Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Схема − Аспекты анализа интерактивного урока

Породнова Н.А.

Уварова Ю.В.

 

 

В период перехода  на новую педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям  образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, компетентностно - ориентированный.  Обсудим несколько наиболее важных аспектов компетентностно - ориентированного урока.

 1. Целеполагание на  уроке

 В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

·         Подмена целисредствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

·         Завышение цели.По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

 

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

 

Цели должны быть:

·         Диагностируемые.Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

·         Конкретные.

·         Понятные.

·         Осознанные.

·         Описывающие желаемый результат.

·         Реальные.

·         Побудительные (побуждать к действию).

·         Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять». 

Возможны следующие группы целей участников:

·личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

·предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

·креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

·когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

·оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий.

Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Так, формулировки типа: «получить систематизированные сведения о дробях» или «формировать у учащегося историческое мышление» целями не являются, поскольку задают лишь направление деятельности, но не ее конечный результат – продукт образовательной деятельности. Наоборот, цели типа «разработать собственные версии происхождения дробей» или «предложить перечислить исторические события в их жизни и аргументировать их историчность» задают конечный продукт деятельности участников, который может быть продиагностирован и оценен. Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта – наиболее эффективный способ целеполагания.

Важным является вопрос о соотнесении индивидуальных целей учащихся (между собой) – «ученик-ученик», а так же с целями педагога «ученик-учитель».

Виды заданийна постановку учениками собственных целей.

  -сформулируйте вопросы к двум цитатам.

  -выберите из перечня целей те, которые отвечают Вам.

 Список целей может выглядеть так:

1)   изучить материал модулей;

2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте;

3) усвоить основные понятия и законы темы;

4) подготовить доклад по одной из проблем (указать);

5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу;

6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);

7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;

8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);

9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

10) проявить и развить свои способности (назвать их);

11)  организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели,  составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

12) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;

13) доказывать и опровергать утверждения педагога;

14) свой вариант цели.

Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:

 

• фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условии его систематического использо­вания). В условиях некомпетентностного обучения урок, как правило, начинается с опроса, проводимого в фронтально-индивидуальной форме («пинг-понг»), когда за 3-5 минут удается получить ответ на 5-10 воп­росов, носящих репродуктивный характер. Вместо это­го рекомендуется, сохранив примерно те же временные рамки опроса, сократить число задаваемых вопросов до 2-4, введя в них элементы проблемности. Задав воп­рос, учитель отводит 1-2 минуты на обсуждение ответа в парах (а если в классе сформировались работоспособ­ные группы, то и в группах). За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса;

 

•    индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необ­ходимо привлечение других учащихся. Например, за­дание типа «Головоломка». Это комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется по нескольким учащим­ся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в один целостный пазл (головоломку). Лишь после этого задание может быть выполнено. Еще один вариант пазла — каждая группа готовит свой фра­гмент презентации для общеклассного проекта, из этих фрагментов должна сложится целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презента­ция.

 

Методы и приемы в рамках групповой работы — практи­чески все. В их числе:

•    самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались мо­менты сотрудничества между учащимися, например за­дание типа «Пазл» (головоломка));

•    лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (их нужно дополнить моментами само­стоятельного группового планирования — в начале ра­боты, и самостоятельного группового самооценивания — в конце);

•    групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);

•    групповые исследовательские и проектные работы лю­бого типа (проводятся в основном во внеурочное время);

•    упражнения социально-психологического тренинга;

•    ролевые и деловые игры;

•    любые варианты «технологии работы в группах сотруд­ничества».

 

Методы и приемы в рамках индивидуальной работы:

•    индивидуальные  проекты  любого   типа,   требующие привлечения помощников и соисполнителей;

•    индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

 

   


»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн