Submitted by Елена Григорьевна Tрубкина on Wed, 27/03/2013 - 09:30
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Стадия вызова:
(5мин.)
-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по стране Морфологии, со многими жителями этой страны вы уже знакомы, а сегодня отправимся в гости еще к одному. Итак, в путь! ( Выход на тему урока).
- Посмотрите на слайд и выполните задание: обобщите слова каждого ряда, а затем найдите «лишние». Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.) Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий. Ученики дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.
- Определите принадлежность этих слов к какой-либо части речи.
(В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.)
-Да, ребята. Эти «лишние» в рядах слова – жители страны Морфологии. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Что обозначают?
- Как изменяются?
- Чем являются в предложении?
И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.
- Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как же называется наш урок?
Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи) (Слайд № 2)
Запись числа и темы урока в тетради. Сегодня мы поговорим о значении числительных, их разрядах и синтаксической роли в предложении.
- Запишите в тетрадь слова обоих рядов, поставьте к ним вопросы, объясните орфограммы. ) (Слайд № 3)
Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.
Делаем вывод: чем отличаются числительные от других частей речи?
- Их можно записать и цифрами и словами, а другие части речи только словами.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Высказывают мнения по заданию, находят черты сходства и различия.
Ученики предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко):
Формулируют тему урока, записывают ее, работают со словами.
Коммуникативные:
-владение всеми видами речевой деятельности.
Личностные:
сформированность ответственного отношения к учению.
Познавательные:
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
Прием «верные и неверные утверждения».(3 мин.)
- Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».
(Слайд № 4)
Утверждения:
1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;
2….имен числительных в языке очень немного;
3…имена числительные изменяются по падежам;
4….все числительные можно записать цифрами;
5…эта часть речи может быть только определением;
6. числительные имеют общие признаки с существительными;
7…они имеют общие признаки с прилагательными;
8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;
9….числительное не может состоять из 3 слов;
10….слово «полтора» - это числительное.
- Мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.
Учащиеся работают с таблицей.
.
Познавательные:
- сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
(8-10 мин.)
Прием «денотатный граф»
- Помогать знакомиться с именами числительными нам будет прием денотатный граф. В переводе с латинского «деното»= обозначаю, с греческого «графо»= пишу, это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия, точный выбор глагола, связывающего их. (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?
-. Имя числительное.
- Сейчас нашим помощником станет учебник. (с.144-145). Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении? Слова какой части речи будут помогать нам?
- Глаголы нам помогут выделить главное в этой части речи.
- Прочитав материал учебника, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в парах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.
Учащиеся работают парами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но, не вмешиваясь в творчество.
- Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.
Слайд № 6
Описание содержания денотатного графа
Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Глаголы-связки и признаки.
Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.
Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»
Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.
Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).
Является – любым членом предложения.
Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.
Употребляется – в устной и письменной речи (документы).
- Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.
Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.
Слайд № 7
Учащиеся в парах читают материал учебника с карандашом, делая пометки в тексте, выбирают глаголы, (чтение «про себя» с выделением ключевых позиций), заполняют граф.
Вносят коррективы в таблицу
Регулятивные:
- учитывать установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные:
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте. (6 мин.)
- Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные? Вспомним еще раз, на какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
-Обозначают порядок при счёте.
- Как называются такие числительные?
- Порядковые.
- А если числительное отвечает на вопрос сколько?
-Количественное.
Слайд № 8.
-Используя новые знания, выполним упр.345. Работаем у доски и в рабочих тетрадях. Прочитайте внимательно задания, приступайте к работе. Слайд №9
Учащиеся выполняют упражнение №345 в тетради .
Коммуникативные:
-точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.
Познавательные:
- строить логическую цепь рассуждений;
- перерабатывать и систематизировать извлеченную информацию.
Конкурс дикторов. (5 мин.)
- Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.
Ученики читают текст «про себя».
Текст.
В середине 17 века население Земли составляло лишь 545миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.
Конкурс. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.
-. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?
- Научиться правильно произносить числительные.
- Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.
- Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Морфологии. Скажите, а может, не стоит долго гостить у числительных, пойдем дальще? Подумайте и решите, что изменится, если в мире не будет числительных?
- Не будет телефонов.
- Не будет адресов, номеров квартир, индексов
- Не будет дня рождения!
- Не будет документов.
- Не будет порядка, например, номеров машин нет, списков и т. Д.
- Сделайте вывод по вашим ответам.
- Изучать эту часть речи необходимо, важно, обойтись без нее нельзя.
.
Личностные:
-сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками
3. РЕФЛЕКСИЯ
(5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности,
повторить способ нового знания.
Закрепив наши знания на практике, вернемся к таблице «верные и неверные утверждения»
Слайд №10
- Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».
Заполнение третьей колонки.
Обсуждение.
- По каким утверждениям ваше мнение совпало?
- Где вы изменили свое мнение? Почему?
. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это с помощью синквейна.
На: Имя числительное.
Здравстуйте, Елена Григорьевна. Проверьте ссылку Авторский ЦОР (Имя числительное).
С уважением
Перехрист