Игровая деятельность на уроках конструирования
в начальной школе
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.
Под "игровыми технологиями" в педагогике понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще "педагогическая игра" обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде или косвенном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью. [1]
В последние годы среди учеников младшего школьного возраста появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего занятия. Детей увлечь и заинтересовать учебным процессом можно через игру. Именно обучение в игре и через игру позволяет каждому ученику поверить в свои силы. А учителю дает возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению конструирования, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении конструкторских навыках. Игра может заставить ученика вспомнить полученные навыки, пополнить свои знания. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают творческие способности школьника.
Согласно Б.М.Теплову, творческой деятельностью, в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности. [2]
Школьники же, за исключением немногих, не могут создать изделия, имеющие общественную новизну и значимость. Поэтому, такое определение для общеобразовательной школы не может быть принято.
Творчество школьника, считает И.П.Волков, это создание им определённого продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению (выполнению) задачи. В творческом процессе мысленно создаётся образ будущего объекта, идёт непрерывный самостоятельный поиск наилучших вариантов достижения желаемого результата.[2]
Творчество надо отличать от бессмысленного фантазирования (случайного манипулирования объектами).
Одним из видов творческой деятельности является конструирование. По самой своей природе техническая задача связана с поисковой деятельностью.
Термин конструирование обозначает построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.
Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами.
Один из способов активизации деятельности учащихся на уроках - это игра по ролям. Ученикам предлагается собрать модель парусника, написать сценарий и разыграть сценку, где парусник раскачивается по волнам во время шторма.
Включение в урок конструирования игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.
Литература
1. Преподавание в начальной школе. «Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе». Волкова Н.В. Электронный ресурс [http://festival.1september.ru/articles/570623/]
2. Преподавание технологии. «Игра и игровая деятельность на уроках технологии». Кель О.М. Электронный ресурс [http://festival.1september.ru/articles/599960/]
|