Размещено: Татьяна Павловна Шаройко - ср, 27/03/2013 - 11:14
Местоимение как часть речи.
Цель:
дать понятие о местоимении как части речи;
научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте.
Задачи урока:
- развитие коммуникативных умений, монологической речи, мышления;
- развитие интереса к русскому языку;
- развитие способности восприятия и осмысления поэтических текстов;
- формирование способности учеников к деловому общению друг с другом, учителем.
- развитие личности и межличностных отношений;
оборудование:
- компьютер для презентации слайдов, проектор, экран;
-слайды по теме «Местоимение»;
- сигнальные карточки.
( стихотворение читает ученица)
Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
А у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Слал я бодрый и веселый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй, город самый лучший!
Здравствуй, край, родной, могучий!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением мы начинаем наш урок.( слайд 1)
- Сегодняшний наш урок не простой, а урок- путешествие. Каждый путешественник ведет свой дневник, а у нас в качестве дневников будут наши тетради. Открываем тетради и записываем тему урока.
- На нашем пути встретятся: « Древо слов», « Колодец повторений», « Горы неизвестного», « Избушка падежей», « Река ошибок», « Берег грамотеев »,
« Город местоимений».
- Как вы думаете, на чем мы могли бы отправиться в путешествие?
( Первое препятствие « Древо слов», где зашифрованы словарные слова по теме «Транспорт»)
- Перед нами «Колодец повторений», наша задача - почерпнуть из кладовых памяти как можно больше знаний.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Правильно, местоимение, а что это такое?
МЕСТОИМЕНИЕ- это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Еще вы знаете лицо местоимений.
I лицо II лицо III лицо
Я,МЫ ТЫ,ВЫ ОН,ОНА,ОНО,ОНИ
- Хорошо, молодцы!
- А какие это местоимения? ( личные)
- Скажите , какую роль местоимения играют в предложении?
(На партах лежат тексты, читаем вслух и отвечаем на вопрос)
Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.
- Все ли нам понятно в этом тексте? ( работа с текстом)
- А сейчас прочитаем текст, в котором расставлено все по порядку.
- Так какую роль играют местоимения в предложении? ( они делают нашу речь более понятной и помогают избегать повторов)
(Я /В. Луговской/ только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.) Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. ( Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга!)
- Почему этот текст нам наиболее понятен ? (ответ учащихся)
- Хорошо! Ребята, вы устали? Тогда, я вам предлагаю отдохнуть. ( физминутка)
Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперед,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнет,
Так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
Встанем, дети, на носочки,
Руки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.
- Переходим к следующему препятствию « Горы неизвестного»
- Существуют такие словари, к которым мы с вами не раз обращались это:
Толковый словарь С.И.Ожегова, и Словарь- справочник лингвистических терминов. В этих словарях мы можем найти толкование нашего термина, а поможет нам в этом один из учащихся ( работа со словариком).
- Следующие два препятствия находятся рядом, нужно исправить ошибки, чтобы не попасть в « Реку ошибок». (Слайды 3-4) Вам нужно в стихотворении исправить местоимения и поставить правильно падеж.
Вывод:
Местоимение- это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
- Что еще мы узнали о местоимении? ( что они изменяются по падежам)
- А какие местоимения изменяются по родам и числам? ( местоимения третьего лица)
- А сейчас небольшая разминка: отгадайте загадки с местоимениями (Слайд 5)
- « Берег грамотеев » .Здесь вы должны быстро найти и исправить ошибки в тексте, кто быстрее и правильнее сделает, тот и грамотей. Нужно сделать синтаксический разбор предложений.(Слайд 6)
- Каким членом предложения может являться местоимение ?
( подлежащим, определением, дополнением.)
- Молодцы, сейчас еще одна небольшая разминка, я читаю местоимение с предложением, а вы должны назвать начальную форму местоимения. Используйте свои сигнальные карточки, которые лежат у вас на партах.
Передо мной – я,
У вас – вы,
С нами – мы,
За тобой – ты,
К ним – они.
- И так мы дошли с вами до «Города местоимений». Что нового сегодня на уроке вы узнали о местоимении?
- Что такое местоимение?
- Как изменяются местоимения?
- Каким членом предложения может являться местоимение?
- Сегодня мы с вами познакомились еще с одной частью речи – местоимение, знакомы с личными местоимениями, но существует еще несколько групп местоимений, с которыми мы будем знакомиться на следующих уроках.(Слайд7)
- Итог урока.
- Оценки.
- Домашнее задание индивидуально для всех, тест по теме местоимение.
Тест по теме "Местоимение" {вариант 1)
1. Укажите, какое слово в предложении является местоимением: Он приступил к работе немедленно.
первое слово;
второе слово;
третье слово;
четвертое слово.
2. Укажите, каким членом предложения является местоимение в
предложении: В нашей школе большая и удобная столовая.
1.
дополнение;
определение;
обстоятельство.
3. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:
весь;
некто;
ты.
4. Укажите местоимение, которое не имеет формы И. п.:
себя;
он;
что.
5. Укажите местоимение, не имеющее формы И. п.:
никто;
те;
некого.
6. В каком словосочетании местоимение пишется с не?
н...кого спросить;
н.. .кого не было.
7. В каком ряду местоимения пишутся с ни раздельно?
(ни)(от)кого, (ни)(с)чем, (ни)(о)ком;
(ни)чего, (ни)чей, (ни)какой.
8. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда-нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины?
1)1;
2)3; 3)2.
9. В каком ряду все слова являются местоимениями?
мне, кто, любой, второй;
себя, моего, по-моему, прежний;
ничего, что-либо, наш, по-нашему;
ее, всякий, самый, каждый.
10. Укажите предложения с личными местоимениями:
Он смотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.
2.
Капитан гнал от себя всех, на кого сердился, потому что боялся за себя и за свою горячность.
3.
Я почувствовал, что ночь становится все таинственнее и темнее.
10. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Каждому из нас было близко и понятно ее волнение?
определительное местоимение;
личное местоимение;
притяжательное местоимение;
11. Какое из местоимений соотносится с существительным?
твой;
туда;
кто-то.
12. Сколько местоимений в предложении: Все: и я, и ты, и дядя - это мы всех тревожим.