Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа "Школа России" 4 класс Предмет: литературное чтение Тема урока: Б.А. Слуцкий "Лошади в океане" МБОУ НОШ №95 Новикова Елена Андреевна

Фото пользователя Елена Андреевна Новикова
Submitted by Елена Андреевна Новикова on Sat, 23/03/2013 - 21:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Новикова Елена Андреевна
Место работы, должность: 
МБОУ НОШ № 95 г. Челябинск учитель начальных классов
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
  • Познакомить с произведением  Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».
  • Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гражданственности, человечности, гордости и любви к  Родине. 
  • Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения, объяснение заглавия: «заглавие – жанр», «заглавие – главная мысль», составление блок-схем, умение видеть структурные элементы текста).

      
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.  Литературное чтение. 4 класс. Учебник для обшеобразоват. учреждениий. - М. Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: 

АРМ (компьютер, проектор, экран)

1. Программа Microsoft Power Point( 2003-2007)

2. Браузер (Internet Explorer, Firefox, Chrome)
3. Adobe Flash Player 

Краткое описание: 
Данный материал поможет учителям провести интересный, насыщенный урок, нравственно-патриотической направленности.

Тема:  Б.А. Слуцкого «Лошади в океане»

Цель:

Познакомить учащихся с произведением  Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане».

 

Задачи:

  1. Учить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.

  2. Помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.

  3. Расширять читательский опыт учащихся.

  4. Формировать навыки правильного, выразительного чтения.

  5. Развивать речь, мышление, память, тренировать наблюдательность.

  6. Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к Родине.

 

Ожидаемые  результаты урока:

  • Умение работать с текстом учебника, словариками – настроения.

  • Уметь определять тему и основную мысль текста.

  • Формировать навыки нравственных норм поведения.

  • Уметь обосновывать свою точку зрения.

  • Развивать творческое мышление учащихся.

  • Формировать навыки познавательной деятельности.

  • Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации работы учащихся
фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации работы учителя:
организаторская
обучающая
контролирующая   

Ход урока:

1. ПРОВЕРКА   ДОМ.  ЗАДАНИЯ (Слайд 1)

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески –
Всё, что без памяти люблю.

 

Как не гордиться мне тобой,
О, Родина моя!

 

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Внимательно посмотрите на доску.

- Прочитайте строчки стихотворений.

- Определите, кто автор этих строк.

Жигулин А.В.        Дрожжин С.Д.           Никитин И.С.

- Найдите  портрет автора. (портреты)

- Подберите рисунки, которые бы иллюстрировали эти произведения, основываясь на знании содержания стихотворений (используются рисунки детей )

ИТОГ:

- О чём писали эти авторы?

- Чему посвящены их произведения? (стихи о светлом образе Родины,  о любви к родным местам)

2.  РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА. (Слайд 2) 

- Проведём речевую разминку.

Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(Зинаида Николаевна Александрова «Родина»)

 

- Прочитайте отрывок из стихотворения (жужжащее чтение) вслух.

- Какое слово пропущено? О чём идёт речь? Докажите.

- Прочитайте последнее предложение. Как вы понимаете эти строчки?

- Прочитайте с интонацией восхищения.

 

3. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ

Работа в группах: три конверта

Задание: составить пословицу: (1 – из слов, 2 – сост. из половинок, 3 – сост. пазлы)

Человек без родины-что птица без гнезда.

- Как вы понимаете значение пословицы? ( НЕТ ДОМА)

- Подберите слова-синонимы к слову родина.

Родина, отечество, Отчизна, отец, отчий дом – синонимы.

  • Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

- Как вы понимаете… (Слайд 5)

Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов.

(Минусовка «Гляжу в озёра синие» (муз. Л. Афанасьева). На фоне музыки показ слайдов с изображением картин русской природы и рисунков детей. )

Слово учителя:

Храня преданья вековые,

Ты вся лежишь в грядущем дне.

Такой и видишься, Россия,

 Ты наяву мне и во сне.

История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный источник - это поэзия! Поэты описывали события и людей всей душой и сердцем.

Читая поэтические строки Ивана Саввича Никитина, Спиридона Дмитриевича Дрожжина, Анатолия Владимировича Жигулина, мы словно побывали в милых сердцу уголках поэтов, вместе с ними любовались красотой природы, слышали шелест листьев, говор ручейка, испытывали чувство гордости за свою родину, восторгались ею.

  • Сегодня мы продолжаем работу по теме «Поэзия и история» в разделе «Родина». (Слайд 17)

- Хотелось бы узнать - для чего вы пришли сегодня на урок?

Сформулируйте цели урока, используя глаголы:

Продолжить......                    (знакомство с творчеством авторов, которые писали о Родине)

Учиться.......                            (правильно и выразительно читать и анализировать)

Слайд 18-19 (физминутка)

4. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Слайд 20)

  • Работа с наглядным материалом (репродукции, рисунки)

- Как вы думаете, почему я слайд разделили на две части (черная - белая)?

- Отличаются ли две репродукции друг от друга? Почему? Чем?

- Какие краски  выбрали, чтобы изобразить войну? Почему?

- А когда изображали мир не земле, какие краски использовали? Почему?

Посмотрите как будто два мира, две планеты.

  • Работа в парах

1. Шар украшают разными «стёклышками» (фигурами из цветной бумаги

  

1 пара и 2 пара: постарайтесь создать эти две планеты  с помощью разноцветных фигур (прямоугольников, треугольников, кружочков) на макете планеты.

2. Синквейн (остальные пары работают над созданием синквейна) Слайд 21

1 строчка – тема (1 слово- имя сущ.)

2 строчка – описание темы в 2-х словах (два прил.)

3 строчка – описание действия (три глагола)

4 строчка – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме

5 строчка – слово, которое повторяет суть темы.

 Синквейн на тему «мир на земле»

     Мир

       Радужный Хрупкий

   Улыбаться любить охранять

   Пусть всегда будет солнце

  Счастье

         Синквейн на тему «война»

                      Война

        Страшная жестокая

    Стрелять убивать страдать

       На волоске от смерти

                        Горе

 

- Итак,  две планеты, мира и войны, добра и зла, белого и чёрного, счастья и горя…

- На какой планете вы бы хотели бы жить? Да мы и живём на ней. Это наши деды и прадеды отстояли её, не дали разрушить. Вечная им память и вечная им слава – героям Великой Отечественной войны.

 

5. БЕСЕДА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

- Какому периоду жизни нашей страны посвящены иллюстрации?

- О каких событиях войны знаете?

- Воевали ли ваши прадеды ?

-День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года.

4 года шла война – это 1418 дней!

34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.

Вот что такое 20 миллионов!

30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине столице Германии Знамя Победы.

8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.

 

6. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ  Б. А. СЛУЦКОГО (Слайд 22)

- Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…

- Сегодня мы будем работать над стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане».
- Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, он и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий.

 

- Что же это был за человек, почему он написал такое произведение, которое тоже вошло в раздел «Родина».

Рассказ детей: (факты из биографии)

  • Детство и отрочество прошли вХарькове, в рабочем районе, где жизн ьбыла трудной и скудной.

  • Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.

  • Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором–это высокое воинское звание.

  • Не смотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.

  • Был тяжело ранен и контужен.

  • После войны не мог оставить бе звнимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.

  • Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого  гранита на фоне флага из чёрного мрамора.

  • После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти каждый месяц в течение девяти лет.

- Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт описывает небольшие события, которые лишь дорисовывают, дополняют картину ужасов войны.

- Одно из самых любимых стихотворений Слуцкого было и остаётся «Лошади в океане».

    7. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ  (читает учитель) (Слайд 23)

  • Задание для чтения: 

  • Постарайтесь представить описываемую ситуацию.

  • Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

  • Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания?

 

  • Проверка первичного восприятия:

- Что вы чувствовали, слушая стихотворение?

 

Превозмочь– пересилить,  побороть,  одолеть

Трюм– внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов  и  грузов

Шлюпка– гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом (судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка)

Гнедой– масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой

 

8. ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ, РАБОТА ПО СОДЕРЖАНИЮ 

  • Рассказ об истории создания стихотворения.

- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.

       Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку…»

- Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Илье Эренбургу, что он их ему и посвятил.

Напечатали стихотворение  «Лошади в океане» … в журнале «Пионер» как детское стихотворение о животных … потом их перепечатывали десятки раз. Было 4 польских перевода, несколько итальянских. Написано несколько музык.

  • Чтение произведения учащимися

  • Анализ стихотворения

Начало стихотворения рисует такую мирную картину: безбрежная синь океана, плывущий корабль с красивым и загадочным названием «Глория» (Слайд 25)

Захотелось пройтись по палубам, спуститься в трюм, где «добрыми мотая мордами, тыща лошадей топтались день и ночь» (Слайд 26)

Только несколько слов в начале стихотворения вызывают тревогу.

- Найдите и прочитайте их. («Лошади умеют плавать, но не хорошо»)

- Зачем автор напомнил об этом?

- О каком счастье идет речь?          (по народному поверью подкова приносит счастье)

- Но самое страшное всё-таки произошло. О чём идёт речь? («Мина кораблю пробила днище») (Слайд 27)      27-1

Обобщение (Слайд 28)

(Слайд 29)

- Как спасались люди?

- Как спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель? Найдите подтверждение в тексте. (Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать

- После каких слов становится ясно, что надежды на спасение нет?     (но, не видно у реки той края)

- Как вы думаете, что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? (страх, испуг, безнадежность, тревогу)

- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?            (они возражали, словно стараясь докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в своей страшной смерти).  

- Что хотел показать автор этим повторением? (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.

- А какие звуки мы услышали в стихотворении?     (взрыв, крики людей, шум тонущего корабля, ржание лошадей)

(Слайд 30)

- В каком месте произошла развязка событий?     (все на дно покуда не пошли)

- Что наступило потом?    (тишина)          Какая?     (гнетущая, зловещая, звенящая)

- Найдите  слова, в которых  автор выражает свое отношение к происшедшему.       (вот и все, а все-таки мне жаль их)

- Осуждает ли автор людей?      (нет)

Послушайте один из музыкальных  вариантов – российский бард Виктор Берковский исполняет песню «Лошади в океане»

(Слайд 31)

     Слайд 32

Тяжелая, печальная картина! Любовь к жизни — и дно океана. О лошадях никто не подумал, судьба к ним жестока и несправедлива. Я думаю, речь в стихотворении идет не только о лошадях, но и о людях, которые стараются и не могут найти себя в безграничном океане жизни. Казалось бы, они знают, как это сделать, думают, что у них хватит на это сил, но не учитывают возможных препятствий, и никто им не приходит на помощь.

- Читает подготовленный ученик Слайд 33

Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили они.
С дна морского к верху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.

Разливалась кровь по океану,
Но вожак упрямо плыл вперед.
И казалось у него как будто
От копыт шли искры в толщу вод.

Рыжий остров медленно, но таял,
Уменьшался остров тот гнедой.
Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!

Вот копыта дна уже коснулись,
И вода отхлынула от них.
Вышли на берег измученные кони,
Победили смерть свою они.

Где-то люди есть и есть машины,
Где-то города стоят шумя.
Только здесь на острове все тихо,
Ни людей, ни шума, ни огня.

Только ветер воет здесь тоскливо,
Да еще вдруг топот прозвучит.
То табун коней вдоль океана
С бешеною резвостью летит.

Ветер гривы длинные расчешет,
Океан умоет их водой.
И живут они, судьбой довольны
Посреди равнины голубой.

Остров тот - песчинка в океане.
Только кони вольно там живут
И отныне остров этот дикий
Лошадиным островом зовут.

9. ИТОГ УРОКА

- В творчестве Бориса Абрамовича Слуцкого отразилась не только его собственная биография, через его сердце прошла биография страны, в которой он жил. Поэтому его поэзия — своеобразный лирический дневник, который вобрал в себя историю человеческой судьбы на историческом пути страны.

Даже если я стихи слагаю,
Все равно — всегда между строк —
Я историю излагаю,
Только самый последний сок.

 

  •  Давайте проверим себя, насколько мы запомнили то, о чем говорили, что узнали.
     Тест (индивидуальная работа)

     

- С какой целью поэт написал это стихотворение?
Ответы:
- Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми.
- Чтобы привлечь внимание к судьбе животных.
- Чтобы передать свои чувства.
- Чтобы вызвать взаимное сопереживание.

- Какие строки отражают основную мысль текста?
 а) Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
 б) Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.
 в) Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.


 - На что указывает заглавие – на тему или основную мысль текста?
а) на тему текста б) на основную мысль текста

  •  Беседа после теста

10. РЕФЛЕКСИЯ

По окончании урока дети прикрепляют подковы  на листах (на одном листе подкова большого размера, на другом листе в перевёрнутом виде)

  • Если Вас заинтересовал урок, произведение произвело очень сильное впечатление, содержание вызвало у Вас сострадание, переживание, ответственность за чью-то судьбу,  Вы смогли  понять людей,  не осуждаете  их - то выбираете....

  • Если Вы прониклись содержанием,  были благодарными слушателями, художниками, видели образы. Это стихотворение запало вам в душу, но о смысле этого стихотворения хочется поговорить не сейчас, а гораздо позднее. Может быть, потому что Вы ещё к этому сегодня не готовы. Тогда выбираете другую подкову.....

Благодарю Вас за  выбор.

 Спасибо за урок. (Слайд 34)

  

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Евгения Андреевна Деркач

На: Программа "Школа России" 4 класс Предмет: литературное чте


Елена Андреевна, ваш конспект очень содержательный, формы работы детей разнообразны. Презентация, иллюстрирующая стихотворение, помогает детям эмоционально проникнуться смыслом. Очень понравилась ваша разработка. Спасибо!




Фото пользователя Елена Андреевна Новикова

На: Программа "Школа России" 4 класс Предмет: литературное чте


Евгения Андреевна, спасибо. Я рада, что моя работа приносит радость не только моим ученикам, но и нравится коллегам.




На: Программа "Школа России" 4 класс Предмет: литературное чте


Елена Андреевна, огромное спасибо за прекрасный содержательный урок. Дети не останутся равнодушными.Прекрасная презентация, песня в исполнении Виктора Берковского НИКОГО не оставят равнодушными. Этот урок Ваши ученики будут помнить очень долго,а значит и Ваш труд был не напрасным. СПАСИБО!!!!!