Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Авторский мастер - класс "Время наблюдать жизнь"

Фото пользователя Ольга Анатольевна Бородина
Submitted by Ольга Анатольевна Бородина on Fri, 12/04/2013 - 07:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бородина О.А.
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ№8" АГО

учитель

Регион: 
Свердловская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong><em>Цель мастер &ndash; класса: </em></strong>&nbsp;актуализация межнациональных связей и отношений, национального самосознания и культуры как основ развития личности подростка средствами экспедиционно-поисковой деятельности.</p>

 

 

Мастер - класс

«Время наблюдать жизнь»

 

 

Цель мастер – класса:  актуализация межнациональных связей и отношений, национального самосознания и культуры как основ развития личности подростка средствами экспедиционно-поисковой деятельности.

        Задачи:

          - привлечь внимание педагогов к проблемам национальных культур уральских этносов;

- представить  проект «Время наблюдать жизнь, реализуемый в МБОУ СОШ№8 АГО в рамках областной экспедиции «Лики многонационального  Урала»;

        - представить методические рекомендации в помощь руководителям экспедиции «Лики многонационального Урала»;

       -определить способы выявления культурной информации на основе текстов детского фольклора;

     -    способствовать формированию толерантных отношений на основе изучения  фольклорных текстов,

   -   развить интерес к познанию прошлого своего народа.

 

Содержание мастер - класса

Выставка  под  названием «Мир детства»;

Народная     игрушка,     национальные костюмы, украшения, стенды, фотографии, подготовить и спеть колыбельную 1 куплет и припев на национальном языке; представить национальное блюдо.

1. Сюжетно – ролевые игры ( знакомство с аудиторией)

Вспоминаем считалки перед игрой

2. Теоретическая часть

-  Стремление возродить Россию неизбежно ставит вопросы самосознания «Кто мы?», «Куда идем?», «Какое общество строим?». В решении подобных вопросов не последнее слово принадлежит этническому менталитету.

 -  Изучение российской ментальности помогает глубже понять смысл отечественной истории, истоки российской государственности, духовности и патриотизма.

             - Яркий пример проявления этнического характера языка – так называемое чувство родного языка.

             -  Привязанность человека к родному языку объясняется и тем, что у каждого народа существуют неповторимые ассоциации образного мышления, обусловленные особым семантическим наполнением каждого слова - культурными смыслами. Они закрепляются в языковой системе и составляют ее национальную специфику.

 -  Многонациональный состав и России, и в частности  Урала, имеют свою культуру, язык, религию. Русский народ в своей основе имеет славянское начало, впитавшее в себя тюркское и финно-угорское этническое  влияние, что нашло своё отражение  в  русском менталитете.

-  Роль лингвистики.   Лингвистика ХХI века активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания.

 - Истинными хранителями культуры являются тексты.

Параметры культурного текста:

•           соответствие традиции

•           устойчивость

•           вариативность

•           комплексность в представлении культурной семантики средствами разных кодов.

       -   Лингвокультурологические исследования могут быть плодотворны лишь при условии серьезного внимания к языку как к вербальному коду культуры и к языку как творцу культуры. В этой связи особое внимание должно быть уделено фольклорному тексту, поскольку фольклор, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксирует и передает от поколения к поколению культурные установки и стереотипы, эталоны, архетипы.

Цель мастер – класса:

             Задачи:

    3. Презентация проекта «Время наблюдать жизнь»

(актуальность: этнодемографическая характеристика, толерантность, с точки зрения филологии – текст,  культурный код)

4. Методические рекомендации в помощь руководителям экспедиции «Лики многонационального Урала»

       В самом начале необходимо уточнить значение слова «экспедиция» ( Словарь). Таким образом, экспедиция - это выезд группы людей в какую-либо территорию с целью сбора какой-либо информации по определенному заданию, теме. Но существует 2 способа собирательской работы:

1)    экспедиционный  2) стационарный.  По сравнению с экспедиционным стационарное исследование полнее и объективнее.

«Экспедиция»  в нашем случае будет носить условный характер (совсем не обязательно куда-либо выезжать). Подобная экспедиция  является одной из форм приобщения подростков к науке. Такая работа расширяет кругозор и повышает культурный уровень подростков, дает им первичные навыки исследовательской работы, знакомит их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Что записывать

Фольклор - устное словесное поэтическое творчество народа; сложное, синтетическое искусство;  тесно связан с народным бытом и обрядами. Детский фольклор объединяет различные жанры( таблица).

-Методы сбора

-3 заповеди фольклориста

-От  кого записывать информацию

-Как вести  записи

           -Что могут включать в себя комментарии

Раздаточный материал:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф, ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой!

Увезли его в палатку,

Там стащил он шоколадку.

Привезли его в больницу,

Там стащил он рукавицу.

Привезли его домой,

Оказался он живой!

Интервью было взято 12 мая 2012 г. у Минникаевой Флориды Алмасовны, учителя физики.

Национальность: татарка, 44 г., образование: высшее, религия: мусульманка.

Во время интервью улыбалась и загибала пальцы, имитируя считалку.

Экетэ – пэкетэ,

Чукотэ – тэ,

Абэль – фабэль,

Чикирики, бикирики, Дэр мэне

Экс пукс, теме тук Наур.

 

Америка, Европа,

Англия, Китай,

А ну-ка вылетай!

Никонорова Валентина Васильевна, 46 л., родилась в Алтайском крае, работает на птицефабрике Рефтинской, национальность: русская, вера христианская.

Задумчивое лицо, рукой двигала как будто перечитывала. В конце добавила: «Эту абракадабру мы пересчитывали с сестрами, когда играли».

Улыбалась, этой считалкой они пользовались, когда играли в «пятнашки».

На златом крыльце сидели Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка.

Выходи – ты будешь Понкой

Климин Иван Григорьевич, 20 лет, родился в Каратау Бжальбульской обл., живет в Асбесте, мордвин, православная  вера. Запись произведена 10.05.2012 г.

Когда он произносил эту считалку,  показывал пальцем на меня и себя.

 

 5. Теоретическая часть

 -  Считалки являются сегодня живым фольклорным жанром.

 -  История возникновения.  Роль считалок.

  -  Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать  детям  распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок.

- Были записаны считалки в детских коллективах города Асбеста, а также у их родителей, педагогов школы (71 текст).

 

Практическая часть

Запись считалок коллегами в экспедиционные дневники

 

6. Выводы участников экспедиции по собранным считалкам    

 

7.    Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. А участие в экспедиции способствует  формированию толерантных отношений на основе изучения  фольклорных текстов. Расширяются  знания об этническом, религиозном и  культурном многообразии народов Свердловской области.   Лингвокультурологическое исследование текстов расширяет  и углубляет понимание и самой культуры, и языка (этноязыка).

 

8. Рефлексия  (анкета)


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн