САМОКОНСТРУКЦИЯ
|
Выразительное чтение стихотворения http://www.youtube.com/watch?v=FaqrTVUB224
Вряд ли можно найти еще одно произведение, в котором с такой волнующей задушевностью и нежностью была бы выражена любовь к матери и раскаяние перед ней за ошибки своей юности.
«Письмо матери» — одно из самых популярных произведений Есенина. Существует огромное количество интерпретаций песни на слова С. Есенина. Среди исполнителей мы можем увидеть представителей различных социальных групп от известных артистов до заключенных.
А как вы думаете, почему? Какова тема стихотворения? Жанр? В помощь творческим группам дается примерный план анализа лирического произведения.
Сейчас у вас получатся микротексты, которые мы потом соединим, и у нас с вами получится целостный анализ стихотворения С. Есенина.
|
Самостоятельно выделяют познавательную цель. Моделируют действия. Подводят под понятие. Строят логическую цепь рассуждений. Определяют цели, способы взаимодействия в группе. Определяют последовательность промежуточных целей. Выделяют и осознают то, что усвоено.
Каждая группасоздает микротекст.
1 группа.
1. Автор произведения. Время написания.
2. Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют?
3.Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?
4. Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
2 группа.
1.Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
2.Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?
3.Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов? Охарактеризуйте их значение.
4.Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
3 группа.
1.Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?
2.Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?
3.Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?
4.Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?
|
РАЗРЫВ
|
Предлагаю вашему вниманию несколько текстов, взятых из различных учебных пособий.
|
Читают и выделяют основную мысль. Ищут и оценивают альтернативные способы решения проблемы. Ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно
1 группа.
Шубникова-Гусева Н.И.С.А. Есенин в жизни и творчестве: Учеб. Пособие для школ, гимназий, лицеев
и колледжей. — М.: Русское слово, 2003
2 группа
Педчак Е.П. Литература: Устный и письменный экзамены. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — (Единый
госэкзамен).
3 группа
Русская литература XIX–XX веков: В двух томах. Т. 2: Русская литература XX века: Учебное пособие для
Поступающих в вузы. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 2001.
|