Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вода на Земле

Фото пользователя Шахеризада Уагаповна Ажигатова
Submitted by Шахеризада Уагаповна Ажигатова on Tue, 02/04/2013 - 10:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ажигатова Шахеризада Уагаповна
Место работы, должность: 
МБОУ "Забузанская СОШ имени Турченко Э.П."
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
География
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

Летягин А.А. "Начальный  курс. География " 5 класс

Используемая методическая литература: 

1.Поурочные разработки по географии.Никитина Н.А.

2. Уроки географии с применением информационных технологий.Долгорукова С.В.,Кугут И.А.

Используемое оборудование: 

проектор,интерактивная доска,проектор,атласы, физическая карта мира, глобус

Используемые ЦОР: 

презентация,видеофильм

Краткое описание: 
знакомятся и изучают свойства воды, круговорот воды на Земле

План - конспект урока географии в 5 классе

Автор: Ажигатова Ш.У

Место работы: МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.» Красноярский район Астраханская  область

Должность:учитель географии и биологии

Предмет: география

Класс:5

Тема урока: Вода на Земле.

Базовый учебник: география 5класс - начальный курс .Автор Летягин А.А.

План- конспект урока.

 

 Тема: Вода на Земле

Цель  урока:

  • познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»,  создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.

  • развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах

  • воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

 

Задачи:

- обучающие:

§   сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды; 

§  доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

- развивающие:

§  развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

§  развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

§  создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

§  воспитывать информационную культуру;

§  воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

10.  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11.  Формы работы учащихся:индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

12.  Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий,  компьютер, проектор, Интернет, учебник,  ЭОР,

 

Структура  и ход  урока:

 

1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадок (слайд 2)
- Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир. 

- Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 

- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

(Вода)

 Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется  одноцветным  – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

-Как вы думаете, что мы будем изучать  сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока (Слайд 3)

-Ребята, а много ли воды на Земле и  почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Задание:(Слайд 4)

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Ребята, как вы думаете, почему воду называют«самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

1.Работа с учебником  параграф 15,пункт 1.

Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)

Проверка (Слайд 6)

- вода может находиться  в  трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

- не имеет запаха, вкуса, цвета.

- универсальный растворитель,

- способность расширяться при замерзании,

- накопитель  тепла,

- хорошо проводит электрический ток.

(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)

Домашнее задание (Слайд 8)

Выполнить задания на стр.86-88 «Школа географа-следопыта» (по выбору)

2. Работа с геословарем: (Слайд 9)

слова «гидросфера», «круговорот воды в природе», гидрологи заносятся в геословарь, с одновременным расшифрованием понятий   (в тетрадь).

Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

Работа по учебнику.

Задание:

- Используя текст учебника на стр. 84  п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)

 

                                                      Состав гидросферы

 

           
   
     
 

 

 


            ………………                       ………………                       ………………

                   96,5%)

 

(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

(Слайд 12-13)

- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие –  из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

3.Физкультминутка:

Ветер по морю гуляет

и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах,

на раздутых парусах...

 

   4.          «Хоть в это поверить не очень легко,

                но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

                                   И. Якимов (слайд 14)

 

- Как вы думаете, возможно, ли это?

Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь  ответить на вопросы:

            - Чем отличается  малый  круговорот воды  от большого?

            - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

            - Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

            - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

- составление опорного конспекта

 

- работа с магнитной схемой «Мировой круговорот воды» и текстом учебника стр.85-86. (взаимопроверка ответа ).

Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)

человек – несколько часов 2-3    

воздух – 8 суток     

река -  14 суток

озеро -  7 – 300 лет  

океан – 3000 лет   

подземные воды – 5000 лет

ледники – 8000 лет

Домашнее задание(по выбору)  вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)

4.Закрепление нового материала:

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)

-Как вы, думаете, много ли воды на Земле и  почему она не заканчивается никогда?

Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю –  не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно,  на листочках-шаблонах  напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 19)

            Утверждения:

  1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
  2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
  3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

 

- самооценка:выбрать сектор 3 – балл – «3» (Слайд 20-21)

                                                     4 – балл – «4»

                                                     5 – балл – «5»

Сектор 3

§  Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .

§  Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).

§  Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

     Сектор 4

§  Завершите перечень: в гидросферу входит:

вода на суше

…………….

…………….

§  В малом круговороте участвуют:

суша – океан

океан - атмосфера

                   суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)

§  В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм

   Сектор 5

§   Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.

§  Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)

§  В большом круговороте воды участвуют:

суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан

  Ученики ставят оценки.

5.Рефлексия.   (Слайд 22)

          У каждого на парте по 3 листика  означающие:

Зеленый-  было интересно на уроке, я все понял.

Коричневый - урок  понравился, но некоторые моменты  были трудными.

Красный –  мне на уроке было скучно.

Сейчас я вас попрошу  повесить на дерево один из листочков.

                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Тамара Николаевна Кондратьева

На: Вода на Земле


Шахеризада Уагаповна! Урок получился хороший , насыщенный.  По структуре урока всё правильно.  Ставятся конкретные вопросы, подобраны задания удачно, интересно.

Всё это даёт возможность учителю решить поставленные задачи. 

 

Спасибо , думаю, ваша работа заинтересует коллег.  Разместите его  в копилке , где в Ок размещёны  все уроки для 5 класса. 

Комментарий был изменен с момента создания (t59n, пн, 08/04/2013 - 20:50).

С уважением Тамара Николаевна.




Фото пользователя Шахеризада Уагаповна Ажигатова

На: Вода на Земле


Уважаемая Тамара Николаевна! Спасибо Вам за комментарий.Я опробировала урок и по времени уложилась.Урок получился интересным.С уважением,Шахеризада Уагаповна.




Фото пользователя Зауреш Максутовна Нургалиева

На: Вода на Земле


Добрый день, Шахеризада Уагаповна! smileyЯ вполне согласна с мнением Тамары Николаевныyes. Мне тоже понравился урокyesВы используете все элементы урока, начиная  мотивацией и заканчивая рефлексией. Очень хорошо предусмотрена работа со словарем, а также с текстовым материалом учебника. Кроме того, учли и современное требование -использование физкультминутки. Тема сама по себе очень выигрышная и интересная для изучения ребятами, поэтому, думаю, что дети ушли с этого урока  с определенным багажом и жаждой глубже изучить данную оболочку Земли.enlightened

С уважением, учитель географии и краеведения Нургалиева Зауреш Максутовна




Фото пользователя Шахеризада Уагаповна Ажигатова

На: Вода на Земле


Уважаемая Зауреш Максутовна! Я очень благодарна за полный анализ урока данную Вами.Спасибо! С уважениемШахеризада Уагаповна.




Фото пользователя Карылгаш Якузаевна Ерекешева

На: Вода на Земле


Добрый день, Шахеризада Уагаповна!

Мы еще не работаем по новым стандартам, но пробуем проводить такие уроки, еще не все получается. Разработаный Вами урок является хорошим подспорьем для нас при подготовке к урокам по новым ФГОС. Вы столько всего запланировали! Это здорово! На уроке применяются самые разные формы работы. Спасибо, что поделились опытом. Плодотворной работы, творческих взлетов!

С уважением, Карылгаш Якузаевна.




Фото пользователя Шахеризада Уагаповна Ажигатова

На: Вода на Земле


Здравствуйте, Карылгаш Якузаевна!Спасибо за комментарий к уроку.Современный урок по ФГОС изменил структуру урока,поэтому требуется тщательная подготовка к уроку.Стараюсь работать по новому.Конечно не всегда  все сразу получается гладко,но как говорится в пословице "Терпение и труд,все перетруд".Удачи и успехов Вам"

Комментарий был изменен с момента создания (agigatova_70, чт, 04/04/2013 - 16:15).



Фото пользователя Наталья Викторовна Донскова

На: Вода на Земле


Здравствуйте, Шахерезада Уагаповна. Познакомилась с разработкой Вашего урока. Урок мне понравился. Эта тема для ребят не новая. Они начали  знакомство  с ней  в начальной школе, поэтому очень хорошо, что в начале  Вы актуализировали уже имеющиеся у учеников знания. В ходе урока с помощью разнообразных учебных приёмов и видов деятельности Вам удалось расширить знания учащихся и "поднять " их на более высокий уровень. Причём, сделано это было без особых усилий с Вашей стороны. Ваша работа, как и должно быть на современном уроке, сводилась к направляющей деятельности. А "добывали" зания сами ребята. И в конце рока каждый ученик мог гордиться собой и своими достижениями. Дальнейших Вам успехов.

С уважением, Донскова Н.В. учитель географии и краеведения МБОУ Наримановского района "СОШ №9"

С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани  "СОШ №35"




Фото пользователя Шахеризада Уагаповна Ажигатова

На: Вода на Земле


Здравствуйте, Наталья Викторовна!Вы,  я знаю еще не работаете по ФГОС  в 5 классе,но анализ урока данный Вами говорит о большом опыте работы и педагогическом мастерстве.Спасибо за комментарий.С уважением, Шахеризада Уагаповна.




Фото пользователя Татьяна Анатольевна Арефьева

На: Вода на Земле


Здравствуйте!

Уважаемая, Шахерезада Уагаповна, прочитала Ваш урок- новая технология постороения урока, новые этапы работы, умение мотивировать учащихся на работу- всё это непременно присутствует в уроке.  Конечно нам всем ещё пока трудно перейти на новую методику, не хватает времени (1 час в неделю), материал сложный, но я желаю Вам творческих успехов, и чтобы все ваши уроки проходили УРА! 




Фото пользователя Шахеризада Уагаповна Ажигатова

На: Вода на Земле


Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Спасибо за комментарий к  уроку.Я с Вами полностью согласна,катострафически не хватает времени,материал учебника содержит много информации для усвоения детьми.Постараемся на следующий учебный год добиться 1 часа внеурочки .Вам я тоже желаю  успехов.С уважением,Шахеризада Ажигатова



Сообщество учителей географии Астраханской области "Жемчужина Каспия"