Вы не зарегистрированы

Авторизация



Современная архитектура Челябинска»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Худякова В.Н.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №101, учитель МХК

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
  • cформировать историко-художественную систему ценностей;

  • с применением ЦОРов организовать общение учащихся с художественным наследием региона, обогатив духовный мир школьника опытом поколений.

Используемая методическая литература: 

Раздаточный материал

Используемое оборудование: 
  1. Компьютерная презентация (приложение 1);
  2. Компьютерная презентация (приложение 2);
Используемые ЦОР: 

Мультимедиааппаратура

Краткое описание: 
<p class="rtejustify"> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, то есть умения самостоятельно работать с учебным материалом, умение оценивать информацию, умение ставить вопросы и формулировать проблемы.Я считаю, что информация самостоятельно найденная, осмысленная остается в памяти надежнее и прочнее. Урок по теме &laquo;Современная архитектура Челябинска&raquo;располагает к поиску информации, ее осмыслению. Урок построен так, что учащиеся повторяют учебный материал о городе, основные достопримечательности города (используется мультимедийная презентация, сделанная учащимися).</p>

Конспект урока по МХК «Современная архитектура Челябинска»

Предмет: мировая художественная культура.

11 класс.

 

             Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, то есть умения самостоятельно работать с учебным материалом, умение оценивать информацию, умение ставить вопросы и формулировать проблемы.Я считаю, что информация самостоятельно найденная, осмысленная остается в памяти надежнее и прочнее. Урок по теме «Современная архитектура Челябинска»располагает к поиску информации, ее осмыслению. Урок построен так, что учащиеся повторяют учебный материал о городе, основные достопримечательности города (используется мультимедийная презентация, сделанная учащимися).

 

Цели:

  • сформировать историко-художественную систему ценностей;

  • с применением ЦОРов организовать общение учащихся с художественным наследием региона, обогатив духовный мир школьника опытом поколений.

Задачи:

  • изучить историю художественной культуры Уральского региона на примере современной архитектуры г. Челябинска.

  • познакомить учащихся с творчеством и мастерством уральских архитекторов

  • научить учащихся разбираться в стилях архитектуры.

 

Оборудование урока.

1. Мультимедиааппаратура;

2. Компьютерная презентация (приложение 1);

3. Компьютерная презентация (приложение 2);

4. Раздаточный материал.

Этапы урока  
1.

Организационный момент, мотивация.

План урока

Цель.

Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока в курсе мировой художественной культуры.

Начнем мы наш урок не традиционно, с повторения изученного материала, а с просмотра презентации подготовленной Ученицей – Тяпкиной Ольгой. (приложение 1, Слайд 1- 28)

Мы получили хороший настрой, посмотрев презентацию и послушав замечательную песню о нашем родном городе в исполнении Ольги Тяпкиной.

Итак, тема сегодняшнего урока Архитектура современного Челябинска

Ознакомимся с планом урока

Итак, тема сегодняшнего урока Архитектура современного Челябинска (приложение 2,слайд 1)

Ознакомимся с планом урока:

I Повторение изученного материала

II Архитектура Челябинска (краткий экскурс)

III Архитекторы Челябинска

IY Тест

2.

Повторение в различных формах.

Опрос.

Цель.

1.Индивидуальный устный опрос учащегося. Актуализация ранее полученных знаний на уроках

I Вспомним определение «Архитектура» (приложение 2, 4 слайд)

Виды архитектуры (приложение 2, 5слайд)

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель.

1.Развивать умения учащихся работать с новым материалом, новыми терминами, находить главное.

II Архитектура Челябинска (краткий экскурс) (приложение 2, 6 слайд)

На восточном склоне Южного Урала по берегам реки Миасс расположен город Челя­бинск. Основанный в 1736 году, он сразу же приобрел важное значение. На месте, где он воз­ник, пересекались многие пути, которые вели в города Урала и Сибири.

О характере формирования города можно судить по плану 1910 года. Некоторые изменения происхо­дят в структуре общегородского центра.

Например, административные функции принимает на себя Сибир­ская улица (улица Труда). Здесь появляются здания городской думы и управы. Местом сосредоточения крупнейших торговых и обществен­ных зданий города становится улица Уфимская (Кирова). «Сплошной ба­зар» ... — так называет ее современ­ник.

Челябинские архитекторы проектировали и строили в разных архитектурных стилях, но здания каждого периода легко распознаются в городской среде по характерным особенностям.

 

2.Работа с раздаточным материалом.

Цель.

Развивать умения работать с раздаточным материалом, умение словесно описывать характеристики архитектурных стилей.

Сейчас мы с вами будем пользоваться раздаточным материалом. Пользуясь раздаточным материалом, назовите, пожалуйста, основные характеристики следующих архитектурных стилей.

(ответы учащихся).

Классицизм – для этого стиля характерны безукоризненная симметрия, торжественная строгость, благородная простота и спокойное величие. (бывший магазин Стахеева (табачная фабрика)).

Модернизм, то есть новый, молодой, современный стиль. Характерны плавные, текучие линии, отсутствие симметрии фасадов и объемов, приглушенные цветовые решения.(пассаж братьев Якушевых (картинная галерея)).

Эклектицизм - смешение различных архитектурных стилей.

(Эклектика- механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов. В архитектуре сочетание разнородных стилевых элементов). (кинотеатр «Знамя» бывший кинотеатр «Люкс.»).

Современный стиль и стиль Хай-тек (high tech – высокая технология)- одно из направлений новейшей западной архитектуры: стремится к эстетическому освоению различных технологических и конструктивных элементов.

«Модерн» пассажа братьев Якушевых (картинная галерея) соседствует с «классицизмом» бывшего магазина Стахеева (табачная фабрика). (приложение 2, 7слайд)

 

Изучение нового учебного материала.

(продолжение)

Цель.

1.Развивать умения учащихся работать с новым материалом, новыми терминами, находить главное.

Здесь вы можете встретить здания, отражающие господствовавшие в то вре­мя эстетические воззрения эклекти­цизма, соединившего в себе различ­ные стилевые направления.

   Ярким представителем этого архитектурного направления яв­ляется кинотеатр «Знамя» (бывший «Люкс») (приложение 2, 8слайд)

  Формирование ансамбля улицы за­вершается после строительства в 1903 году в ее южной части Народ­ного дома, ставшего гордостью Че­лябинска и одной из композицион­ных доминант городской застройки.

    Вот так восторженно описывает это здание один из путешественни­ков, побывавший в Челябинске в на­чале XX века: «Единственную досто­примечательность Челябинска пред­ставляет собой Народный дом. Это превосходное, большое театральное здание из камня и железа, стоящее на окраине города. Оно сделало бы честь большому губернскому го­роду»

   Народный дом — яркий пример классицизма — сохранился до наших дней, сейчас в нем находится театр юного зрителя.

(приложение 2, 9слайд)

здание Народного дома, или «театра попечительства о народной трезвости». Построено в 1903 году в стиле неоклассицизма. Снимок начала XX века. Теперь здесь театр юного зрителя

(приложение 2, 10слайд)

    Обычно общегородской центр складывается на протяжении длительного времени, иногда в течение десятилетий, и постепенно приобретает присущие только ему характерные черты. Многое в этом процессе зависит от исторических и социальных условий развития города, окружающей природной среды и других факторов. Облик центра меняется непрерывно.

    В южной части площади Революции выросли два восьмиэтажных административных здания и здание драматического театра, в западной части проспекта В. И. Ленина. (приложение 2, 11слайд)

   В этом районе возведены первые в городе высотные жилые дома. Строительство их было закончено в семидесятые годы. К этому же времени относится появление на проспекте филиала научно-исследовательского института швейной промышленности,

15-этажного корпуса Гипромеза.

     Вблизи площади Революции по улицам Кирова и Цвиллинга вы­росли 14-этажные здания. Первый этаж дома по улице Кирова, фасад которого представляет большой ви­траж, заняли салон-парикмахерская «Чародейка», бутики.

    Первые два этажа дома по улице Цвиллинга занимает творческая ор­ганизация художников. Первый на­чинается уютным фойе и распахи­вается двумя малыми выставочными залами, светлыми и удобными для любых экспозиций. Здесь же облицо­ванный шамотным кирпичом ориги­нальный каминный холл.

    Второй этаж — выставочный зал, его площадь 500 квадратных метров. Огромные витражи в сочетании с бе­лизной облицовки стен, колонн и мраморных лестниц создают ощуще­ние безграничности светового про­странства.

  Появились современные здания, демонстрирующие высокое качество пластиков, легких сплавов, новых композиционных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей, полировки металлов и многое другое. (приложение 2, слайд12-13)

    Преобразился сквер на площади Революции. В центре его сооружен фонтан в гранитном и мраморном обрамлении, украшенный ажурным каслинским литьем, установлены специально изготовленные ориги­нальные торшеры. Нарядный и тор­жественный вид скверу, который стал излюбленным местом отдыха горожан, придают партерные га­зоны. (приложение 2, 14слайд)

   Появились бульвары на проспекте имени В. И. Ленина.

   Какой же представляется цен­тральная часть Челябинска

в буду­щем? Ответ на вопрос дают конкурс­ные проекты ее застройки и разра­ботанный проект детальной плани­ровки.

   В будущем, когда река Миасс и пруд станут главным композицион­ным стержнем центра, облик города со стороны того или другого водо­ема приобретет совершенно иной вид. Вдоль этой композиционной оси в сочетании с площадями, пар­ками, бульварами и скверами вста­нут крупные архитектурные ан­самбли.

Намечается создание трех основ­ных зон центра, связанных единым градостроительным замыслом:

-административно-политической (в районе существующего центра);

-высших учебных заведений, на­учно-исследовательских и проектных институтов, расположенных на пра­вом и левом берегах реки Миасс;

-культурно-зрелищных учреждений на берегу в Северо-Западном районе.

    Заметную роль в культурной жизни города играют музеи - областной краеведческий и декоративно-прикладного искусства Южного Урала. Каждый вечер гостеприимно откры­ваются двери театров, областной и детской филармоний, зала камерной и органной музыки, цирка.

   История города, его сегодняшний день отражены в памятниках, названиях улиц и пло­щадей. С каждым годом растет и хорошеет Челябинск. Широко ведется жилищное строи­тельство. Прекрасные сады и парки украшают его.

III Архитекторы Челябинска

А) Мочалова Мария Петровна

Мария Петровна Мочалова – челябинский архитектор, стоящий у истоков формирования современного облика Челябинска, талантливый художник, педагог, исследователь, автор многочисленных учебных пособий и публикаций по вопросам архитектуры и охраны памятников. (приложение 2, 15-17слайды)

Б) Александров Евгений Викторович

   Свой весомый вклад в формирование архитектурного облика Челябинска внес почетный член Российской Академии архитектуры, заслуженный архитектор РФ Евгений Викторович Александров.

    В советские времена был период борьбы с излишествами, в который и довелось работать архитектору Александрову. По его проекту в Челябинске должно было вырасти несколько башен со шпилями. Дома, которые предполагалось украсить этими «излишествами», и так, надо признать, заметны на общем фоне. Это центральный корпус Челябинского технического университета, многоэтажный жилой дом, стоящий на въезде в центр со стороны ЧТЗ, дом, «умудряющийся» смотреть своими окнами на улицу Цвиллинга, Центральный гастроном и фонтан на сквере, дом, запавший в память челябинцев (приложение 2, 18-24 слайды)

В) Серебровский Федор Львович (приложение 2, 25-27 слайды)

 

Закрепление изученного учебного материала.

Цель.

Проверить знания основных понятий, полученных знаний на уроке.

4. Тест (приложение 2, 28-32 слайды)

  1. Кто из архитекторов спроектировал и построил здание Челябинской Публичной Библиотеки:

А) М.П. Мочалова;

Б) Е.В. Александров;

В) Ф.Л. Серебровский;

Г) В.Я. Гофард.

2. Объясните закономерности: жилой дом на пл. Революции, жилой дом с магазином «Уральские сувениры», концертный зал им. С.С. Прокофьева…

А) Работы архитектора Серебровского Ф.Л.;

Б) Работы архитектора Мочаловой М.П.;

В) Работы архитектора Александрова Е.В.;

Г) Работы архитектора Майорова Н.Н.

3. Жилой дом с магазином «Башня» на ЧТЗ это работа архитектора:

А) Александрова Е.В.;

Б) Серебровского Ф.Л.;

В) Мочаловой М.П.;

Г) Майорова Н.Н.

4. Кто из челябинских архитекторов был соавтором «Орленка», памятника В.И. Ленину, Добровольцам-танкистам и.т.д.:

А) М.П. Мочалова;

Б) Е.В. Александров;

В) Ф.Л. Серебровский;

Г) В.Я. Гофард.

5. Кто из челябинских архитекторов занимался внутренним оформлением кинотеатра «Родина»:

А) М.П. Мочалова;

Б) Е.В. Александров;

В) Ф.Л. Серебровский;

Г) В.Я. Гофард.

Проверка теста (приложение 2, 33 слайд)

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: