Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Мы друзья природы». Устный журнал.

Submitted by Ольга Владимировна Дудникова on Tue, 09/04/2013 - 21:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дудникова Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
Педагог дополнительного образования
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

 

Цель и задачи: сформировать представление учащихся о влиянии человека на природу; воспитывать потребности охранять окружающую среду; развивать логическое мышление; формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
Форма проведения: устный журнал. Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный. Условия для проведения: кабинет биологии. Оборудование: кабинет украшен плакатами. На доске большой рисунок земного шара с бабочкой и ромашкой, рисунки учеников экологической тематики. Для праздника подготовить картинки о природе, иллюстрации, изображающие растения и животных из Красной книги, аудиозаписи музыки или песен о природе. Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи, проводится конкурс рисунков «Природа и человек», «Охрана природы - дело каждого человека», «береги планету», «Земля - у нас одна».

 

Автор разработки: Дудникова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования.

Название разработки: занятие.

Название и форма проведения: «Мы друзья природы». Устный журнал.

Пояснительная записка

Цель и задачи: сформировать представление учащихся о влиянии человека на природу; воспитывать потребности охранять окружающую среду; развивать логическое мышление; формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

Форма проведения: устный журнал.

Метод проведения:словесный, наглядный, иллюстрированный.

Условия для проведения: кабинет биологии.

Оборудование: кабинет украшен плакатами. На доске большой рисунок земного шара с бабочкой и ромашкой, рисунки учеников экологической тематики. Для праздника  подготовить картинки о природе, иллюстрации, изображающие растения и животных из Красной книги, аудиозаписи музыки или песен о природе.

Методические советы на подготовительный период:дети разучивают стихи, проводится конкурс рисунков «Природа и человек», «Охрана природы - дело каждого человека», «береги планету», «Земля - у нас одна».

План занятия

I.Организационный момент.

II. Основные этапы занятия.

1.     Сообщение педагогом и учащимися о планете.

2.     Презентация растений и животных Красной книги Белгородской области.

3.     Стихи и загадки об исчезающих растениях.

4.     Правила в природе.

III. Итог занятия.

IV. Рефлексия.

I.Организационный момент.

Педагог:Земля – наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъят­ной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви? Разве не достойна она нашей смелости и щедрости, на которые мы только способны в нашем желании уберечь её от разрушения, истощения и гибели?

II. Основные этапы занятия.

Обучающийся 1:  Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

                               Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала... Плоть моя покрыта

Рубцами ран — живого места нет.

 

Обучающийся 2:  Мне не нужны ракеты и снаряды,

           А ведь на них идет моя руда!

           А что мне стоит только штат Невада —

           Его подземных взрывов череда!

 

Обучающийся 3:  Зачем друг друга люди так боятся,

                                Что позабыли о самой Земле?

                                 Ведь я могу погибнуть и остаться

                                 Обугленной песчинкой в дымной мгле.

 

Обучающийся 4:  Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

 

Обучающийся 5:  Вот почему сегодня предлагаем

          Вам всем задуматься о матушке-Земле.

          Внимание! Мы праздник начинаем,

          С надеждой обращаясь именно к тебе!

 

Педагог:  Есть одна планета-сад

         В этом космосе холодном.

         Только здесь леса шумят,

         Птиц скликая перелётных.

 Лишь на ней одной увидишь

 Ландыши в траве зелёной,

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо.

        Береги свою планету,

        Ведь другой на свете нету.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

 

Отрывки из стихотворения 3. Александровой

 

Обучающийся 6:  Земля... какая она? Земля рождает прозрач­ные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается кратерами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам — быстроногих зверей.

Человека Земля увлекала своим вечным воз­рождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелец­кий посад или тихую усадьбу над прудом. По тропам, по безымянным дорогам шел земле­проходец, меняя ладью на лошадь, сбивая ноги о камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к ногам заморскую водоросль. Стоял человек на краю Земли, седой, состарившийся в странствиях, опираясь на посох, и огромной казалась ему Земля. И слаб и мал был человек перед силами природы.

Педагог:  Ребята, сегодняшний наш разговор посвящен защите окружающей среды. Почему именно защите? Чтобы понять это, нам надо совершить небольшое пу­тешествие в далекое прошлое и пронаблюдать развитие жизни на земле. Усаживайтесь поудобнее, представьте себя в машине времени, которая сейчас унесет нас в далекое прошлое.

Итак, внимание! Отсчет времени пошел! 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Наше путешествие началось. Мы мысленно перено­симся на несколько тысячелетий назад и поднимаемся над территорией нынешней густонаселенной Европы. Вы видите очень мало признаков обитания человека: кое-где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса! У людей очень примитивные орудия труда, и че­ловек еще не может нанести природе существенный урон. Он сам является частью природы и не отделяет себя от нее.

Обучающийся 7:  С развитием скотоводства и земледелия начина­ется новый этап в развитии человечества. Голод перестал быть постоянным спутником людей. Их становится все больше. И соответственно возрастает давление человека на природу. Смотрите: выжигаются и вырубаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги, под натиском человека все глубже в лес отступают живот­ные, а некоторые исчезают совсем. Так, по мнению некоторых ученых, не без помощи человека исчезли мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, мор­ская корова. (показываются картинки с изображением этих животных.) Учитель предлагает четвероклассникам рассказать о том, как человек мог повлиять на исчезновение этих животных. (Варианты рассуждений: охота, бессмысленное уничтожение ради спортивного азарта).

Обучающийся 8:  С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими нако­нечниками все чаще находят свою жертву, под натиском железного топора трещат и отступают лесные дубравы, и их место занимают новые поля.

Обучающийся 9:  Населенные пункты становятся крупнее, обно­сятся рвами, стенами, совершенствуются транспортные средства, развивается кораблестроение. Люди пытаются заглянуть за горизонт, и вот уже качаются на волнах ладьи и каравеллы, и чудом вернувшиеся из плавания моряки утверждают: океан безбрежен, земля необъятна, в неведомых краях огромные стада дичи. И вот уже не за горами колонизация Африки и Америки, истребле­ние коренного населения, а заодно и местных видов животных и растений. Человек научился прокладывать каналы и осушать болота.

Педагог: Так постепенно человек приступил к изучению окружающей природы, и в народе родился лозунг:  «Покоряй природу». Создано новое водохранилище и прорыт новый оросительный канал. И вот уже изобретены лак для волос, очиститель воздуха, одеколон. Создан новый химический препарат, который избавит нас от всех насекомых: летающих и кусающих! Открыто новое месторождение, в тайге построен новый комбинат, новый поселок, проложена новая же­лезная дорога! Вот высоко в небе появился аэроплан, за ним помчался самолет, и совсем скоро в космос полетят первые спутники Земли. В городах по улицам, среди многоэтажных домов быстро-быстро помчались десятки, а потом и десятки тысяч автомобилей самых различных марок.

Обучающийся 10: Но постепенно человек начал понимать, что не в покорении нуждается наша природа, а в глубоком ее понимании. Технический век привел к глобальным изменениям в природе, которые стали замечать ученые всех стран. Начиная с 60-х гг. XX столетия человечество все больше склоняется к мысли о разумном использова­нии ресурсных возможностей Земли, все больше волнуют людей проблемы экологии. Создается Красная книга, объявляется международная биологическая программа по исследованию биосферных явлений.

Педагог:Ребята, мы возвращаемся из нашего путешествия в прошлое. Надеюсь, теперь вам понятно, почему надо оберегать природу.

Обучающийся 1: Была всем издавна видна

Берёза: и большим, и детям.

В тумане розовом она

Купала косы на рассвете.

Как будто обогнав подруг,

Ещё не знавших дровосека,

Из рощи выбежала вдруг,

Чтоб первой встретить человека.

Она давала в знойный день

Приют прохожему и птицам.

Её срубили. Только пень

Ещё живёт, ещё сочится.

 

Ещё томится сок в корнях,

По капле соком истекая,

Но нет берёзы, в чьих ветвях

Недавно пели ветры мая.

Тот пень – жестокости укор,

Над ним зимой проплачет вьюга,

Как был безжалостен топор

В руках, лишивших жизни друга.

На перекрёстке двух дорог

Пустынно стало, сиротливо.

Как больно мне, что не сберёг

Я это трепетное диво.

Педагог: Равнодушие к зелёному другу – тоже зло, которое приводит к плачевным ре­зультатам. Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений, не проявляя ни малейшей заботы о его спасении.

Никто не видит, как сгорают корни,

И дереву до срока невдомёк,

Что пошатнулся кряж его огромный –

Копитель силы, крепости исток.

Оно стоит, ни в чём не уступая

Другим деревьям в золотом бору.

И та же стать, и та ж листва густая,

И тот же шелест листьев на ветру.

Но вдруг заметим мы однажды летом,

Что листья стали мельче и бледней.

Не по прямым, по косвенным причинам

Мы узнаём о гибели корней…

Казним себя, по сердцу бьём наотмашь,

Что, находясь вблизи, а не вдали,

Не поспешили дереву на помощь

И красоту от смерти не спасли!

Эти строки заставляют нас оглянуться вокруг себя, подумать о земных друзьях человека, без которых наша жизнь на Земле была бы невозможна.

Обучающийся 11:Для каждого человека стало привычным, что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись!». К сожалению, бывая на природе, люди не всегда останавливаются перед красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета.

Педагог:Посмотрите на эти растения. (Демонстрируются иллюстрации растений из Красной книги.) Многих цветов на земле осталось очень мало, хотя пару десятилетий назад составление букетов из них было обычным делом. Вот почему мы должны быть очень внимательны к окружающему миру, беречь и охранять его. Уже многие растения, животные и птицы занесены в Красную книгу, а значит, находятся они на грани исчезновения. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но все живое на земле — растения и насеко­мые, животные и птицы, рыбы и сам человек — нуждается в нашем внимании, в нашей защите.

Обучающийся 12: Все редко встречающиеся, исчезающие растения занесены в Красную книгу.

Красная книга – красная,

Значит, природа в опасности.

Значит, нельзя терять даже мига,

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно

Красная книга, Красная книга!

Педагог: Первая Красная книга – международная – появилась в 1966 году. Красная книга России увидела свет в 1983 году. Во многих областях страны учёные стали создавать собственные Красные книги, есть такая книга и в Белгородской области.

1.                Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий,

Ради света грядущих зарниц.

(перечень рыб, занесённых в Красную книгу)

 

2.      Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

(перечень растений, занесённых в Красную книгу)

 

3.      И тревога за жизнь неустанна.

Чтоб не сгинуть в космической мгле,

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаем всё на Земле.

 

(перечень земноводных, занесённых в Красную книгу)

 

4.       Мы поля и леса обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

(перечень пресмыкающихся, занесённых в Красную книгу)

 

5.       Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие, и доброту.

(перечень птиц, занесённых в Красную книгу)

 

6.        И скорее под звёздною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас.

(перечень зверей, занесённых в Красную книгу)

 

Педагог: А что мы можем сделать для охраны растений из Красной книги? Мы создали свою Красную книгу, может, эта идея кому-то и покажется странной. Рядом с каждым из нас обитает множество растений и животных – будь то стойкий нивяник, труженица синица, ласточка, жужелица, бабочка или стрекоза, по счастью, ещё не попавшая в Красную книгу, нуждаются в добром к себе отношении, охране и защите.

Поэтому уже сейчас, не дожидаясь тревожных сообщений от учёных, чтобы над окружающими нас пока вроде бы многочисленными животными и растениями нависла угроза, нельзя допустить, чтобы они стали редкими, исчезающими. Пусть у каждого школьника, члена кружка, будет своя Красная книга. В ней вы можете помещать собственные наблюдения, план участия в охране окружающего мира животных и растений, отдельные поступки конкретного школьника, защитника природы.

 

(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Педагог: Вот послушайте несколько загадок о цветах. Я бу­ду читать вам стихи, а вы догадайтесь, о каких цветах идет речь.

 

Родился (ландыш) в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень —

           Он тихо зазвенит.

 Отрывок из стихотворения Е. Серовой «Ландыш»

 

На солнечной опушке

 (Фиалка) расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Е. Серова. «Фиалка»

 

Прибежал (подснежник)

В мартовский лесок,

Заглянул (подснежник)

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

 Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

Л. Кудрявская. «Подснежник»

 

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

 Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках —

Круглые комочки.

Я. Нищева. «Матъ-и-мачеха»

Носит (одуванчик)

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В желтенькое платьице.

Я. Нищева. «Одуванчик»

 

Педагог:Да, можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого листка или цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

 

…Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 

Обучающийся 13: В природе ничто не существует обособленно, все элементы связаны между собой. Человек тоже часть её, поэтому каждый должен усвоить некоторые простые правила в природе.

 

{Не рви цветов, не надо!

{Операция «Муравей»

{Операция «Махаон»

{Войди в лес другом!

{Овраги – раны земли.

{Береги лес от пожара!

 

Обучающийся 14:

Чтоб могли леса цвести,

И сады, и реки,

Всё живое береги ты на этом свете!

Ты природу полюби, каждую травинку.

С птицами давай дружить,

Береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке.

Реки ты не засоряй, бой объявим склянкам.

Не неси ежа домой, бабочку не трогай.

Школьник! Помни ты всегда –

Их не так уж много!

 

Обучающийся 15:

Все-все

На свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед, и кто делает яд...

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

Отрывки из стихотворения В. Заходера

 

III. Подведение итогов мероприятия.

Педагог: Природа — наше богатство, сберечь это бо­гатство для последующих поколений — наша задача и наш долг.

 

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

 

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами.

 

Давайте, люди,      

Любить планету.

Во всей вселенной

Похожей нету!

И. Мазин

 

Методические советы организаторам и постановщикам: мероприятие лучше проводить в актовом зале.  Оформить выставку рисунков и плакатов. Для создания эмоционального настроя можно использовать музыкальное сопровождение.

Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать обучающимся дополнительную литературу по охране окружающей среды.

Рефлексию рекомендуется проводить таким образом.

 Педагог:  ребята, а сейчася попрошу вас выразить свои ощущения от нашего занятия мимикой. Спасибо за внимание. При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за участие, за отличные стихи которые были прочитаны, за плакаты и рисунки. А так же за их идею о правилах по сохранению природы. Отмечает яркие моменты, не упускает ошибок, которые были допущены.

 

Литература:

1.     Стихи и отрывки из стихо­творений С. Михалева, Я. Нищевой, Л. Кудрявской, Е. Се­ровой, 3. Александровой, Б. Заходера, А. Ахматовой, И. Мазина и Я. Якима.

2.     Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе Ростов н/ Д Феникс 2009г

3.     Интернет ресурсы.

 

Автор разработки: Дудникова Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн