Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

Submitted by Лариса Сергеевна Климова on Wed, 03/04/2013 - 16:18

    Родительское собрание

Тема: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

 

                           Пояснительная записка (аннотация)

   Родительское  собрание в форме семейной гостиной, предусматривает неформальное общение родителей, детей и педагогов. Данное общение предоставляет всем участникам возможность проявить свои потенциальные способности. В рамках семейной гостиной можно обсуждать разнообразные проблемы и использовать разные виды деятельности. Гостиные объединяют воспитателя и  семью, вызывают желание общаться чаще и лучше понимать друг друга. Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном. Мы, воспитатели,  в детском саду много читаем детям  произведений разной тематики, дошкольникам это очень интересно, живое чтение это так здорово. Заинтересовавшись, читают ли детям дома родители, многие из детей ответили отрицательно. Далее было проведено анкетирование с родителями, оно выявило следующее:  читают детям – 30% родителей; читают изредка – 20%; не читают совсем  - 50%. Это послужило темой для встречи с родителями.  Данное собрание проводилось совместно с детьми средней группы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и их родителями на актуальную тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становление личности ребёнка», в рамках занятий с родителями в «Школе родительской любви». Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.  

   Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции,  обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей  в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

 

Задачи:Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения,  как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению;  познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

 

 

                                         Ход собрания:

 

Часть 1.  Вступительная.

 

Воспитатель:Мы рады приветствовать всех вас в семейной гостиной. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг.

  Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.

  В процессе работы мы заметили: многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую,  генетическую память кровных родственников.  Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.

  Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы  общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

 

Часть 2.  Книги -  хранители мудрости.

 

Воспитатель:Все помнят слова М. Горького «Любите книгу – источник знаний». О том, как книги помогают обучать и развивать детей, мы сейчас поговорим.

 Родители высказывают своё мнение, опираясь на цитаты «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский); «Если поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу для души своей» (Повесть временных лет 12в.)

 

Часть 3.  Дети о книгах.

 

Воспитатель:Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах.

 Дети читают стихи о книгах  (см. Приложение 1).

Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.

 

Часть 4.  Книги воспитывают.

 

Воспитатель:Л. Н. Толстой утверждал: «И воспитание, и образование  - нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно».

 Проводится этическая беседа с детьми и родителями по содержанию рассказа В. Осеевой «Печенье» (см.  Приложение 2).  Её итог – цитирование родителям классиков: «Чтобы воспитывать,  тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. Чехов); «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький).

 

Часть 5.  Книги развлекают.

 

Воспитатель: В одной из песен есть такие слова:

«Книга, книга – друг наш неразлучный.

Нам с тобой, нам с тобой,

никогда не скучно».

 Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками.

 Родители проводят викторину для детей по сказкам К. Чуковского с показом иллюстраций к произведениям (см. Приложение 3).

 Подводят итог: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, нельзя быть счастливым, не умея читать» (В. А. Сухомлинский).

Часть 6.  Миг благодарения.

 

Воспитатель:Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать слова благодарности родителям  за книги,  которые они им подарили для библиотеки нашей группы.

Дети:Дороге родители!  Мы говорим вам СПАСИБО за книги, мы будем,  сними дружить, любить их и беречь.

 Дети уходят в музыкальный  зал.

 

 Часть 7. Обмен родительским опытом.

 

Воспитатель:Эпиграфом к этой части собрания могут стать слова Л. В. Успенского  «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих,  а то и слышит чтение вслух, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

  Родители делятся своим опытом на темы: «Организация семейного чтения и уголка книги»; «Книги – семейные реликвии».

 

Часть 8.  Игровая пауза.

 

Воспитатель:Детство уходит, а вот книги остаются. Уважаемые родители давайте с вами поиграем, вспомним любимые книги вашего детства.

  Родители называют любимые книги своего детства.

Воспитателем организуется для родителей литературная игра «Сказки нашего детства» (см. Приложение 4).

 

Часть 9.  Решение собрания.

 

   Родителям предлагается проект решения собрания,  и вручаются памятки «Рекомендации родителям по организации семейного чтения» (см. Приложение 5).

 

Часть 10.  Чайный стол.

 

Воспитатель:Дорогие друзья! К нам пришла телеграмма, отгадайте, от кого она? «Приглашаю на именины, чай будем пить из нового самовара» (ответы детей и родителей). Правильно, телеграмму прислала Муха-Цокотуха, давайте попробуем её угощение.

Чаепитие.

Воспитатель:Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть чтение нас объединяет и станет нашей самой сильной привязанностью.

 

 

                                          Результативность.

 

  Работа по этой теме продолжилась. Мною был разработан и реализуется план по самообразованию, проблемным вопросом которого стало «Воспитание у дошкольников интереса к художественной литературе».

  По данной тематике были размещены материалы для родителей в родительском уголке. Подготовлены и проведёны: совместный  праздник для детей  и родителей «Книжкины именины», литературная викторина для детей «Мы любим сказки», готовится родительское собрание «Встреча в стране детства», чтение детям художественной литературы происходит в процессе  НОД,  в сбродное время.

 Диагностический инструментарий, такой как – Наблюдение, показал, что дети стали больше интересоваться художественной литературой, бережно относиться к книгам, считаю это, прежде всего заслугой родителей. У дошкольников усовершенствовались: грамматический строй речи, психо-физические процессы (внимание, мышление, восприятие, воображение), обогатился словарный запас, сформировались первоначальные представления о жанрах художественной литературы, а самое главное, произошло сплочение детей, родителей и педагога,  мы все  стали добрее, терпимее друг к другу и окружающими.

  Последующее  анкетирование показало: читают детям 70% родителей; читают иногда 30%; не читают 0%.

   Работа продолжается.

 

                                     

 

 

 

         

           

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

                                                                                                           Приложение 1

 

                                            Дети о книгах

 

Катя  В.
Любите книгу, ведь она - 
человеку каждому нужна.
Она, как верный друг, с тобой,
всегда, везде, и в дождь, и в зной.
О разных странах и морях,
о городах и о  горах,
ответ найдёшь ты в книге любой,
ведь книга, как друг,
должна  быть с тобой.

 

Серёжа  В.
Книга очень всем нужна -
и маленьким, и взрослым.
Потому что без неё  -
нелегко, непросто.

 

Оля  М.
В книгах ты найдёшь всегда,
ответы на вопросы.
Про животных, про моря,
про людей и космос.

 

Алёша  С.
Что такое «хорошо»,
что такое «плохо»…
Книга ждёт тебя всегда!
Открывай! Не бойся!

 

Ирина  Ш.
Книга – лучшая подружка!
С ней одной совсем не скучно.
Можно дома в тишине,
побывать в любой стране!

 

Юля  Х.
Книга очень нам нужна!
Книга каждая важна!
Сколько книжек на планете!
Обо всём на белом свете.

                                                                                                          Приложение 2  В. Осеева  «Печенье»

Рассказ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатое! Сладкое! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

                                                                                                         Приложение  3                                                                                       

              Литературная викторина для детей   «Вспомни сказку»

                                         (проводят родители)

    Веселится народ,
    Муха замуж идет.
    За лихого, удалого,
    молодого … КОМАРА… («Муха - Цокотуха»)


    Лечит маленьких детей,
    лечит птичек и зверей.
    Сквозь очки свои глядит
    добрый доктор …АЙБОЛИТ…(«Доктор Айболит»)

    Только вдруг из-за кусточка,
    из за синего лесочка,
    из далеких из полей,
    прилетает …ВОРОБЕЙ («Тараканище»)


    А посуда вперед и вперед,
    по полям, по болотам идет.
    И чайник сказал утюгу -
    «Я больше идти…НЕ МОГУ» («Федорино горе»)

    Солнце по небу гуляло,
    и за тучку забежало.
    Глянул заинька в окно,
    стало заиньке …ТЕМНО…(«Краденое солнце») 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Приложение 4

       Литературная игра для родителей  «Сказки нашего детства»

                                       (проводит воспитатель)   

Ох, отец, я очарован,
незнакомкой молодой.
На балах среди придворных,
не встречал красы такой.
(Золушка)

Бабушка внученьку очень любила,
бабушка шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка)

Я родилась в цветке прелестном.
И труден, к счастью, был мой путь.
И каждый, видно, догадался –
меня … зовут.
(Дюймовочка)

А я родился странной,
игрушкой деревянной.
Ушастый, некрасивый,
и никому не мил.
Один меня заметил,
и ласково приветил.
А это был, ребята,
Гена крокодил.
(Чебурашка)

 

А лисички взяли спички,
к морю синему пошли.
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
выбежал из моря … (кит, К. Чуковский, «Путаница»)

 

 

Сел он утром на кровать,
стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
оказалось, это … (брюки, С. Маршак, «Вот какой рассеянный»)

Брал в столовой Дядя Стёпа,
для себя двойной обед.
Спать ложился Дядя Стёпа –
ноги клал на … (табурет, С. Михалков, «Дядя Стёпа»)

  
     Тут и мыло подскочило,
     и вцепилось в волоса.
     И юлило, и мылило,
     и кусало, как … (оса, К. Чуковский, «Мойдодыр»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение 5

                          

                        Проект решения родительского собрания

 

 

1.     Повышение педагогической культуры родителей  и пополнение  арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.

2.      Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.

3.     Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 Памятка для родителей«Рекомендации по организации семейного чтения».

 

- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например:  болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад);

 

- читать детям  нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

 

- кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

 

- если  после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;

 

- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких  именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;

 

- порой в вопросах ребёнка кроется проблема,  поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

 

- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

 

- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка  ёщё и ещё раз переживать события

из произведения, что его так глубоко затронуло?

 

  Время, отданное  ритуалу семейного  чтения, сблизит родителей  и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн