

9) желательно максимально сохранить существующие порядки;

10) нужно дать крестьянам землю, но не освобождать их.

Ответы: А-1, 5, 6, 7, 8; Б-2, 3, 4 ,9, 10

б). Отметьте права, приобретённые крестьянами по Положению 19 февраля 1861 года:

  1. помещик не имел права распоряжаться крестьянами;
  2. крестьяне получили право собственности на землю;
  3. крестьянские общества могли создавать собственную полицию;
  4. крестьяне могли переходить в другие сословия;
  5. крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика;
  6. крестьяне могли избирать земства;
  7. крестьяне могли избираться в земства;
  8. крестьяне получили право поступать в учебные заведения;
  9. крестьяне получили право поступать на службу;
  10. крестьяне получили право избирать присяжных заседателей.

                   Ответы:1, 4, 5, 8, 9

- Как вы понимаете слова Александра II, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?

- Итак, что было основным в реформе? На каких условиях крестьяне становились свободными?

ж)Решение задачи

- Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин.

- Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей? (10р. х 100%:6%=166 р.67 коп.)

- Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях-14,5 р., а средняя величина выкупного надела-8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? (14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли. 116,67-116=50 р.67 коп.-сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции

-Была ли сумма выкупа справедлива?

- Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова?(на доске слова)

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

 

(Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Конечно, реформа по освобождению крестьян многих не удовлетворила. Помещики теряли источники доходов - дармовую рабочую силу; несмотря на то, что они сохраняли рычаги финансового воздействия, но, тем не менее, в перспективе должны были потерять своё влияние на крестьян. Недовольными реформой были и чиновники, лишившиеся властных полномочий. В свою очередь, крестьян не устраивало то, что землю они получали не бесплатно, а за выкуп, который следовало платить долгие годы.Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.)

3 марта ( по новому стилю) 2011г. исполнилось 150 лет со дня подписания Александром II Манифеста об отмене крепостного права.По этому случаю в Москве и Петербурге состоялись научно-практические конференции.

 

" Это событие положило начало переходу страны от аграрного к индустриальному развитию, дало импульс развитию частной инициативы и предпринимательства. По сути, мы все продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад. Причем хотел бы обратить внимание, что жизнеспособными оказались не фантазии об особом пути нашей страны и не советский эксперимент, а проект нормального гуманного строя, который был задуман Александром II. И в конечном счете в историческом масштабе прав оказался именно он, а не Николай I или Сталин", -  заявил Дмитрий Медведев.

 

- Согласны ли вы со словами Д.А.Медведева?

- Какие качества личности и черты характера Александра II вы хотели бы видеть в современных российских политиках?

 

з)Реформы

ИТАК, Манифест  стал началом последующих преобразований и Александр IIвошел в историю еще и как реформатор.

- Давайте вспомним и назовем основные положения реформ в различных областях жизни государства.

- Как проведенные реформы повлияли на экономическую и политическую жизнь страны?(слайд )

 

и)Смерть Александра

- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична.

- Почему же на Александра были покушения и в конечном счете он был убит ?

( Т.К.реформы были половинчатые и народовольцы были убеждены, что лишь убийство царя послужит сигналом для крестьянской революции)

- Можно ли было избежать убийства? (нет, т.к. назрели серьезные противоречия)

- Когда был убит Александр II?( 1 марта 1881г.)

Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М.Т.Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям  Александру (будущему императору) и Владимиру: «Я не скрываю от себя, что мы идём по пути конституции».

Великие реформы остались незавершёнными.

- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова. Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью. (слайд)

 

3. Итог урока

а)В заключение хотелось бы привести слова А.Сахарова, которые как нельзя лучше подводят итог под всей историей монархии в России: «У обычного человека есть биография, у монарха биографии нет. Его биография – это история страны. И уже в этом зачастую заключен немалый драматизм жизни титулованных властелинов, особенно в тех случаях, когда личные пристрастия, привязанности, увлечения оказывают заметное влияние на «биографию» страны. Но представители династии – тоже люди, причем нередко с незаурядными характерами, собственными представлениями о жизни, со своим взглядом на общественные отношения, на движение мирового сообщества. Однако законы истории властно диктуют монархам свои «правила игры». И нередко «биография» страны подминает под себя биографию человека».

б)  Узелки    

Каждому человеку от рождения Бог даёт клубок с узелками. Каждый имеет свою нить в жизни и свои узелки, которые он сам должен развязать, то есть разгадать. У кого-то большой клубок, у кого-то поменьше, кому навязаны сложные узлы, кому-то попроще, но у каждого есть путь и те задачи, которые нужно разрешить. Эти узелки  - препятствия, которые мы должны осилить, чтобы стать лучше, чтобы через преодоление возникших трудностей приобрести нужные качества, знания, опыт. Например, чтобы обрести добро, нужно победитьзло; чтобы излучать свет, нужно пройти сквозь тьму; чтобы найти любовь в своём сердце, нужно развязать узел ненависти.

-Спасибо вам за урок, я надеюсь, что каждый из вас постарается ответить себе на вопрос: «Жизнь, зачем ты мне дана?» и найдет свою дорогу в жизни.

 

в)Оглашение результатов работы

 

 

 

 

 

 

 

  

Прикрепленный файл Size
Жизнь и смерть Александра II.doc 68 KB
Жизнь и смерть Александра II.ppt 425 KB

»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн