Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Местоимение как часть речи

Размещено: Татьяна Павловна Шаройко - ср, 27/03/2013 - 11:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шаройко Татьяна Павловна
Место работы, должность: 
МКОУ Базовская СОШ, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

  • дать понятие о местоимении как части речи;
  • научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте. 
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А.

Используемая методическая литература: 

Л.А. Солодовникова

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, экран

Краткое описание: 
Урок изучения нового материала

 

                    Местоимение как часть речи.

 

Цель:

  • дать понятие о местоимении как части речи;
  • научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте.

 

 

Задачи урока:

  • - развитие коммуникативных умений, монологической речи, мышления;
  • - развитие интереса к русскому языку;
  • - развитие способности восприятия и осмысления поэтических текстов;
  • - формирование способности учеников к деловому общению друг с другом,         учителем.
  • - развитие личности и межличностных отношений;

 

  • оборудование:
  • - компьютер для презентации слайдов, проектор, экран;
  • -слайды по теме «Местоимение»;
  • - сигнальные карточки.

 

( стихотворение читает ученица)

Здравствуй, мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит,

А у ног земля лежит!

Там леса, и тут поля,

Здесь друзья, и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Слал я бодрый и веселый,

Здравствуй же, родная школа!

Здравствуй, город самый лучший!

Здравствуй, край, родной, могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир!

Проснулся я!

 

 

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением мы начинаем наш урок.( слайд 1)

- Сегодняшний наш урок не простой, а урок- путешествие. Каждый путешественник ведет свой дневник, а у нас в качестве дневников будут наши тетради. Открываем тетради и записываем тему урока.

- На нашем пути встретятся: « Древо слов», « Колодец повторений», « Горы неизвестного», « Избушка падежей», « Река ошибок», « Берег грамотеев »,                                                                                                                              

« Город местоимений».

- Как вы думаете, на чем мы могли бы отправиться в путешествие?

( Первое препятствие « Древо слов», где зашифрованы словарные  слова по теме  «Транспорт»)

 

Самолет, машина, пароход, метро, велосипед, трамвай, троллейбус, поезд, автобус.

- Но мы с вами отправимся пешком.

  Наш девиз ( слайд 2): Я,ТЫ,ОН,ОНА-

                                           Вместе целая страна

                                          Вместе дружная семья…

 

- Перед нами «Колодец повторений», наша задача - почерпнуть из кладовых памяти как можно больше знаний.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Правильно, местоимение, а что это такое?

МЕСТОИМЕНИЕ- это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Еще вы знаете лицо местоимений.

 

I лицо                                           II лицо                                III лицо                                       

Я,МЫ                                             ТЫ,ВЫ                         ОН,ОНА,ОНО,ОНИ         

 

- Хорошо, молодцы!

 

- А какие это местоимения? ( личные)

 

- Скажите ,  какую роль местоимения  играют в предложении?

(На партах лежат тексты, читаем вслух и отвечаем на вопрос)

 

      Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

 

- Все ли нам понятно в этом тексте? ( работа с текстом)

- А сейчас прочитаем текст, в котором расставлено все по порядку.

- Так какую роль играют местоимения в предложении? ( они делают нашу речь более понятной и  помогают  избегать повторов)

 

 

         (Я /В. Луговской/ только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.) Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. ( Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга!)

 

- Почему этот текст нам наиболее понятен ? (ответ учащихся)

- Хорошо! Ребята, вы  устали? Тогда, я вам предлагаю отдохнуть. ( физминутка)

 

Приседаем на уроке.

Встанем прямо, руки в боки.

Дышим носом глубоко.

Поднимаемся легко.

Наклоняемся  вперед,

Прогибаемся назад.

Как деревья ветер гнет,

Так качаемся мы в лад.

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем!

Поворот и поворот,

А потом наоборот.

Встанем, дети, на носочки,

Руки тянем в потолок.

На зарядке ставим точку,

Продолжаем наш урок.

 

- Переходим к следующему препятствию « Горы неизвестного»

- Существуют такие словари, к которым мы с вами не раз обращались это:

     Толковый словарь С.И.Ожегова, и Словарь- справочник лингвистических терминов. В  этих словарях мы можем найти толкование нашего термина, а поможет нам в этом один из учащихся ( работа со словариком).

 

- Следующие два препятствия находятся рядом, нужно исправить ошибки, чтобы не попасть в « Реку ошибок». (Слайды 3-4) Вам нужно в стихотворении исправить местоимения и поставить правильно падеж.

 

Вывод:

 Местоимение- это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

 

- Что еще мы узнали о местоимении? ( что они изменяются по падежам)

- А какие местоимения изменяются по родам и числам? ( местоимения третьего лица)

- А сейчас небольшая разминка: отгадайте загадки с местоимениями (Слайд 5)

- « Берег грамотеев » .Здесь вы должны быстро найти и исправить ошибки в тексте, кто быстрее и правильнее сделает, тот и грамотей. Нужно сделать синтаксический разбор предложений.(Слайд 6)

- Каким членом предложения может являться  местоимение ?

( подлежащим, определением, дополнением.)

- Молодцы,  сейчас еще одна небольшая разминка, я читаю местоимение с предложением, а вы должны назвать начальную форму местоимения. Используйте свои сигнальные карточки, которые лежат у вас на партах.

   Передо мной – я,

   У вас – вы,

   С нами – мы,

   За тобой – ты,

   К ним – они.

- И так мы дошли с вами до «Города местоимений». Что нового сегодня на уроке вы узнали о местоимении?

- Что такое местоимение?

- Как изменяются местоимения?

- Каким членом предложения может являться местоимение?

- Сегодня мы с вами познакомились еще с одной частью речи – местоимение, знакомы с личными местоимениями, но существует еще несколько групп местоимений, с которыми мы будем знакомиться на следующих уроках.(Слайд7)

- Итог урока.

- Оценки.

- Домашнее задание индивидуально для всех, тест по теме местоимение.

 

 

 

 

 

Тест по теме "Местоимение"  {вариант 1)

1. Укажите, какое слово в предложении является местоимением:
Он приступил к работе немедленно.


  1. первое слово;

  2. второе слово;

  3. третье слово;

  4. четвертое слово.


2. Укажите, каким членом предложения является местоимение в
предложении: В нашей школе большая и удобная столовая.

1.  

         дополнение;


  1. определение;

  2. обстоятельство.


3. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:


  1. весь;

  2. некто;

  3. ты.


4. Укажите местоимение, которое не имеет формы И. п.:


  1. себя;

  2. он;

  3. что.


5. Укажите местоимение, не имеющее формы И. п.:


  1. никто;

  2. те;

  3. некого.


6. В каком словосочетании местоимение пишется с не?


  1. н...кого спросить;

  2. н.. .кого не было.


7. В каком ряду местоимения пишутся с ни раздельно?


  1. (ни)(от)кого, (ни)(с)чем, (ни)(о)ком;

  2. (ни)чего, (ни)чей, (ни)какой.


8. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда-нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, ко­гда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины?

1)1;

2)3; 3)2.

9. В каком ряду все слова являются местоимениями?


  1. мне, кто, любой, второй;

  2. себя, моего, по-моему, прежний;

  3. ничего, что-либо, наш, по-нашему;

  4. ее, всякий, самый, каждый.


10. Укажите предложения с личными местоимениями:


  1. Он смотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.

2.
    Капитан гнал от себя всех, на кого сердился, потому что боялся за себя и за свою      горячность.

3.
      Я почувствовал, что ночь становится все таинственнее и темнее.

 


10. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Каждому из нас было близко и понятно ее волнение?


  1. определительное местоимение;

  2. личное местоимение;

  3. притяжательное местоимение;

11. Какое из местоимений соотносится с существительным?


  1. твой;

  2. туда;

  3. кто-то.


12. Сколько местоимений в предложении: Все: и я, и ты, и дядя -
это мы всех тревожим.


  1. семь;

  2. восемь;

  3. шесть.
Прикрепленный файл Размер
местоимение как часть речи.rar 314.05 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн