Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Прием «Линии сравнения», технология Развитие критического мышления через чтение и письмо» при отработке навыка определения жанр

Submitted by Ольга Васильевна Гиль on Tue, 16/04/2013 - 12:55

 

Чтение «как чтение и уразумение, как то, что приучает ученика читать и мыслить» (Н.А. Корф, Д.И.Тихомиров) это важнейшее зерно основы учебной деятельности и залог успешности школьников не только на начальном, но и на всех последующих этапах обучения.

            Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (авторы Темпл Ч., Стил К., Мередит Дж.)

  • формирует самостоятельность мышления;
  • вооружает способами и методами самостоятельной работы;
  • даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;
  • позволяет влиять на цели, способы, методы  и результаты образовательного процесса.

            Для развития критического мышления целесообразно применять специальные приёмы. Приём «Линии сравнения» наиболее продуктивен, когда сравниваются  не мене трёх аспектов. Данный приём способствует развитию умений сравнивать, рассуждать, доказывать свою точку зрения и делать  верные выводы.

            Объектом изучения и применения приёма будет художественное произведения Лессинга Готхольда «Подарок фей».

Лессинга Готхольд

Подарок фей

            К колыбели маленького принца, ставшего впоследствии одним из величайших правителей своей страны, подошли две добрые феи.

            - Я подарю своему любимцу, - сказала одна, - зоркий взгляд орла, от которого в его обширном государстве не укроется ни одна мельчайшая мошка.

            - Твой подарок прекрасен, прервала её другая фея. – Принц будет прозорливым монархом. Однако орлу свойственно не только зоркость, позволяющая ему заметить мельчайшую мошку; орлу свойственно и благородное презрение к преследованию их. И пусть это свойство принц получит в подарок от меня.

            - Благодарю тебя, сестра, за это мудрое ограничение. И в самом деле, многие короли стали бы куда более великими, когда б они, обладая  столь большой принципиальностью, не унижались до занятий мелкими делами.

 

            Определяя жанр, дети выдвинули две гипотезы:

1)      это сказка;

2)      это басня.

Возникли разные точки зрения, так как первичное чтение это первый этап – этап восприятия чувствами. Но наша задача более глубока, наша задача – определить жанр. На данном этапе наиболее уместен будет приём «Линии сравнения». Далее идет второй этап, который называется «восприятие умом и логикой», где организуется анализ прочитанного произведения.

            Методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала: в нашем случае это таблица.

Сказка

Линии сравнения

Басня

 

Задачи жанра

 

 

Картина жизни

 

 

Построение произведения

 

 

 

По горизонтали расположим то, что подлежит сравнению: в данном случае жанры – сказка и басня. А по вертикали необходимо задать различные критерии, по которым это сравнение происходит. При изучении жанров были выбраны следующие линии сравнения:

1)      задачи жанра;

2)      картина жизни (связана с действием героев);

3)      построение произведения (компоненты построения текста).

После заполнения  обучающимися таблицы получилась  такая картина:

Сказка

Линии сравнения

Басня

Вызвать восхищение добрым, с точки зрения народа, героем; осудить злодея; выразить уверенность в конечном торжестве добра.

Задачи жанра

Назвать порок. Высмеять дурные черты характер. Воспитать на отрицательном примере.

По первой линии задача жанра, определить жанр не смогли, потому что  басня и сказка относятся к одному роду литературы – эпосу, и, конечно же, у них будут общие черты.

            Вторая линия показала, что определить жанр ещё довольно сложно.

Сказка

Линии сравнения

Басня

  • Завязка (присказка: формула зачина, времени, места)
  • Вершина
  • Концовка (концевая присказка).

Картина жизни

Вступление, развитие действий, мораль.

Или

Развитие действий, мораль.

Или

Мораль, развитие действий

            Чтобы всё - таки понять, и точно определить жанр, вводим третью линию – линию построения произведения.

Сказка

Линии сравнения

Басня

  • Волшебная: таинственное повествование о действиях героев, раскрывающих их внутренний мир.
  • Основные герои: заступник, злодей, страдалец, помощник.
  • Основные действия: просьба, приказ, испытание, награда.

Построение произведения

Повествование о событиях, в которых проявляются душевные качества героев; оценка их внутреннего мира с точки зрения рассказчика.

Линия построения произведения указывает, что это басня. Для басни ведущим признаком выступает  мораль. Находим её в тексте: «… многие короли стали бы куда более великими, когда б они, обладая  столь большой принципиальностью, не унижались до занятий мелкими делами». Так же характерны для жанра басни и образные выражения. В тексте это: «зоркий взгляд орла», «мельчайшая мошка», «прозорливым монархом».

            После заполнения таблицы возвращаемся к ключевому вопросу урока, и таблица становится опорой для рассуждения, доказательств и выводов.

            Данная технология не является для меня способом разукрасить урок, доставить школьникам удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна. Его можно применять в любых предметных областях и с детьми любой возрастной группы. Потому что мы не только учим детей сравнивать по разным классификациям, но учим рассуждать, доказывать свою позицию, приводя сильные аргументы, взятые из самого текста, из определения, правил, законов. Применяя в своей учебной практике данный прием со 2 класса, я увидела, что дети стали лучше владеть навыками работы с учебным текстом, самостоятельно искать, анализировать, систематизировать, отбирать необходимую информацию.

Литература.

1)      Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе; Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Томск-2008;  С.37- 40.

2)      Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: Свод основ // Пособие. – М., 1998.- С. 16-17.

3)      Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф.Талызина. – М.,1998.

4)      Основы критического мышления: Междисциплинарная  программа: Пособие I / Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер. – М., 1997. – С. 32-33.

5)      Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.,2000.-(Сер. «Мастера психологии»).

6)      Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2-го класса четырехлетней начальной школы. Издание 5-е, переработанное и дополненное. – М. ОНИКС 21 ВЕК · Дом педагогики, 2002.

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн