Вы не зарегистрированы

Авторизация



Авторская компьютерная программа по изучению нотной грамоты для детей 5-6 лет «Приключения нотки»

Submitted by Елена Ивановна Калиберда on вс, 14/04/2013 - 09:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Калиберда Елена Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД ДШИ г. Ессентуки, преподаватель

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Программа предназначена для упрощённого освоения нотной грамоты в игровой форме. Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста. Главный персонаж &ndash; мультипликационная нотка путешествует по нотному стану с участником и по-дружески отреагирует на его ответы. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого - к сложному. В программе заложено 12 уровней. Всевремяпрохожденияпрограммазвучитклассическаямузыка.</p>

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Компьютерная программа                                 по изучению нотной грамоты         «Приключения нотки»

Для детей 5-6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель высшей категории по классу фортепиано Е.И. Калиберда

 

 

 

 

 

 

Ессентуки - 2012г.

Содержание

Оглавление

стр.

1.      

Введение

2

2.      

Описание программы

3

3.      

Список используемой музыки в программе

15

4.      

Системные требования к ПК

16

5.      

Резюме

17

 

 

1.     Введение.

Работая преподавателем по классу фортепиано в ДШИ, мне приходится сталкиваться  с определенными  сложностями в освоении детьми нотной грамоты. Родители часто задают вопрос: «Почему мой ребенок не бежит с радостью заниматься к инструменту?». Преподаватель в свою очередь задается другими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?», а также: «Почему нынешнее поколение детей с большим трудом усваивает азы нотной грамоты?». Еще совсем недавно, анализируя жалобы родителей на то, что их ребенок часами проводит время за компьютерными играми, получая удовольствие от виртуального уничтожения животных, людей, других вымышленных персонажей, я выступала активной противницей информационных компьютерных технологий (далее ИКТ). Сегодня я диаметрально изменила свою позицию в этом вопросе. В 21 веке приобщение современного ребенка к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и электронных знаков. Использование компьютерных технологий значительно расширяет активность учащихся.

Личность учителя, безусловно, остается стержневой направляющей  в   обучении  и  ведущей  на  всех  этапах  урока,  а  компьютер  при  этом  выступает  как  средство,  помогающее  в  решении  поставленных  задач.

 Учитель  перестает  быть  единственным  источником  информации,  а  становится  организатором  учебно–познавательной  деятельности  учащихся.

Сегодня  учитель  должен  владеть  современными  методиками  и  новыми  образовательными  технологиями,  чтобы  общаться  с детьми  на  одном  языке. 

По моему мнению, активизация  использования  современных  образовательных  технологий  для  освоения  содержания  образования  и  развития  детей, применение  информационных  технологий  в  системе     занятий  для  развития  познавательной  и  творческой  деятельности учащихся являются  одной из важнейших задач современного образования.

Размышляя  о  современном  уроке  музыки,  я  определила  для  себя  некоторые  ведущие  идеи:

1.Учебным  планом  предусмотрено  лишь  два  урока   с преподавателем по специальности  в  неделю, а в домашних условиях ребенок предоставлен сам себе, что снижает его интерес и усложняет процесс обучения. Учитывая привязанность ребенка к компьютеру и его навыки владения информационными технологиями, я решила соединить реализацию своих педагогических задач с  желанием ребенка играть на компьютере.

2.Одним  из  условий  успешного  обучения  в домашних занятиях,  несомненно,  является  использование  аудио-  и  видеоматериалов.

3.Одной  из  важнейших  составляющих  является  мотивация  ученика.  Использование  информационных  технологий  делает  обучение  ярким,  запоминающимся,  интересным  для  учащегося  любого  возраста.

Все  вышеперечисленное  позволило  мне  органично  включить  ИКТ  в  занятия музыкой дома.

Это  помогает  эффективному  решению  образовательных  задач,  достижению  нового  качества  обучения.

Следует заметить, что идея использования обучающих компьютерных программ сама по себе не нова. Однако, существующие программы имеют ряд недостатков применительно к обучению на инструменте «фортепиано». Есть программы, которые используют звуко-высотное соотношение звуков, что более применительно для  уроков «сольфеджио» (например Fruit Lines), или программы, требующие дополнительных аппаратных средств в виде электронной клавиатуры (например NoteTrainer).

 

 

2.     Описание программы.

Реализация вышеупомянутых задач  обусловила создание данной компьютерной программы «Приключения нотки».

Суть программы заключается в более легком освоении нотной грамоты в игровой форме.

Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста.

Главный персонаж – мультипликационная нотка, которая путешествует по нотному стану. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого к сложному. В программе заложено 12 уровней, из которых с 1-го по 6-ой уровень написаны для скрипичного ключа, с 7-го по 12ый – для басового ключа.

1.     Начальное окно – «Меню» – Название программы с изображением нотки.

 

 

 

Кнопка «Старт» - для запуска программы.

 Кнопка «Правила» для выхода в справочное окно, в котором описаны правила игры для ребенка.

2.     Окно «Уровень 1» открывается автоматически при нажатии кнопки «Старт» из окна «Меню».

 

Первоначально все кружочки с номером уровня неактивны, кроме 1-го. Если уровень пройден, то он становится жёлтым. При выходе из программы прохождение уровней запоминается. На фоне картинки перед началом помещены ребусы, которые ребенок должен угадать. Все время прохождения уровня звучит музыка классического направления (список использованных музыкальных произведений смотреть на странице 15). Затем нажимается кнопка «Старт»,  и на нотном стане появляются нотки и поочерёдно  движутся слева направо по своей позиции, согласно, уровня сложности. За один уровень появляется нота на соответствующей линейке и движется слева направо с разной скоростью (8сек, 6сек, 4сек). На каждом уровне движется разное количество нот, в зависимости от уровня сложности.

 

УРОВНИ

 

1.     ДО (1-ой октавы), РЕ, МИ

2.     ФА, СОЛЬ

3.     ЛЯ, СИ

4.     ДО (1-ой октавы), МИ, СОЛЬ, СИ

5.     РЕ, ФА, ЛЯ, ДО(2-ой октавы)

6.     ФА, РЕ, СОЛЬ, ДО (1-ой октавы),  ЛЯ, СИ, ДО (2-ой октавы)

 

УРОВНИ

7.     ДО (1-ой октавы), СИ, ЛЯ.

8.     СОЛЬ, ФА.

9.     МИ, РЕ, ДО (малой октавы).

10.                       ДО (1-ой октавы), ЛЯ, ФА, РЕ.

11.                       СИ, СОЛЬ, МИ, ДО (малой октавы).

12.                       ЛЯ, СОЛЬ, СИ, ДО (1-ой октавы), ФА, РЕ, МИ, ДО (малой октавы).

 

За время движения ноты нужно успеть щёлкнуть мышкой на нужную клавишу на нарисованной клавиатуре (при подведении курсора клавиша по контуру подсвечивается). Если нота угадана правильно – клавиша становится синей, а рожица улыбается на 2 секунды, если неправильно – клавиша становится красной, грустит на 2 с. Пока не нажал клавишу – рожица нейтральна. При прохождении уровня без ошибок появляется красочная оценка «5» и переход на новый уровень – подсвечивается соответствующий номер уровня внизу окошка.

 

При неудачном прохождении появляется фраза «Попробуй ещё раз», и уровень начинается заново.

Если программа уже запускалась и пройдено несколько уровней, то программа открывается на том уровне, на котором закончилось успешное прохождение. С этого уровня можно перейти на любой успешно пройденный уровень, щёлкнув по соответствующей звёздочке, например  . При наведении курсора кнопка подсвечивается.

С любого уровня можно вернуться в «Меню», щёлкнув по картинке . Если программа успешно пройдена, все пройденные уровни в ней сохранены. К игре приступает новый ребёнок, в этом случае прохождение уровней может быть обнулено при помощи кнопки

3.      Список использованной музыки в программе «Приключения нотки».

Заставка «Меню» – А. Вивальди - Концерт для двух мандолин и оркестра

Уровни:

1. В. А. Моцарт – 2 часть струнного квартета

2. А. Вивадьди – Концерт для виолончели с оркестром

3. В. А. Моцарт – опера «Волшебная флейта» Дуэт Папагено и Папагены.

4. Ф. Шопен – Этюд соль-бемоль мажор ор.10 №5  

5. Л. Бетховен - Немецкий Танец Рондо.

6. A. Вивальди– Концерт для скрипки с оркестром ля минор

7. Н. Паганини - Кантабиле

8. Л. Бетховен – Концерт для ф-но с оркестром №3 с-moll-op37--III-Rondо.

9. В. А. Моцарт – опера «Дон Жуан» K. 527

10. И. С. Бах – Шутка.

11. В. А. Моцарт – «Маленькая ночная серенада».

12. В. А. Моцарт – Турецкий марш.

Заставка «Пятёрка» - Д. Россини – увертюра «Сорока-воровка» (фрагмент).

Заставка «Ура!!» - П. И. Чайковский – Концерт для скрипки с оркестром,  

      Ор.35 ре-мажор (фрагмент).

 

4.     Минимальные системные требования к ПК


ОС: Windows XP, Vista, 7 (32- или 64-разрядная) и DirectX 9.0c или поздняя версия.
Системная память: 1Гб
Видеокарта: совместимая с DirectX 9.0 версией, поддержка шейдерной модели 3.0

 

5.     Резюме

Создавая данную игру, я преследовала определенные цели и задачи:

·        Изучение нотной грамоты

·        Развитиепознавательной активности

·        Развитие эстетического вкуса

·        Развитие памяти, мышления и внимания

·        Формирование позитивного настроя, программа  «Успешный ребенок».

 

Изучение нотной грамоты

Программа создана для домашних занятий. Объяснив ребенку на уроке расположение нот на нотном стане и их название, учитель задает в качестве домашнего задания тренинг, (например, на 1-ом уровне прохождение нот До, Ре, Ми). Следующий урок предполагает тренинг с прохождением следующего уровня. Переход с уровня на уровень происходит под строгим контролем преподавателя, в зависимости от усвоения данного материала.

 

Познавательная активность

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, расшифровывать ребусы и головоломки, безусловно, любят все дети. Одной из самых популярных и занимательных головоломок является ребус. Увлекательные ребусы для детей - это  отличная гимнастика для развития интеллекта.

Музыкальные ребусы, к тому же, помогают запомнить название нот (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си).

Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная гимнастика  для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с нотами и слогами.

 

В отличие от простой загадки, где основа - словесное описание, ребус развивает еще и образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память. Ребусы очень хорошо развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать.

Если ребенок научился узнавать буквы, то вполне можно начать с самых легких ребусов. В таких заданиях всего одна или две буквы и нотка на нотном стане.

 

 Развитие эстетического вкуса.

В жизни детей должна быть музыка, так же как сказка, игра. С помощью музыки можно показать красоту окружающего мира, развить духовные силы и творческую активность маленького человека.

Умение воспринимать музыку органично связано с духовно-эстетической стороной личности. Замечено, что малыши перестают плакать, прислушиваясь к музыке.

Японская корпорация «Сони» на базе своего детского сада провела исследование, пытаясь выяснить, какая именно музыка нравится маленьким детям. Данное исследование дало довольно неожиданные результаты – детские песенки оказались на последнем месте. Популярные песни заняли второе место, больше всего понравилась малышам и заняла первое место 5 симфония Бетховена. Сложное музыкальное произведение оказалось самым привлекательным для малышей.

Также специалисты утверждают, что классическая музыка благотворно воздействует на нервную,  сердечнососудистую и пищеварительную системы человека.

Мы по себе знаем, как порой просто необходимо послушать любимую музыку, благотворно влияющую на наше душевное состояние. Это же можно отнести и к детям.

Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.

 Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных детей является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение.

Подбор музыки в данной программе осуществлялся мною с учетом возраста (5-6 лет). В программу включены шедевры мирового музыкального искусства, музыка В.А. Моцарта, И.С. Баха, А. Вивальди, Ф. Шопена,

Л. Бетховена, П.И. Чайковского. В музыкальном оформлении я использовала музыку, написанную для разных инструментов: скрипки, виолончели, фортепиано, мандолины, а также вокальную оперную и оркестровую музыку.

 

         Развитие памяти, мышления и внимания

Играя в игру-сказку,  ребенок развивается сразу в нескольких направлениях:

·        Задача №1 – запомнить названия нот и их расположение на нотном стане.

·        Задача №2 -  знать расположение нот на клавиатуре.

·        Задача №3 -  найти соответствие между нотным станом и клавиатурой.

·        Задача №4 – развить быстроту реакции в работе с «мышкой» компьютера, а в перспективе скорость работы с клавиатурой фортепиано и  хорошую читку с листа.

 

Формирование позитивного настроя, программа «Успешный ребенок».

В программе использована система поощрения ребенка. Всем известно, как ребенок любит получать «пятерки». Отличная оценка влияет на позитивное настроение ребенка, похвалу и поощрение со стороны родителей и преподавателя, что влечет за собой его самоутверждение и желание добиться большего. В связи с этим, в программе не используются оценки ниже «пятерки». Если ребенок не справился с прохождением уровня, ему предлагается пройти уровень заново.

 

Кроме того, для создания позитивного настроя при прохождении программы, на каждом уровне ребёнку встречаются любимые персонажи сказок и мультфильмов: Белоснежка, Чип и Дейл, кот Леопольд, кот Матроскин, персонажи мультфильмов «Мадагаскар» и «Ледниковый период». Оказавшись  в кругу друзей, ребёнок смело разгадывает поставленные перед ним загадки и преодолевает трудности.  В качестве ведущего в программе использован ещё один герой - вымышленный персонаж Нотка. Его мультипликационное изображение и задорный вид быстро располагает к себе. Нотка проводит ребёнка через все испытания и по-дружески отреагирует на его ответы.

 

Программа успешно была апробирована учащимися моего класса. 

Игра «Приключения нотки» с восторгом принята детьми и их родителями. Используя данную программу, я реализовала поставленные цели и задачи:  дети легко и быстро запомнили название и расположение нот на нотном стане.

Для онакомления с программой обращайтесь на почту: kaliberda-igor@yandex.ru

Прикрепленный файлSize
Уровень 1.png362.23 KB