ОБЩАЯ ЧАСТЬ
|
Предмет
|
география
|
Класс
|
5 ( ФГОС)
|
Тема урока
|
Стороны горизонта. Ориентирование
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
дадут определение «ориентирование», «стороны горизонта»
научатся ориентироваться по плану и на местности.
|
Смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге);
-действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу).
|
Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
|
Решаемые учебные проблемы
|
Как ориентироваться на местности и на карте?
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
|
Стороны горизонта.
Ориентирование. Азимут.
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ
|
презентация по теме.
|
Образовательные интернет-ресурсы
|
http://files.school-collection.edu.ru,
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
|
Основные задачи учителя.Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;
• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.
Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
-- А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки.
Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь.
Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо…
-А в степи?
|
Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.
На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности.
|
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес ( «светлый лес, тёмный лес»)…… и заблудились. Ваши ассоциации... (демонстрация Слайда - фотография леса)
- что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?
Есть ли выход из данного положения?
А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?
Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться?
|
- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
Предлагают пути выхода их ситуации.
|
3. ЭТАП целеполагания
|
Деятельность учителя
- Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ?
Попробуйте сами назвать тему урока.
Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут».
Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
Задача сегодняшнего урока
- научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
|
Деятельность обучающихся
Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.
Осознание цели предстоящей деятельности.
Записывают тему урока.
|
|
|
4 ЭТАП Изучение нового материала.
Основные задачи учителя:Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
|
Деятельность учителя
Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
Что для этого нужно знать ?
Знакомит со сторонами горизонта.
Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?
основных – 4,
промежуточных – 4
С-в, ю-в, с-з, ю-з.
Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:
• по магнитному компасу;
• по небесным светилам;
• по признакам некоторых местных предметов.
Определение сторон горизонта по компасу,
С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.
Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.
Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.
- учитель рассказывает устройство компаса.
- работа с инструкцией по работе с компасом
|
Деятельность обучающихся
Называют стороны горизонта, изображают их в тетради:
С – Ю - З - В
Самостоятельная работа по парам с компасом и инструкцией по его применению.
Определяют положение на С в классе.
|
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
|
Деятельность учителя
Определение направлений на плане и карте (работа спланом местности )
- Покажите направления на плане местности.
Как оно обычно показано?
В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
Определите, как изменяется направление реки Соть.
Проблема- С или С-В?
--- Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение-- азимут. Что же такое азимут?
Открываем учебники на стр. 15, и прочитаем определение азимута.
Так что такое АЗИМУТ?
В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.
А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.
90о, 180о, 270о, 360о
А как нужно ориентироваться на местности?
А ночью?
- по звёздам.
|
Деятельность обучающихся
Находятна плане – объекты на С, Ю, З. В.
Показывают на доске.
Работают с заданиями на определение направлений на плане.
Работают с текстом.
Работают с транспортиром , определяют азимут на плане.
Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.
Работают с иллюстрациями учебника.
|
6. закрепление
|
Деятельность учителя
Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.
Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Ростов –Сочи, Ростов - Москва, Ростов - Лондон, Ростов - Рио- де – Жанейро,
Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса?
|
Деятельность обучающихся
Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта.
|
6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
|
Деятельность учителя
Вопросы на повторение.
Как можно ориентироваться на местности?
Для чего это нужно знать?
Нужно ли это знать и почему?
Что вы не знали до начала урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием.
Спрашивает мнение учащихся о справедливости оценки.
|
Деятельность обучающихся
Вспоминают основные понятия и умения.
|
8 ЭТАП Домашнее задание.
- Даётся домашнее задание. Пояснить, в чём состоит его суть.
|
|
|
|
|
|
|
|