Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Имя числительное.

Submitted by Елена Григорьевна Tрубкина on Wed, 27/03/2013 - 09:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трубкина Елена Григорьевна
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ № 62
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

      Цель учебного занятия: знакомство учащихся с именем числительным как частью речи.

      Задачи учебного занятия:

  1.  Сформировать  у обучающихся понятие о числительном как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли, показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением.
  2. Формировать  у обучающихся следующие УУД:

а)  Познавательные:

- умение различать количественные и порядковые числительные;

- умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение

б) Коммуникативные:

- умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

- владение всеми видами речевой деятельности.

в) Регулятивные:

- учитывать установленные правила в планировании способа действия.

г) Личностные:

- формирование ответственного  отношения к учению.

- формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

3) Развитие ценностного отношения школьников к произведениям русской литературы (творчество А.С.Пушкина).

 Результаты:

Предметные:усвоение основ научных знаний о  языке.

Метапредметные:  понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Личностные:способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 


 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, программное обеспечение Power Point.

Используемые ЦОР: 

Презентация Microsoft Power Point

 

 

Краткое описание: 
Данный урок разработан по технологии развития критического мышления.Первый урок темы «Имя числительное как часть речи», на изучении темы отводится 17ч (14+3РР). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, т.к. изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно-деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Урок построен с использованием «тактики сотрудничества». Чтобы вовлечь ребят в работу, я использовала такие приёмы, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Использование методов и приёмов ТРКМТ повысило мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока. Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали содержанию учебного материала, уровню сформированности УУД учащихся. На протяжении всего урока использовалана стадии осмыслении- практические,на стадии вызова - логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету. Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми: - фронтальная (на стадии осмысления) - индивидуальная (работа с таблицей «Верное и неверное утверждение») - работа в парах ( развития сотрудничества среди учащихся, составление схемы денотатного графа) При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности. Контроль УУД учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами самоконтроля и корректного контроля со стороны учителя.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Стадия вызова:

(5мин.)

 

-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по стране Морфологии, со многими жителями этой страны вы уже знакомы, а сегодня отправимся в гости еще к одному. Итак, в путь! ( Выход на тему урока).

На (слайде № 1 ) ряды слов:

Пятый, пятерка, пятак, пятерня.             Тройка, троица, третий, трояк.

- Посмотрите на слайд и выполните задание:  обобщите слова каждого ряда, а затем найдите «лишние».               Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.) Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий. Ученики дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.

-  Определите принадлежность этих слов к какой-либо части речи.

(В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.)

-Да, ребята. Эти «лишние» в рядах слова – жители страны Морфологии.  Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Как изменяются?

- Чем являются в предложении?

И другие вопросы, которые интересуют ребят.  Все вопросы фиксируются на доске или слайде.

-  Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как же называется наш урок?

Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи) (Слайд № 2)

Запись числа и темы урока в тетради. Сегодня мы поговорим о значении числительных, их разрядах  и синтаксической роли в предложении.

-  Запишите в тетрадь слова обоих рядов, поставьте к ним вопросы, объясните орфограммы. ) (Слайд № 3)

Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.

Делаем вывод: чем отличаются числительные от других частей речи?

- Их можно записать и цифрами и словами, а другие части речи только словами.

                                                                            

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают мнения по заданию, находят черты сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

Ученики предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко):

 

 

Формулируют тему урока, записывают ее, работают со словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Коммуникативные:

-владение всеми видами речевой деятельности.

 

Личностные:

 сформированность ответственного  отношения к учению.

 

Познавательные:

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Прием «верные и неверные утверждения».(3 мин.)

 

- Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

(Слайд № 4)

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4….все числительные можно записать цифрами;

5…эта часть речи может быть только определением;

6. числительные имеют общие признаки с существительными;

7…они имеют общие признаки с прилагательными;

8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9….числительное не может состоять из 3 слов;

10….слово «полтора» - это числительное.

 

- Мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

 

Учащиеся работают с  таблицей.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

(8-10 мин.)

Прием «денотатный граф»

 

- Помогать знакомиться с именами числительными нам будет прием  денотатный граф. В переводе с латинского «деното»= обозначаю, с греческого «графо»= пишу, это способ вычленения из текста существенных  признаков ключевого понятия, точный выбор глагола, связывающего их. (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

-. Имя числительное.

- Сейчас нашим помощником станет учебник. (с.144-145). Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении? Слова какой части речи будут помогать нам?

- Глаголы нам помогут выделить главное в этой части речи.

- Прочитав материал учебника, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в парах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

Учащиеся работают парами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но,  не вмешиваясь в творчество.

- Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.

Слайд № 6

Описание содержания денотатного графа

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

 

- Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.

Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.

Слайд № 7

 

Учащиеся  в парах читают материал учебника  с карандашом, делая пометки в тексте, выбирают глаголы, (чтение «про себя» с выделением ключевых позиций), заполняют  граф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вносят коррективы в таблицу

Регулятивные:

- учитывать установленные  правила в планировании способа решения.

 

Познавательные:

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте. (6 мин.)

 

 

- Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные? Вспомним еще раз, на какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

-Обозначают порядок при счёте.

- Как называются такие числительные?

- Порядковые.

- А если числительное отвечает на вопрос сколько?

-Количественное.

Слайд № 8.

-Используя новые знания, выполним упр.345.  Работаем у доски и в рабочих  тетрадях.  Прочитайте внимательно задания, приступайте к работе.    Слайд №9

 

Учащиеся выполняют упражнение №345 в тетради .

 

Коммуникативные:

-точно, правильно, логично излагать свою точку зрения.

Познавательные:

- строить логическую цепь рассуждений;

- перерабатывать и систематизировать извлеченную информацию.

 

Конкурс дикторов. (5 мин.)

- Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

Ученики читают текст «про себя».

Текст.

 В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

Конкурс. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.

-. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?

- Научиться правильно произносить числительные.

- Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.

- Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Морфологии. Скажите, а может, не стоит долго гостить у числительных, пойдем дальще? Подумайте и решите, что изменится, если в мире не будет числительных?

- Не будет телефонов.

- Не будет адресов, номеров квартир, индексов

- Не будет дня рождения!

- Не будет документов.

- Не будет порядка, например, номеров  машин нет, списков и т. Д.

- Сделайте вывод по вашим ответам.

- Изучать эту часть речи необходимо, важно, обойтись без нее нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Личностные:

-сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками

3.  РЕФЛЕКСИЯ

 (5 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности,

повторить способ нового знания.

 

Закрепив наши знания на практике, вернемся к таблице «верные и неверные утверждения»

Слайд №10

- Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это с помощью синквейна.

- Что мы изучали сегодня?

Имя числительное.

- Какое оно?

Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное.

- Какие действия характерны для него?

- Считает. Измеряет. Изменяется.

- Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.

Сочинение общего  синквейна (по выбору учащихся можно составить индивидуальные).

Пример синквейна:

Числительное.

Количественное. Порядковое.

Считает, измеряет, изменяется.

Он меня посчитал!

Порядок.

Ребята, выскажите свое впечатление об уроке, используя начало фраз, представленных на слайде.

Слайд №11

Сегодня я узнал…, понял….

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Я научился…

 

 

Спасибо за урок!

 

Учащиеся обобщают изученный на уроке материал, высказывают свое впечатление от урока

Регулятивные:

- сформированность умения самостоятельно   вносить необходимые коррективы в исполнение де Познавательные:

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форм;

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

действий.




 

 



 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ольга Николаевна Перехрист

На: Имя числительное.


Здравстуйте, Елена Григорьевна. Проверьте ссылку Авторский ЦОР (Имя числительное).

С уважением

Комментарий был изменен с момента создания (onp999, Sat, 30/03/2013 - 15:26).

Перехрист



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн