Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Логоритмика в детском саду

Submitted by Алина Владимировна Тараданова on Fri, 17/05/2013 - 10:44

 

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д.  Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.

 Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно-дыхательную систему и все просодические компоненты речи. Ранее логоритмика использовалась для работы с заикающимися детьми. В настоящее время занятия логоритмикой проводятся в условиях обычного детского сада, в соответствии с основными требованиями программы воспитания в детском саду. Однако опыт показывает, что элементы логоритмики можно с успехом применять и в условиях логопедического кабинета в ДОУ.

Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания.(Э. Жак-Далькроз,, Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.). Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки и движения (Слайд №1).

 

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды (Слайд №1).

Цель. Преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой (Слайд №2).

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
 

Логоритмические занятия– это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами  (Слайд №2) логоритмического воздействия являются:

1. Оздоровительные

В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.

2. Образовательные.

Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т.п.).

3. Воспитательные.

Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

4. Коррекционные.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляютсяопределенные требования (Слайд №3).

  • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня, среди недели).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.

Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующиесредства логопедической ритмики (Слайд №4):

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— игру на музыкальных инструментах;

— музыкальную самостоятельную деятельность;

— игровую деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

 

В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Благодаря таким играм-занятиям ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредотачиваться.

 

 

Содержание занятий по логоритмики (Слайд №5).

Для достижения оптимальных результатов логоритмические занятия целесообразно строить, предусматривая равномерное распределение психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:

  1. Вводная ходьба.
  2. Некоторые из видов музыкально ритмических упражнений:
    • развивающие основные свойства внимания;
    • регулирующие мышечный тонус;
    • развивающие чувство ритма и темпа;
    • упражнения на развитие координации речи с движением.
  3. Слушание музыки.
  4. Пение.
  5. Упражнения на развитие тонких движений кистей рук.
  6. Упражнения на развитие мимической и артикуляционной моторики.
  7. Игра.
  8. Заключительная ходьба под марш спокойного характера.

 

1.Вводная часть.

Занятия начинаются с вводной части под марш бодрого характера. В качестве разминки разучиваются движения ходьбы на носках, пятках, бег, прыжки, галоп, элементы физминуток, танцевальные движения, статические упражнения. Различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и со словами.

2.Виды музыкально ритмических упражнений:

Упражнения на развития внимания включают смену движений всоответствии с изменением характера музыки. В качестве упражнений используются различные игры на внимания.

В результате этих упражнений внимание детей к деталям движений и четкости их выполнения становится все более активным, направленным. Воспитанию внимания способствуют сигналы, слово, музыка, жест.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Применяются упражнения на расслабление и напряжения мышц, на смену напряжения и расслабления. Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание входят усвоение понятий «сильно-слабо», эти понятия соответствуют звучащим в процессе терминам «громко-тихо».

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма.

Разучиваются любые упражнения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски все это служит цели развития чувства ритма и темпа. Постоянно ведется работа по различению быстрого и медленного темпа, замедления и ускорения темпа. Учитывается индивидуальный темп ребенка. Нормализация темпа помогает восстановить правильный темп речи.

Формы работы: игры, драматизация, подражание движений.

Упражнения на развитие координации движений.

Детям предлагаются статические и динамические упражнения, включаются упражнения с предметами. Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыки, при этом сначала разучивается текст, затем движения.

не все речевые упражнения могут быть выполнены при одновременном действии и произношением стиха, т.к. это может вызвать расстройство дыхания. Их можно проводить, разделив детей на две группы, выполняющие движения и произносящие текст.

3. Слушанье музыки.

Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом эмоционального воздействия и возможности решения программных задач.

Основное внимание обращается на создание нужного фона настроения. При этом учат различать звучание спокойной, торжественной, грустной и веселой музыки.

4. Пение.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с различной речевой патологией.

При подборе певческого материала музыкальный руководитель должен учитывать возрастные особенности певческого диапазона. Воспитывая вокальные данные, педагог следит, чтобы дети пели напевно без крика, не делали вдоха на середине слова или музыкальной фразы.

5. Упражнения на развитие тонких движений кистей рук.

Упражнения помогают развитию тактильных ощущений, способствуют речевому развитию.

6. Упражнения на развитие мимической и артикуляционной моторики.

Проводиться работа над развитием силы, тонкости, переключаемости речевых движений. Применяется общепринятая артикуляционная гимнастика.  Включается работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизация в процессе проговаривания специально подобранных упражнений.

7. Игра.

Подвижная игра служит закреплению навыков полученных на занятии. Чрезвычайно важно приучать детей строго придерживаться правил игр и воспитывать в них чувство коллективизма и ответственности за свое поведение. Нельзя допускать, чтобы ребенок посередине игры без уважительной причины отказывался от дальнейшего участия в ней, или сердился на неловкость своего товарища.

Занятие заканчивается ходьбой под марш спокойного характера.

 

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.

Логопедзадает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководительподбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитательпроводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родителиразучивают речевой материал с ребенком дома.


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн