Методики отслеживания результатов обучения.
· Классическая методика определения успеваемости в %. (Количество оценок «4», «5» и «3» делится на количество учащихся, умножается на 100 )
· Классическая методика качества знаний в %. (Количество оценок «4» и «5» делится на количество учащихся, умножается на 100 )
· Cредний балл.
· Методика Симонова – определение степени обученности учащихся (СОУ) по формуле
(( n5* 1+ n4 * 0,64+ n3 * 0.32 + n2 * 0,12) * 100%)/(n5 + n4 + n3 + n2)
Она содержит пять уровней усвоения:
1. Уровень узнавания. (12%)
2. Уровень запоминания. (16%)
3. Уровень понимания. (36%)
4. Деятельность в стандартной ситуации. (64%)
5. Деятельность в нестандартной ситуации (перенос).(100%)
· Анализ по методике Блума. Данная методика определяет уровни развития и овладения интеллектуальными навыками.
Ромашка Блума
Познавательную функцию вопроса обогащает способность видеть предмет или событие с разных сторон, включать его в картину мира и пытаться приложить фантазию. Отличным подспорьем этому может служить Ромашка вопросов Блума.
Ромашка вопросов Блума создана известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом с целью формирования у детей уровни познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Сегодня данная методика достаточно популярна в мире современного образования.
Суть методики:
I. Ставиться задача или тема, которую необходимо понять, изучить.
II. Для понимания придумываем и задаем серию из шести типов вопросов. Самый лучший вариант - нарисовать ромашку картинкой. И записывать вопросы вместе с ней.
Шесть лепестков - шесть типов вопросов.
Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Это вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК?
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то ...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?», и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой холодно?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности и новизны.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Как изменение климата в сторону потепления может отразиться на Экономике России?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем климат европейской части России отличается от климата Сибири?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как особенности климатических условий можно использовать для повышения эффективности экономики страны?».
«Ромашку Блума» эффективно можно использовать в процессе общения. Перед встречей подготовьте ряд вопросов, связанных с темой встречи, на основе «ромашки». Эти вопросы будут тем «костяком» вашей беседы, которые позволят рассмотреть тему беседы с разных позиций и не упустить важные моменты разговора.
При подготовке к выступлению можно также использовать «Ромашку Блума». Для этого вы, выбрав тему, задаете ей вопросы на основе «ромашки». Ответы на поставленные вопросы, помогут вам подобрать материал для вашего выступления, а также выстроить свое выступление в правильной логической последовательности.
Таким образом, картина мира сквозь такое видение приобретает живой, динамический оттенок. Получается целое "стереовидение".
Ответы приходят к тем, кто ставит вопросы, умеет делать их открытыми и ценит мысли собеседника. Ответы становятся широкими, емкими и полезными, если учиться задавать вопросы со всех точек зрения.
Увидеть, уточнить, объяснить, предположить, оценить и использовать.
· Тестовая методика.
· Использование компьютерной технологии (Вебинары, портфолио, веб-квесты ….).
|