Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий урока с использованием компьютера. Произведения А. П. Чехова. Рассказ "Белолобый"

Submitted by Ольга Васильевна Гиль on Tue, 16/04/2013 - 13:03

 

Сценарий урока с использованием компьютера

 

Автор –Гиль Ольга Васильевна

Образовательное учреждение –город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41

Предмет:литературное чтение

Класс:третий

Тема: «Произведения Антона Павловича Чехова. Рассказ «Белолобый»

Тип урока: урок - проект

Форма урока: работа в группе

 

Цель:

·        формирование  умения работать с литературным авторским текстом; умение выражать своё отношение к прочитанному;

·        развитие  у   младших  школьников  представлений  о литературе как искусстве слова;

·        развитие воображения и творческого потенциала детей.

Задачи:

·        образовательная: учить читать-думать, читать-чувствовать, читать- моделировать,  читать-жить;

·        развивающая: развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа,грамотную доказательную речь, мышление, память, внимание;

·        воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе;поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.

Учебно-методическое обеспечение– Л. А. Ефросинина ,  3 класс, 1 часть, М.: Вентана-Граф, 2009 г. 

Время реализации занятия: 2 урока (80 минут)

Авторский медиапродукт: презентация  19 слайдов (среда PowerPoint)

 

                                       МЕДИАПРОДУКТ

 

1. Среда: программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint, текстовый MicrosoftWord

2. Вид медиапродукта:

·        наглядная презентация учебного материала

3 Содержание кадров

 

  № слайда

                             содержание

 1

Титульный лист: предмет, класс, учитель

 2

Тема урока, портрет писателя

 3

Стадия вызова: мотивирующие вопросы

 4

Ключевые позиции гипотезы; определение цели и задач урока

 5

Задания группам

 6

Этапы совместной работы

 7

Правила совместной работы

 8

Распределение проектных заданий

 9

Проектное задание 1-й группе

10

Проектное задание 2-й группе

11

Проектное задание 3-й группе

12

Проектное задание 4-й группе

13

Защита проектов каждой группы

13

Главная мысль произведения

14

Результаты, вывод

15

Комментарий учителя

16

Домашнее задание

17

Рефлексия

18

Слова благодарности

19

Список источников и используемой литературы

 

4 Последовательные кадры презентации

          

Схема взаимосвязи кадров урока                             

 

 

8

 

Смена слайдов происходит по щелчку, слайды № 3,8,12,14 имеют гиперссылки.

 

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

·       повышение мотивации к обучению;

·       повышение эффективности усвоения материала;

·       развитие проектно-исследовательской и коммуникативной компетентностей  обучающихся;

·       интенсификация учебно-воспитательного процесса;

·       эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;

·       развитие их творческих   способностей;

·       развитие понятийного мышления за счёт возможностей и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.

 

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютеры, медиапроектор, экран, карточки с заданиями для групп.

 

Технологии, методы:

1.    ИКТ

2.    РКМЧП: «Ключевые слова».

3.    Частично – поисковый, наглядно- иллюстративный методы

 

Категорийный аппарат: сюжет, развитие событий, кульминация событий, развязка, главные герои, второстепенные герои, художественное, научно-познавательное, историческое произведение, сравнение, точное слово, юмор, моделирование.

 

Карта занятия

Карта урока:

 

Комментарий хода урока

Время

(мин)

 

№ слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктив

ные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

0,5

2

Дисциплина,

организован-ность

 

Выдвижение гипотезы

0,5

3

 

Любознательность

Ключевые позиции гипотезы; определение цели и задач урока

6

4

5

6

Внимание, память

Альтернатива, точность речи, аргументированность, активность

Получение и изучение проектного задания группам

5

7,8,9,

10,11

 

Внимание,

дисциплина

Ответственность, восприимчивость

к новому

Работа проектных групп

28

 

Самостоятельность

Проектная

компетентность,

определение ролевых функций,  культура эмоций, гибкость, толерантность,

Защита работ

35

12, 8

12, 9

12, 10

12, 11

Внимание,

дисциплина,

точность речи

Выполнение ролей,  ответственность, толерантность, аргументированность, четкость и выразительность речи, логичность, системность, активное слушание

Подведение итогов: результаты и выводы

 2

13,14

Дисциплина

Культура эмоций, переживаний 

Комментарий учителя

1

15

Внимание

Любознательность

Домашнее задание

1

16

Внимание, память

Альтернатива

Рефлексия

1

17

 

Рефлексивность

Слова благодарности

 

18

 

 

 

                                                  Ход урока

 

1.     Организационный момент. (0,5 мин)

Учитель:

Писал студент рассказы,
Печатал их везде,
Подписывал при этом
Антоша Чехонте. ( слайд № 2)

- Что вы уже знаете об А.П. Чехове? Дополнить предложения. А.П.Чехов – (писатель, драматург.) Он писал -  (рассказы, повести, пьесы.) Cкаким произведениями вы уже познакомились? («Белолобый»). О каких слышали?

2. Стадия вызова. (0,5 мин)  (слайд № 3)     

Учитель: Читая об А.П.Чехове, я нашла такое высказывание самого писателя: «…писать для детей вообще не умею…». Тогда у меня возник такой вопрос, с которым я сегодня выходу к вам на уроке и прошу помочь его разрешить.

-Вдруг  это ошибка авторов учебника, что они поместили для детского чтения произведения  А.П.Чехова «Белолобый». Может оно для взрослых, а не для детей, так как А.П.Чехов, по его словам «не умеет писать для детей».

 

3. Выдвижение гипотез. (6 минут)

Учитель: Какое, по вашему мнению, должно быть произведение именно для детей, что должно быть в нём особенного?

Ученики:

- интересно читать;

- должен быт увлекательный сюжет;

- язык произведения насыщен юмором, сравнениями, олицетворением, точностью повадок животных;

- герои и поступки вызывают чувства, переживания;

- понятна главная мысль произведения;

- чтобы хотелось перечитать и познакомиться с другими  произведениями этого автора.

Учитель:Значит, доказав есть или нет в произведении всё вами перечисленное, мы сможем решить проблему.  (слайд № 4)  

Для этого вы будете работать в  группах.

Давайте вспомним этапы и  правила работы в группе: (слайд № 5)

Этапы совместной работы.

—       1.      Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

—       2.      Выбрать старшего.

—       3.      Распределить обязанности,  кто что будет выполнять.

—       4.      Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.

—       5.      Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

—       6.      Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).

—       7.      Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано  (общее дело).

—       8.      Из отдельных результатов получается один результат.

      Правила совместной работы ( слайд № 6)

—       1)      работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

—       2)      работать по плану;

—       3)      своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

—       4)      качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности; 

—       5)      каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности;

—        6)   результат труда должен быть озвучен.

 

4.Задания группам. (5 минут) ( слайд №7 )

 1 группа:  читает – думает  над сюжетом.Ваш вопрос: что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным?(слайд № 8)

2 группа: читает-живёт жизнью героев произведения. Ваша цель: проанализировать образы главных персонажей. Дать им общую характеристику. Высказать свое мнение и отношение к этим героям: какие чувства и переживания вызывают герои произведения.(слайд № 9)

3 группа: читает-чувствует. Ваша задача: найти особенности авторского языка, определить традиционно ли построил свой рассказ А.П.Чехов, определите тему. (слайд № 10)

4 группа: читает – моделирует. Ваша цель: определить жанр, выявить особенности каждой части, определить главную мысль произведении.

Все группы читают- живут жизнью произведения А.П. Чехова «Белолобый» (слайд № 11)

Учитель: чтобы работа была более эффективной, помните советы. За помощью и консультацией можете обращаться ко мне.

 

5. Работа в группах ( 28 минут)

Стадия осмысления.

·        Работа с информационным текстом, заданиями на карточках.

·        Выбор информации, обобщение материала, выделение  смысловых групп, выстраивание логических связей, определение алгоритма работы, систематизирование  материала.

·        Составление рассказа

                                                                                           

6. Защита работ. (35 минут)

Учитель:Итак, пожалуйста, какое открытие вы сегодня совершили? Что вы можете рассказать о произведении Антона Павловича Чехова? Выступления слушаем внимательно.

1. Презентация: выступление  групп по вопросам с демонстрацией работ.

1 группа – Слайды: 12            8

2 группа – Слайды: 12            9

3 группа –Слайды: 12           10

4 группа –Слайды: 12           11  

 

7. Результаты и вывод. (2 минута)

Учитель: Сделаем вывод. Антон Павлович Чехов писал: № «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». Какова главная мысль произведения А.П.Чехова «Белолобый»? (слайд № 13)

Ученики:Получать радость от знакомства с новым, способность удивлять и жажда всё понять. (слайд № 14)

Учитель: Вернёмся к нашим предположениям, какое должно быть произведение для детей. (слайд № 3)

Ученики: все предположения в произведении подтвердились в ходе нашей работы.

—       Вывод: Никакой ошибки авторов учебника нет. Произведение А.П.Чехова «Белолобый» предназначено для детского чтения.

—        

8. Комментарий учителя: (1 минут) (слайд № 15)

Учитель: А.П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказ «Белолобый» и рассказ «Каштанка». Прочитай его!

 

9. Домашнее задание. (1 минут)(слайд № 16)

 

10. Рефлексия (1 минута)(слайд № 17)

Варианты домашнего задания:

·        ещё раз перечитать рассказ,

·         написать сочинение,

·        найти дополнительный материал о волках,

·        продолжить рисовать иллюстрации,

·         прочитать другие рассказы А.П.Чехова,

·        поработать с читательским дневником.

·         

11. Благодарность за урок  (слайд № 18)

 

Список литературы

[1.Большая школьная энциклопедия. Литература./Красовский, В.Е. и др.- М.: «Филологическое общество «Слово», ООО «Фирма «Издательство «АСТ», 1999. – 848 с.: илл.]

[2.Макарова, С.А. «Се Пиндар, Цицерон, Вергилий – слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов…»  Литература в школе. №4 2003 г., стр.2-6]

[3.Уроки литературы. № 4, 2003 г./ Приложение к журналу «Литература в школе»]

4. Диафильм «Белолобый». Госкино СССР 1988 г., художник Л.Кузнецов

1.      http://www.imaqes.yandex.ru

2.     http://ru.wikipedia.orq

3.     http://www.dvinainform.ru/foto

Прикрепленный файлSize
ГильОВ.ppt.ppt956.5 KB