Online video hd

Смотреть 4k видео

Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Предложения с обращениями

Фото пользователя Людмила Васильевна Филиппова
Submitted by Людмила Васильевна Филиппова on Fri, 14/06/2013 - 11:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филиппоа Людмила Васильевна
Место работы, должность: 
МАОУ "Гимназия №1 МО"Ахтубинский район"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

создать условия для формирования знаний об обращении средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на разных этапах уровневого характера.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А.,  Габович Ф.Е. и др. под ред. Шмелёва А.Д.

Используемая методическая литература: 

Н.В.Короткова.Урок в 5 классе "Предложения с обращениями" Русский язык в школе.2012, №5.

Используемое оборудование: 

 Интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

Используемые ЦОР: 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Электронное задание «Знаки препинания при обращении»

 

интерактивные

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aecac08a-68d0-4d22-a10c-908db5906017/%5BRUS8_200%5D_%5BQS_127%5D.html

 

 

2.

Гипертекстовое правило «Выделение знаками препинания обращений»

 

текст

Гипертекстовое правило

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3f5df39-87e6-4d15-88c7-2d29cdf3941a/%5BRUS8_200%5D_%5BTD_121%5D.htm

 

3.

Словарь примеров по теме «Обращение»

 

текст

Словарь примеров

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ee29912-b546-4ef5-9687-bd098da28ce5/%5BRUS8_200%5D_%5BTD_123%5D.html

 

4

Электронное задание «Знаки препинания при обращении»

 

текст

тест

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_180

 

Краткое описание: 
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"

План-конспект урока «Предложения с обращениями»

1.ФИО Филиппова Людмила Васильевна

2.Место работыМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район»

3.Должность учитель русского языка и литературы

4.Предмет русский язык

5.Класс 5

6.Тема Предложения с обращениями

7.Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А..   Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.

8.Цели урока: создать условия для формирования знаний об обращении средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на разных этапах уровневого характера.

9.Задачи:

-обучающие:познакомить обучающихся с обращением, научить находить обращение в предложении, отличать его от подлежащего, ставить знаки препинания при обращении;

-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности;фантазии и воображения, интереса к предмету.

-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству

10.Тип урока усвоение новых знаний

11.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

12.Необходимое техническое оборудование:интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

13.Структура и ход урока

         I.            Вступительное слово учителя.

      II.             Введение в тему.

   III.             Овладение новыми знаниями.

·         Исследование 1. Функция обращений в речи.

·         Исследование 2. Интонация.

·         Исследование 3. Роль обращения в предложении.

·         Исследование 4.Пунктуация.

   IV.              Проверка полученных результатов. Коррекция.

      V.            Физкультминутка.

   VI.            Заключительный этап.

VII.             Домашнее задание.

 VIII   Рефлексия.

Приложение к плану-конспекту урока «Предложения с обращениями»

I. Вступительное слово учителяЗдравствуйте, ребята! Когда я смотрю на вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил,  мне хочется воскликнуть: « Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно  этой строчкой из стихотворения А.С.Пушкина. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

Я желаю, чтобы каждый из вас на уроке сделал сегодня маленькое открытие.  II.Введение в тему

- Скажите, пожалуйста, героями какой книги являются  дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик?

- Кто её автор?

- Помните ли вы, какое впечатление на родителей произвело письмо, которое они получили от сына?

(Просмотр фрагмента м/ф «Трое из Простоквашино»)

- В письме адресанты  допустили ещё орфографические  и пунктуационные ошибки. Перед вами фрагменты письма, вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы и пунктограммы.

Работа в группах:

 

1 группа.

Мои папа и мама(…)

Я ж…ву хор…шо. Просто зам…чательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и к…рову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит(…) а любит суп.

2 группа.

Мама и папа (…) я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.

А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать! Зд…ровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что (…)дорогие мои папа и мама(…) жизнь у меня была сложная, полная л…шений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и м…л…ко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть (не) хочется. Я их просто так л…влю, для развл…чения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу.

3 группа.

А днем(…)дорогие родители (...) я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я л…нять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не зах…ди. Зато новая р…стет — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час пола..шь, два пола…шь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.

4 группа.

Дорогие папа и мама(…) вы меня теперь просто (не) узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос х..лодный, и лохматость повысилась. Мне теперь можно з…мой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня (не)переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку поп…ду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.

(До) свиданья. Ваш сын — дядя Фарик».

- С какими трудностями вы столкнулись?

- В каких предложениях вы не можете объяснить пунктограммы?

-  Может быть,  вам подскажет Почемучка, который попал на  лингвистический карнавал.

На карнавале его познакомили с представительницей слов, не являющихся членами предложения. Почемучка оглянулся и увидел, что у входа беседуют две ученицы, а рядом с ними стоит улыбающаяся Маска и доброжелательно кивает то одной, то другой собеседнице.

Элементы театрализации.

- Маска, вы кто? – обратился к ней Почемучка.

- Молодец , мальчик, хорошо задал вопрос. И потому найдёшь ответ на него  в своём вопросительном предложении.

- Так Вас зовут…

- Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

 

- Ребята, какое языковое явление скрывалось под маской на лингвистическом карнавале? (Обращение)

-Кто сможет сформулировать тему урока?

 (Прикрепить на доску табличку "Обращение". Записать тему в тетради.)

-Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?

1.              Какова функция обращения в речи?

2.              Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

3.              Какое место занимает обращение в предложении?

4.              Какова роль обращения в предложении?

- Давайте спланируем наш урок (на доске прикреплены таблички  с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

Место  обращения в предложении .

Функция обращения.

Способ выражения обращения

Пунктуация

Интонация

Роль в предложении

-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения об обращении?(Можно в виде таблицы, опорной схемы или кластера)

 

IIIОвладение новыми знаниями.

Исследование 1.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.(На интерактивной доске  отрывки из сказок А.С.Пушкина)

-Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

1.

Чем вы, гости, торг ведёте

И куда теперь плывёте?

 

2.

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

3.

Что такое, господа?-

Говорит Дадон, зевая…

4.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

 

-Как они называется?

- Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

-Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)

-Давайте заполним соответствующий блок в нашей схеме.

 

Исследование 2.Интонация.

-Обратите внимание на то, как обращение обозначается в предложении.(Учитель на доске графически выделяет обращения в предложениях)

-Понаблюдаем за особой (звательной) интонацией обращения:  за особым повышением голоса на слове-обращении и паузой после него. Учащиеся по записи на интерактивной доске читают предложения с интонацией обращения, графически показывая её. Заполняется соответствующий блок схемы.

- Посмотрите на примеры и скажите, чем выражено обращение. (Именами существительными)

-В форме какого падежа стоят эти имена существительные? (В форме Им.п.)

Обучающиеся делают вывод: роль обращения обычно выполняют существительные в Им.п.

-Давайте запишем это в соответствующий блок схемы.

-Какой член предложения также выражается именем существительным в форме Им.п.? (Подлежащее)

Исследование 3.Роль обращения в предложении.

Давайте опять вместе с Почемучкой  заглянем на лингвистический карнавал .

Элементы театрализации.

 

- Маска, я Вас знаю!- воскликнул Почемучка.

Маска рассмеялась:

- А вот и не угадал, мальчик! Я Подлежащее. Мы как две капли воды похожи с Обращением, поэтому нас часто путают. Но по характеру мы совсем разные. Я работаю в фирме под названием «Предложение» и занимаю  со своим другом  Сказуемым важный пост, вместе мы составляем грамматическую основу предложения. А вот Обращение не занимает никакого ответственного поста в предложении. Оно лишь изредка появляется в Предложении и всё осложняет.

 

-Что вы узнали об отличии обращения от подлежащего?

-Перед вами два предложения. Подумайте, в каком из них есть подлежащее, а в каком – обращение. Докажите свою точку зрения.

 

1)Мой конь притормозил, стоптались мои башмаки. (Б.Окуджава)

2)Лети вперёд, мой конь!   

 

 

1)Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!(А.С.Пушкин)

2)Мой друг никогда мне ничего не объяснял.

 

 -Заполните блок «Роль в предложении»

Исследование 4. Пунктуация.

-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

-Давайте откроем гипертекстовое правило:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3f5df39-87e6-4d15-88c7-2d29cdf3941a/%5BRUS8_200%5D_%5BTD_121%5D.htm

-А теперь посмотрите, как это же правило даётся в учебнике русского языка. Есть ли разница в определениях?

--Заполните в схеме блоки «Пунктуация» и «Место в предложении»

IV Проверка полученныхрезультатов. Коррекция.

- А теперь самостоятельно расставьте знаки препинания в тексте.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aecac08a-68d0-4d22-a10c-908db5906017/%5BRUS8_200%5D_%5BQS_127%5D.html

VФизкультминутка.(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки)

Лёгкие прыжки,

Мягкие шажки,

Вот и вся зарядка!

Мягкая посадка.

 

VIЗаключительный этап.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Еще раз звучат строки великого А.С. Пушкина.

Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?

Пользуясь опорной схемой, расскажите, что вы узнали об обращении?

 

 

 

Роль в предложении

О не является членом предложения, оно его осложняет

Пунктуация

О обычно выделяется запятыми [О,… ]. [О!… ]

[…,О,… ].    […,О].

Интонация

О произносится с особой (звательной) интонацией

ОБРАЩЕНИЕ

Место в предложении

О может стоять в  начале, середине и конце предложения

Способ выражения

О выражено сущ. В им.п.

Функция

О называет того, к кому обращаются с речью

                                                                                        

 

 

 

             
   
     
 
     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


VIIДомашнее задание по выбору. Придумайте задания по теме «Обращение» ( можно воспользоваться ресурсом из ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ee29912-b546-4ef5-9687-bd098da28ce5/%5BRUS8_200%5D_%5BTD_123%5D.html)или напишите поздравительный текст. Адресатом может быть кто-то из знакомых или незнакомых, литературный герой, инопланетянин, неодушевлённый предмет.. Постарайтесь через обращение передать характер адресата и ваше отношение к нему.

VIIIРефлексия (приём «Самооценка ученика»)

Оценка содержания урока:

·                  занимательно

·                  интересно

·                  познавательно

·                  полезно

Оценка деятельности на уроке:

·                  запутался

·                  задумался

·                  удивился

·                  убедился

·                  осознал

·                  принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

·                  тревожное

·                  приподнятое

·                  отличное


»  Размещено в сообществах:   

На: Предложения с обращениями


Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО: отражает формирование УУД, использованы современные средства обучения. Материал урока соответствует возрастным особенностям 5-классников. Совет: в целеполагании урока прописываем все виды результатов. Спасибо! 

С уважением Татьяна Валентиновна



 Сообщество "Ахтубинский словесник"

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно