Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческий отчет учителя – логопеда Нефтулаевой Е.А «Профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте».

Submitted by Елена Абдурашидовна Нефтулаева on пн, 10/06/2013 - 19:22

Профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте

     Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен разобраться во многом: звуках и буквах, из которых состоят слова (например, научиться различать звуки на слух и точно «фотографировать» их на письмо в условиях полного совпадения с произношением); овладеть достаточно богатым словарным запасом, правильными способами словообразования и словоизменения слов; грамматическими нормами употребления слов и фраз...  К сожалению,  это удается далеко не всем детям, и у многих из них в дальнейшем возникают специфические трудности письма и чтения.

Начиная работу над выбранной темой, я наметила план своей исследовательской деятельности.

1. Алгоритм исследовательской деятельности

составление плана работы - подбор и изучение литературы - разработка конспекта занятия с использованием приемов направленных на профилактику дисграфийц и дислексий - диагностика детей подготовительной группы по методике А.Н. Корнева - анализ результатов диагностики - консультаци родителей детей, попавших в группу риска - разработка рекомендаций для воспитателей - разработка перспективного плана работы с использованием игр и игровых упражнений направленных на профилактику дисграфий и дислексий.

 

 

2. Проанализировала следующую литературу:

 

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии М., Просвещение, 1989

 

Кириллова Е.В. Профилактика  дисграфий и дислексий у дошкольников с ДЦП// Развитие и коррекция, М., 1998. Вып. 4

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб-метод. Пособие . СПб., 1997.

 

Худенко Е.Д., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999. Вып. 6.

 

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону, 2008.

 

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2002

 

Брехунова.      Из опыта работы по предупреждению дисграфий и дислексий у детей 5-7 лет имеющих нарушения речи. М., Линка-Пресс, 2008.

 

Нищева Н.В. /составитель сборника/. Играем, развиваем, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. «Детство-Пресс», 2009.

 

Дьякова Н.И. диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. М., 2012.

 

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

 

Выводы на основе проработанного материала

 

Зрелость психических процессов  - предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает  - профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте. Профилактика – это не разрозненные методы и приемы, направленные на формирование какой-либо изолированной операции, и тем более, не «тренировка» по известным в нейропсихологии тестам. Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную  поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем. Профилактику трудностей  овладения чтением и письмом можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная профилактиканаправлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании  навыков чтения и письма. Вторичная предполагает логопедическую работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.

Работу необходимо строить по следующим направлениям.

Первый блок

1.     Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

2.     Развитие зрительно - моторной координации.

3.     Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

4.     Развитие пространственно-временных представлений.

Второй блок

1.     Развитие слухового внимания.

2.     Развитие чувства ритма.

3.     Формирование фонологического структурирования.

Эффективность коррекционной работы зависит  от определенных условий, которые являются слагаемыми успеха:

·        Интегративный характер занятий, когда решается несколько задач с опорой на максимальное количество анализаторов;

·        Включение в каждое занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;

·        Своевременное переключение на другую деятельность, т.е. необходимость закончить упражнение прежде, чем оно надоест ребенку;

·        Разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее на правах участников коррекционного процесса, получение ими информации о результатах обследования, ближайших и перспективных целях профилактической работы;

·        Создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт  и формирующих положительные качества личности;

·        Систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов, что позволяет гибко управлять ходом профилактической работы.

3. Все полученные знания я использовала в подготовке конспекта подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема занятия: «Путешествие друзей»; цель – дифференциация звуков [л], [л’] в слогах, словах; задачи:  развитие фонематического слуха; дифференциация звука [л], [л’] изолированно, в слогах, словах; развитие фонематических представлений; развитие межполушарного взаимодействия; актуализация знаний детей о согласных звуках;  развитие зрительного внимания; закрепление функции словоизменения; развитие мышления; мелкой моторики; совершенствование зрительно-пространственного восприятия, развитие фантазии, закрепление понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»; развитие чувства взаимопомощи и доброты друг к другу.

 Занятие было снято на видеокамеру и продемонстрировано участникам РМО учителей – логопедов г. Ртищево в январе 2012 года.

 

4, 5  В сентябре 2012 учитель – логопед провела диагностикусреди детей подготовительной группы по методике раннего выявления дислексий по А.Н. Корневу.

Аналитическая справка по итогам диагностики детей подготовительной группы (методика раннего выявления дислексий по А.Н. Корневу) проведенного учителем – логопедом МДОУ «Детский сад №6 «Медвежонок» сентябрь 2012 год.

В сентябре 2012 года логопед провела диагностику детей подготовительной группы (19 детей). Диагностика состояла из 6 проб (заданий). Каждое задание оценивалось по трех бальной оценке. Субтест «Повторение цифр» оценивается прямой и обратный порядок, фиксируется количество цифр в наиболее правильно воспроизведенном ряду, что является предварительной оценкой. Итоговой является сумма предварительных оценок. При составлении рассказа по серии картин оценивается качество построения рассказа и понимание причинно-следственных связей. Итоговая оценка по сумме 1и 2 параметров. Составление окончательного заключения:

При обследовании детей 6,5 лет без грубой речевой патологии суммируются задания 1,4 и на выбор по большему баллу 2-3.

Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Из 19-ти детей у 5-ти детей подготовительной группы по результатам диагностики сумма баллов превышает 5, что составляет 26,3% от общего количества детей группы.

Выводы: 5  из 19 детей вошли в группу риска. Из 5 детей 4 получают системную коррекционную помощь, 1 ребенок имеет речевую норму, но вошла в группу риска.

Рекомендации: провести консультации воспитателей подготовительной группы по организации индивидуальной и подгрупповой  работы с данной группой детей; провести консультации родителей; разработать рекомендации для родителей.

6. Воспитателям в качестве рекомендаций были предложеныигры, игровые приемы, игровые упражнения для работы с детьми. Материал представлен  в форме таблиц по всем направлениям работы.

        Задачи

Методические приемы

Упражнения и дидактические игры

              Работа над зрительным вниманием и памятью

·         Формирование поисковой деятельности.

·        Расширение поля зрения.

·        Выработка устойчивости, переключаемости, увеличение объёма зрительного внимания и памяти.

·        Анализ зрительного образа.

·        Привлечение внимания к окружающим предметам.

·        Запоминание расположения предметов в пространстве комнаты.

·        Запоминание изображений  2-5 предметов.

·        Фиксация изменений в расположении двух, затем 3-5 предметов.

·        Запоминание порядка колец на пирамидке, собирание ее с учетом величины по образцу и памяти.

·        Выделение из множества заданных геометрических фигур.

·        Запоминание последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре, в правом верхнем углу и т.д.) и относительно друг друга.

·        Выделение из множества картинок по определенной теме («Игрушки», «Мебель» и др.).

·        Определение различий в двух предметных картинках.

·        Определение изменений в сюжетной картинке.

·        Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.

·        Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.

·        Классификация геометрических фигур по одному, двум, трем признакам. 

·        Расскажи, что видишь в группе.

·        Запомни и повтори (по предмет-ным картин-кам).

·        Что измени-лось? (по предмет-ным картин-кам).

·        Нарисуй красный квадрат в правом верхнем углу, зеленый треугольник в правом нижнем углу, синий прямоугольник в левом верхнем углу, желтый круг  в левом нижнем углу, оранжевый овал в центре.

·        Чем не похожи картинки.

·        Что изменилось.

·        Запомни слова по рисункам.

·        Запомни и воспроизведи.

·        Вспомни и покажи.

·        Цепочка действий

·        Группировка предметов.

 

Развитие зрительно-моторной координации

·        Развитие глазодвигателей.

·        Улучшение ощущений артикуляционных поз и движений.

·        Формирование восприятия разной модальности.

·        Развитие тактильных ощущений.

·        Выработка навыков мыслительного перемещения и трансформации зрительных образов.

·        Развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.

·        Развитие формообразую-

щих движений при изображении заданных фигур.

·        Упражнения на преодоление сопротивления.

·        Выполнение артикуляционных движений с закрытыми и завязанными глазами для лучшего сосредоточения на проприоцептивных ощущениях.

·        Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.

·        Прослеживание прямых, ломанных, извилистых с постепенным усложнением заданий, лабиринтов.

·        Прослеживание по направлениям: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.

·        Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам.

·        Определение недостающих частей предметов, выделение сходства и различия.

·        Сравнительный анализ зрительных образов предметов с выделением дифференцированных признаков.

·        Двигательные упражнения с погремушкой, мячом, флажком.

·        Рисование в воздухе рукой.

·        Упражнение с пластилином, тестом.

·        Письменные упражнения в тетради по развитию мелкой моторики

·         Зажмурить, затем открыть глаза.

·        Смотреть вдаль, затем перевести взгляд на близко расположенный предмет

·        Не поворачивая головы, пытаемся посмотреть за плечо сначала правое, затем левое.

·        Быстро моргать в течение 10-20 секунд.

·        Следим глазами за маленькой игрушкой, проводим рукой в горизонталь-ном, вертикальном направлении, быстро – медленно, описываем круг и узнаем фигуру.

·        Дети на вытянутой руке большим и указательным пальцами держат маленькую игрушку; делают круговые движения руками и следят глазами, не поворачивая головы.

·        Следить глазами по контуру воображаемой фигуры.

 

·        Соединение двух точек по вертикали и горизонтали.

·        Обведение пунктирных линий цветными карандашами.

·        Раскрашива-ние – штриховка.

·        Обведение контура по трафарету и шаблону.

·        Соединение множества точек.

·        Копирование образца.

·        Дорисуй недостающую половину.

·        Какие заплатки подходят к коврикам? Почему?

 

 

Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

·        Выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках.

·        Развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве.

·        Активизация ощущений тела как системы координат.

·        Формирование сенсорного и тактильного гнозиса.

·        Формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

 

·        Развитие умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.

·        Выполнение действий с игрушками и предметами по инструкции.

·        Узнавание контурных и силуэтных изображений.

·        Различение предметов в условиях наложения и зашумления.

·        Определение сторон собственного тела.

·        Определение сторон тела у людей, изображенных на картинках и у сидящих напротив.

·        Упражнение в перекрестном ориентировании.

·        Определение недостающих частей у предметов по картинкам.

 

·        «Зеркало».

·        «Обезьян-ки».

·        Делай как я».

·        Доски Сегена.

·        «Почтовый ящик».

·        «Волшеб-ный мешочек»

·        «Разрезная картинка» 2 – 9 частей (вертикального, горизонтального, диагонального сечения).

·        Конструирование из кубиков.

Развитие пространственно-временных представлений

·        Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое.

·        Развитие зрительно-предметного восприятия.

·        Вычленение признаков предмета.

·        Восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов.

·        Дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм.

·        Формирование интегративного образа буквы.

 

 

·        Последовательное разложение серии картин с изображением времен  года с любой точки отсчета.

·        Установление последовательного ряда частей суток и дней недели.

·        Наложение палочек и геометрических фигур на образец.

·        Конструирование из 2-5 палочек по образцу, памяти и инструкции.

·        Конструирование целого из частей.

·        Упражнения на обозначение пространственного расположения предметов.

·        Воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.

·        Конструирование из палочек предметных изображений (домик, кораблик, мебель) по воображению.

·        Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты.

·        Дорисовывание незаконченных рисунков.

·        Рисование фигур по опорным точкам.

·        Зрительный анализ букв и цифр с делением на составляющие элементы.

·        Синтез букв и цифр, выявление сходства и различия между похожими изображениями.

·        Конструирование букв и цифр из палочек, спичек, геометрических фигур.

·        Реконструирование букв с добавлением нового элемента, перестановки элементов.

·        Нахождение правильного изображения буквы (цифры) в ряду среди правильно и зеркально написанных.

·        Узнавание объемных букв из «Волшебного мешочка».

·        Узнавание букв и цифр в различных вариантах написания, условиях наложения и зашумления.

·        Соотнесение букв и цифр с различными значками.

·        Дописывание в тетради элементов букв.

·        Выкладывание целой буквы или цифры из различного количества частей.

 

 

·        «Времена года».

·        «Что сначала что потом».

 

·        «электрон-ная муха».

·        Рисование по клеточкам под диктовку.

·        Выкладывание и лепка букв

·        «Найди букву».

·        Трансфор-мируй букву.

·        «Буква сломалась».

·        «Буквы-путанки».

·        «Волшеб-ный карандаш».

·        «Опиши букву».

·        «Волшеб-ник».

·        «Смастери букву».

·        «Сделай как у меня».

·        «Соедини точки, что получи-лось?, раскрась».

·        «На что похожа?».

 

                Развитие слухового внимания

·        Расширение рамок слухового восприятия.

·        Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.

·        Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.

·        Совершенствование фонематического восприятия.

·        Осознание звуковой стороны речи.

 

·        Привлечение внимания к звучащему предмету.

·        Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.

·        Определение местонахождения и направленности звука.

·        Знакомство с характером звучащих предметов.

·        Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.

·        Воспроизведение звучания предметов (музыкальных инструментов) в заданной последовательности.

·        Запоминание последовательности звучания (шумов) предметов.

·        Различение и запоминание цепочки слогов.

·        Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

 

 

·       «На чем играл Незнайка».

·       «Где звучит».

·       «Далеко – близко».

·       «Цветные коробочки».

·       «Громко-тихо».

·       «Найди колокольчик».

·       «Помоги музыкан-там найти свой инстру-мент».

·        «Узнай шум».

·        «Звуки природы».

·        «Угадай».

·        «Где шумит».

·        «Волшеб-ные коробочки».

·        «Колоколь-чик».

·        «Четыре стихии».

                      Развитие чувства ритма

·        Формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного).

·        Формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью.

·        Знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков.

·        Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

·        Формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.

 

·        Воспроизведение ритма в движениях и играх.

·        Ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.

·        Ритмичные упражнения рук и ног.

·        Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием.

·        Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд.

·        Развитие двигательной и ритмико-интонационной активности.

·        Развитие речевых вокализаций.

·        Знакомство со схемой ритма.

·        Соотнесение ритма со схематическим изображением.

·        Воспроизведение симметричных и асимметричных рисунков.

·        Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.

·        Дифференциация ритмических рисунков.

·        Отображение определенных качеств движения.

·        Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

·        Отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов.

·        Восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов.

·        Упражнение на развитие навыка интонационного подражания.

·        Ритмические действия в сочетании с движениями рук и хлопками.

 

·        «Сосчитай удары».

·        «Сделай как я».

·        «Кошка и котенок».

·        «Кошка и котенок».

·        Простые и сложные ритмы.

·         «Ритмические рисунки».

·        «Слушай хлопки».

·        «Хлопай в такт».

·        «Локотки».

Формирование фонологического структурирования

                  

·        Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.

·        Анализ слогов и слов.

·        Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.

·        Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова

·        Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений и в словообразовании.

 

 

·        Упражнения на слухопроизноситель-ную дифференциацию звуков.

·        Упражнения в повторении слоговых цепочек с двигательными опорами.

·        Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.

·        Определение первого, второго, третьего слога.

·        Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых.

·        Определение порядка звуков в слове.

·        Упражнение на «наращивание» слога.

·        Упражнение на добавление недостающего слога.

·        Дифференциация слов с различной слоговой структурой.

·        Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.

·        Определение наличия заданного звука в слове.

·        Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.

·        Определение позиции заданного звука (в начале, середине, конце слова).

·        Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.

·        Выделение первого звука в слове.

·        Угадывание слова, произнесенного по звукам.

·        Определение количества звуков в слове.

·        Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.

·        Различение слов-паронимов.

·        Различение слов, отличающихся ударением.

 

 

 

·        «Свето-фор».

·        «Скажи наоборот».

·        «Телефон».

·        «Кто в слоге первый».

·        «Живые звуки».

·        «Кто лишний»- ло – ло – лу - ло.

·        «Звуковые домики».

·        «Пирами-да».

·        «Кидаем слоги».

·        «Длинное – короткое слово».

·        «Выбери картинки с [?]звуком».

·        «Где живет звук».

·        «Шагаю-щий звук».

·        «Кто в слове последний».

·        «Какое слово я задумала» - произнесение по звукам.

·        «Шифров-ка» - узнай какие слова в записке.

·        «Придумай слово».

·        «Подскажи словечко».

·        «Превращения слов».

·        Буквенные ребусы.

·        Звуковой анализ слов.

·        Звуко-буквенный анализ слов.

       

 

 

 

7. Были проведены беседы с родителями детей попавших в группу риска.  В доступной форме доведены результаты диагностики. Рассмотрены те пробы, по которым ребенок набрал наименьшее количество баллов. Это:  «Ритмы», тест «Кулак – ребро – ладонь», «Составление рассказа по серии картин».

Родителям было предложено играть в следующие игры:

Для развития чувства ритма ««Сосчитай удары», «Сделай как я», «Ритмические рисунки», «Слушай хлопки», «Хлопай в такт», отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов, «Считалки – бормоталки», соотнесение ритма со схематическим изображением… Было предложено выполнять кинезиологические упражнения  ежедневно по 2-5 минут. Начинать с простых упражнений «Оладушки», «Лягушка», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Лезгинка». И конечно общая рекомендация разговаривать с ребенком как можно больше. Играйте в игру «Доскажи словечко», взрослый читает стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово. Играйте в слова: какими словами, красками можно описать время года; расскажите о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов); играйте в игру «Хорошо – плохо». Что хорошего в Бабе – Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?; «Скажи наоборот». Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать героя. Играйте в игру «Найди ошибку в предложении»…

Зная задачи профилактической работы, методические приемы, и уже имея подборку дидактических  игр, игровых упражнений логопед разработала перспективный (годовой) план работы  по предупреждению нарушений письма и чтения в дошкольном возрасте. 

Логопеду следует обратить внимание на важность формирования у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе; адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста начинать учить ребенка выполнению требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, работе по образцу. Целесообразно развивать волю ребенка, обучая его подчинению своих действий поставленной цели; формировать навык самосознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирования обобщенного знания социальных норм поведения. Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у ребенка- дошкольника могут развиваться в условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, в практике ролевой игры, при выполнении специальных заданий (например, с целью развития навыкавыполнения действия по правилу - обучение рисования по клеточкам в соответствии с указанием педагога), а также в процессе специально организованных бесед ( как со взрослыми, так и со школьниками - учениками начального и среднего звена), просмотра мультипликационных и художественных фильмов с воспитательным сюжетом, анализа прослушанных литературных произведений и т.п.

Ctrl/Cmd+V

8. Зная задачи профилактической работы, методические приемы, и уже имея подборку дидактических  игр, игровых упражнений логопед разработала перспективный (годовой) план работы  по предупреждению нарушений письма и чтения в дошкольном возрасте. 

9. Итог /творческий отчет/.Логопеду следует обратить внимание на важность формирования у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе; адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста начинать учить ребенка выполнению требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, работе по образцу. Целесообразно развивать волю ребенка, обучая его подчинению своих действий поставленной цели; формировать навык самосознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирования обобщенного знания социальных норм поведения. Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у ребенка- дошкольника могут развиваться в условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, в практике ролевой игры, при выполнении специальных заданий (например, с целью развития навыка выполнения действия по правилу - обучение рисования по клеточкам в соответствии с указанием педагога), а также в процессе специально организованных бесед ( как со взрослыми, так и со школьниками - учениками начального и среднего звена), просмотра мультипликационных и художественных фильмов с воспитательным сюжетом, анализа прослушанных литературных произведений и т.п. Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного детства.

На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном и школьном образовательном учреждении можно отметить, что во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте

     Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен разобраться во многом: звуках и буквах, из которых состоят слова (например, научиться различать звуки на слух и точно «фотографировать» их на письмо в условиях полного совпадения с произношением); овладеть достаточно богатым словарным запасом, правильными способами словообразования и словоизменения слов; грамматическими нормами употребления слов и фраз...  К сожалению,  это удается далеко не всем детям, и у многих из них в дальнейшем возникают специфические трудности письма и чтения.

Начиная работу над выбранной темой, я наметила план своей исследовательской деятельности.

1. Алгоритм исследовательской деятельности

 

 

2. Проанализировала следующую литературу:

 

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии М., Просвещение, 1989

 

Кириллова Е.В. Профилактика  дисграфий и дислексий у дошкольников с ДЦП// Развитие и коррекция, М., 1998. Вып. 4

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб-метод. Пособие . СПб., 1997.

 

Худенко Е.Д., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999. Вып. 6.

 

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону, 2008.

 

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2002

 

Брехунова.      Из опыта работы по предупреждению дисграфий и дислексий у детей 5-7 лет имеющих нарушения речи. М., Линка-Пресс, 2008.

 

Нищева Н.В. /составитель сборника/. Играем, развиваем, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. «Детство-Пресс», 2009.

 

Дьякова Н.И. диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. М., 2012.

 

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

 

Выводы на основе проработанного материала

 

Зрелость психических процессов  - предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания – может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает  - профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте. Профилактика – это не разрозненные методы и приемы, направленные на формирование какой-либо изолированной операции, и тем более, не «тренировка» по известным в нейропсихологии тестам. Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную  поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем. Профилактику трудностей  овладения чтением и письмом можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная профилактиканаправлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании  навыков чтения и письма. Вторичная предполагает логопедическую работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.

Работу необходимо строить по следующим направлениям.

Первый блок

1.     Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

2.     Развитие зрительно - моторной координации.

3.     Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

4.     Развитие пространственно-временных представлений.

Второй блок

1.     Развитие слухового внимания.

2.     Развитие чувства ритма.

3.     Формирование фонологического структурирования.

Эффективность коррекционной работы зависит  от определенных условий, которые являются слагаемыми успеха:

·        Интегративный характер занятий, когда решается несколько задач с опорой на максимальное количество анализаторов;

·        Включение в каждое занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;

·        Своевременное переключение на другую деятельность, т.е. необходимость закончить упражнение прежде, чем оно надоест ребенку;

·        Разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее на правах участников коррекционного процесса, получение ими информации о результатах обследования, ближайших и перспективных целях профилактической работы;

·        Создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт  и формирующих положительные качества личности;

·        Систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов, что позволяет гибко управлять ходом профилактической работы.

3. Все полученные знания я использовала в подготовке конспекта подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема занятия: «Путешествие друзей»; цель – дифференциация звуков [л], [л’] в слогах, словах; задачи:  развитие фонематического слуха; дифференциация звука [л], [л’] изолированно, в слогах, словах; развитие фонематических представлений; развитие межполушарного взаимодействия; актуализация знаний детей о согласных звуках;  развитие зрительного внимания; закрепление функции словоизменения; развитие мышления; мелкой моторики; совершенствование зрительно-пространственного восприятия, развитие фантазии, закрепление понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»; развитие чувства взаимопомощи и доброты друг к другу.

 Занятие было снято на видеокамеру и продемонстрировано участникам РМО учителей – логопедов г. Ртищево в январе 2012 года.

 

4, 5  В сентябре 2012 учитель – логопед провела диагностикусреди детей подготовительной группы по методике раннего выявления дислексий по А.Н. Корневу.

Аналитическая справка по итогам диагностики детей подготовительной группы (методика раннего выявления дислексий по А.Н. Корневу) проведенного учителем – логопедом МДОУ «Детский сад №6 «Медвежонок» сентябрь 2012 год.

В сентябре 2012 года логопед провела диагностику детей подготовительной группы (19 детей). Диагностика состояла из 6 проб (заданий). Каждое задание оценивалось по трех бальной оценке. Субтест «Повторение цифр» оценивается прямой и обратный порядок, фиксируется количество цифр в наиболее правильно воспроизведенном ряду, что является предварительной оценкой. Итоговой является сумма предварительных оценок. При составлении рассказа по серии картин оценивается качество построения рассказа и понимание причинно-следственных связей. Итоговая оценка по сумме 1и 2 параметров. Составление окончательного заключения:

При обследовании детей 6,5 лет без грубой речевой патологии суммируются задания 1,4 и на выбор по большему баллу 2-3.

Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Из 19-ти детей у 5-ти детей подготовительной группы по результатам диагностики сумма баллов превышает 5, что составляет 26,3% от общего количества детей группы.

Выводы: 5  из 19 детей вошли в группу риска. Из 5 детей 4 получают системную коррекционную помощь, 1 ребенок имеет речевую норму, но вошла в группу риска.

Рекомендации: провести консультации воспитателей подготовительной группы по организации индивидуальной и подгрупповой  работы с данной группой детей; провести консультации родителей; разработать рекомендации для родителей.

6. Воспитателям в качестве рекомендаций были предложеныигры, игровые приемы, игровые упражнения для работы с детьми. Материал представлен  в форме таблиц по всем направлениям работы.

        Задачи

Методические приемы

Упражнения и дидактические игры

              Работа над зрительным вниманием и памятью

·         Формирование поисковой деятельности.

·        Расширение поля зрения.

·        Выработка устойчивости, переключаемости, увеличение объёма зрительного внимания и памяти.

·        Анализ зрительного образа.

·        Привлечение внимания к окружающим предметам.

·        Запоминание расположения предметов в пространстве комнаты.

·        Запоминание изображений  2-5 предметов.

·        Фиксация изменений в расположении двух, затем 3-5 предметов.

·        Запоминание порядка колец на пирамидке, собирание ее с учетом величины по образцу и памяти.

·        Выделение из множества заданных геометрических фигур.

·        Запоминание последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре, в правом верхнем углу и т.д.) и относительно друг друга.

·        Выделение из множества картинок по определенной теме («Игрушки», «Мебель» и др.).

·        Определение различий в двух предметных картинках.

·        Определение изменений в сюжетной картинке.

·        Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.

·        Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.

·        Классификация геометрических фигур по одному, двум, трем признакам. 

·        Расскажи, что видишь в группе.

·        Запомни и повтори (по предмет-ным картин-кам).

·        Что измени-лось? (по предмет-ным картин-кам).

·        Нарисуй красный квадрат в правом верхнем углу, зеленый треугольник в правом нижнем углу, синий прямоугольник в левом верхнем углу, желтый круг  в левом нижнем углу, оранжевый овал в центре.

·        Чем не похожи картинки.

·        Что изменилось.

·        Запомни слова по рисункам.

·        Запомни и воспроизведи.

·        Вспомни и покажи.

·        Цепочка действий

·        Группировка предметов.

 

Развитие зрительно-моторной координации

·        Развитие глазодвигателей.

·        Улучшение ощущений артикуляционных поз и движений.

·        Формирование восприятия разной модальности.

·        Развитие тактильных ощущений.

·        Выработка навыков мыслительного перемещения и трансформации зрительных образов.

·        Развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.

·        Развитие формообразую-

щих движений при изображении заданных фигур.

·        Упражнения на преодоление сопротивления.

·        Выполнение артикуляционных движений с закрытыми и завязанными глазами для лучшего сосредоточения на проприоцептивных ощущениях.

·        Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.

·        Прослеживание прямых, ломанных, извилистых с постепенным усложнением заданий, лабиринтов.

·        Прослеживание по направлениям: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.

·        Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам.

·        Определение недостающих частей предметов, выделение сходства и различия.

·        Сравнительный анализ зрительных образов предметов с выделением дифференцированных признаков.

·        Двигательные упражнения с погремушкой, мячом, флажком.

·        Рисование в воздухе рукой.

·        Упражнение с пластилином, тестом.

·        Письменные упражнения в тетради по развитию мелкой моторики

·         Зажмурить, затем открыть глаза.

·        Смотреть вдаль, затем перевести взгляд на близко расположенный предмет

·        Не поворачивая головы, пытаемся посмотреть за плечо сначала правое, затем левое.

·        Быстро моргать в течение 10-20 секунд.

·        Следим глазами за маленькой игрушкой, проводим рукой в горизонталь-ном, вертикальном направлении, быстро – медленно, описываем круг и узнаем фигуру.

·        Дети на вытянутой руке большим и указательным пальцами держат маленькую игрушку; делают круговые движения руками и следят глазами, не поворачивая головы.

·        Следить глазами по контуру воображаемой фигуры.

 

·        Соединение двух точек по вертикали и горизонтали.

·        Обведение пунктирных линий цветными карандашами.

·        Раскрашива-ние – штриховка.

·        Обведение контура по трафарету и шаблону.

·        Соединение множества точек.

·        Копирование образца.

·        Дорисуй недостающую половину.

·        Какие заплатки подходят к коврикам? Почему?

 

 

Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

·        Выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках.

·        Развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве.

·        Активизация ощущений тела как системы координат.

·        Формирование сенсорного и тактильного гнозиса.

·        Формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

 

·        Развитие умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.

·        Выполнение действий с игрушками и предметами по инструкции.

·        Узнавание контурных и силуэтных изображений.

·        Различение предметов в условиях наложения и зашумления.

·        Определение сторон собственного тела.

·        Определение сторон тела у людей, изображенных на картинках и у сидящих напротив.

·        Упражнение в перекрестном ориентировании.

·        Определение недостающих частей у предметов по картинкам.

 

·        «Зеркало».

·        «Обезьян-ки».

·        Делай как я».

·        Доски Сегена.

·        «Почтовый ящик».

·        «Волшеб-ный мешочек»

·        «Разрезная картинка» 2 – 9 частей (вертикального, горизонтального, диагонального сечения).

·        Конструирование из кубиков.

Развитие пространственно-временных представлений

·        Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое.

·        Развитие зрительно-предметного восприятия.

·        Вычленение признаков предмета.

·        Восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов.

·        Дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм.

·        Формирование интегративного образа буквы.

 

 

·        Последовательное разложение серии картин с изображением времен  года с любой точки отсчета.

·        Установление последовательного ряда частей суток и дней недели.

·        Наложение палочек и геометрических фигур на образец.

·        Конструирование из 2-5 палочек по образцу, памяти и инструкции.

·        Конструирование целого из частей.

·        Упражнения на обозначение пространственного расположения предметов.

·        Воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.

·        Конструирование из палочек предметных изображений (домик, кораблик, мебель) по воображению.

·        Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты.

·        Дорисовывание незаконченных рисунков.

·        Рисование фигур по опорным точкам.

·        Зрительный анализ букв и цифр с делением на составляющие элементы.

·        Синтез букв и цифр, выявление сходства и различия между похожими изображениями.

·        Конструирование букв и цифр из палочек, спичек, геометрических фигур.

·        Реконструирование букв с добавлением нового элемента, перестановки элементов.

·        Нахождение правильного изображения буквы (цифры) в ряду среди правильно и зеркально написанных.

·        Узнавание объемных букв из «Волшебного мешочка».

·        Узнавание букв и цифр в различных вариантах написания, условиях наложения и зашумления.

·        Соотнесение букв и цифр с различными значками.

·        Дописывание в тетради элементов букв.

·        Выкладывание целой буквы или цифры из различного количества частей.

 

 

·        «Времена года».

·        «Что сначала что потом».

 

·        «электрон-ная муха».

·        Рисование по клеточкам под диктовку.

·        Выкладывание и лепка букв

·        «Найди букву».

·        Трансфор-мируй букву.

·        «Буква сломалась».

·        «Буквы-путанки».

·        «Волшеб-ный карандаш».

·        «Опиши букву».

·        «Волшеб-ник».

·        «Смастери букву».

·        «Сделай как у меня».

·        «Соедини точки, что получи-лось?, раскрась».

·        «На что похожа?».

 

                Развитие слухового внимания

·        Расширение рамок слухового восприятия.

·        Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.

·        Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.

·        Совершенствование фонематического восприятия.

·        Осознание звуковой стороны речи.

 

·        Привлечение внимания к звучащему предмету.

·        Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.

·        Определение местонахождения и направленности звука.

·        Знакомство с характером звучащих предметов.

·        Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.

·        Воспроизведение звучания предметов (музыкальных инструментов) в заданной последовательности.

·        Запоминание последовательности звучания (шумов) предметов.

·        Различение и запоминание цепочки слогов.

·        Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

 

 

·       «На чем играл Незнайка».

·       «Где звучит».

·       «Далеко – близко».

·       «Цветные коробочки».

·       «Громко-тихо».

·       «Найди колокольчик».

·       «Помоги музыкан-там найти свой инстру-мент».

·        «Узнай шум».

·        «Звуки природы».

·        «Угадай».

·        «Где шумит».

·        «Волшеб-ные коробочки».

·        «Колоколь-чик».

·        «Четыре стихии».

                      Развитие чувства ритма

·        Формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного).

·        Формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью.

·        Знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков.

·        Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

·        Формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.

 

·        Воспроизведение ритма в движениях и играх.

·        Ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.

·        Ритмичные упражнения рук и ног.

·        Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием.

·        Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд.

·        Развитие двигательной и ритмико-интонационной активности.

·        Развитие речевых вокализаций.

·        Знакомство со схемой ритма.

·        Соотнесение ритма со схематическим изображением.

·        Воспроизведение симметричных и асимметричных рисунков.

·        Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.

·        Дифференциация ритмических рисунков.

·        Отображение определенных качеств движения.

·        Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

·        Отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов.

·        Восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов.

·        Упражнение на развитие навыка интонационного подражания.

·        Ритмические действия в сочетании с движениями рук и хлопками.

 

·        «Сосчитай удары».

·        «Сделай как я».

·        «Кошка и котенок».

·        «Кошка и котенок».

·        Простые и сложные ритмы.

·         «Ритмические рисунки».

·        «Слушай хлопки».

·        «Хлопай в такт».

·        «Локотки».

Формирование фонологического структурирования

                  

·        Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.

·        Анализ слогов и слов.

·        Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.

·        Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова

·        Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений и в словообразовании.

 

 

·        Упражнения на слухопроизноситель-ную дифференциацию звуков.

·        Упражнения в повторении слоговых цепочек с двигательными опорами.

·        Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.

·        Определение первого, второго, третьего слога.

·        Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых.

·        Определение порядка звуков в слове.

·        Упражнение на «наращивание» слога.

·        Упражнение на добавление недостающего слога.

·        Дифференциация слов с различной слоговой структурой.

·        Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.

·        Определение наличия заданного звука в слове.

·        Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.

·        Определение позиции заданного звука (в начале, середине, конце слова).

·        Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.

·        Выделение первого звука в слове.

·        Угадывание слова, произнесенного по звукам.

·        Определение количества звуков в слове.

·        Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.

·        Различение слов-паронимов.

·        Различение слов, отличающихся ударением.

 

 

 

·        «Свето-фор».

·        «Скажи наоборот».

·        «Телефон».

·        «Кто в слоге первый».

·        «Живые звуки».

·        «Кто лишний»- ло – ло – лу - ло.

·        «Звуковые домики».

·        «Пирами-да».

·        «Кидаем слоги».

·        «Длинное – короткое слово».

·        «Выбери картинки с [?]звуком».

·        «Где живет звук».

·        «Шагаю-щий звук».

·        «Кто в слове последний».

·        «Какое слово я задумала» - произнесение по звукам.

·        «Шифров-ка» - узнай какие слова в записке.

·        «Придумай слово».

·        «Подскажи словечко».

·        «Превращения слов».

·        Буквенные ребусы.

·        Звуковой анализ слов.

·        Звуко-буквенный анализ слов.

       

 

 

 

7. Были проведены беседы с родителями детей попавших в группу риска.  В доступной форме доведены результаты диагностики. Рассмотрены те пробы, по которым ребенок набрал наименьшее количество баллов. Это:  «Ритмы», тест «Кулак – ребро – ладонь», «Составление рассказа по серии картин».

Родителям было предложено играть в следующие игры:

Для развития чувства ритма ««Сосчитай удары», «Сделай как я», «Ритмические рисунки», «Слушай хлопки», «Хлопай в такт», отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов, «Считалки – бормоталки», соотнесение ритма со схематическим изображением… Было предложено выполнять кинезиологические упражнения  ежедневно по 2-5 минут. Начинать с простых упражнений «Оладушки», «Лягушка», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Лезгинка». И конечно общая рекомендация разговаривать с ребенком как можно больше. Играйте в игру «Доскажи словечко», взрослый читает стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово. Играйте в слова: какими словами, красками можно описать время года; расскажите о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов); играйте в игру «Хорошо – плохо». Что хорошего в Бабе – Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?; «Скажи наоборот». Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать героя. Играйте в игру «Найди ошибку в предложении»…

Зная задачи профилактической работы, методические приемы, и уже имея подборку дидактических  игр, игровых упражнений логопед разработала перспективный (годовой) план работы  по предупреждению нарушений письма и чтения в дошкольном возрасте. 

Логопеду следует обратить внимание на важность формирования у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе; адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста начинать учить ребенка выполнению требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, работе по образцу. Целесообразно развивать волю ребенка, обучая его подчинению своих действий поставленной цели; формировать навык самосознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирования обобщенного знания социальных норм поведения. Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у ребенка- дошкольника могут развиваться в условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, в практике ролевой игры, при выполнении специальных заданий (например, с целью развития навыкавыполнения действия по правилу - обучение рисования по клеточкам в соответствии с указанием педагога), а также в процессе специально организованных бесед ( как со взрослыми, так и со школьниками - учениками начального и среднего звена), просмотра мультипликационных и художественных фильмов с воспитательным сюжетом, анализа прослушанных литературных произведений и т.п.

 

На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном и школьном образовательном учреждении можно отметить, что во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|Cmd+v

 

|

Прикрепленный файл Size
Перспективный план работы с детьми.docx 18.45 KB
творческий отчет по профилактике дисграфий и дислексий.docx 57.05 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн