Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Феодальная раздробленность в Западной Европе

Данные об авторе
Автор(ы): 
Пакшина Е.Г.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 14 учитель

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Цели:

1)  Образовательная – помочь учащимся осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе;на основе ранее изученного материала расширить знания  учащихся  о жизни и быте феодалов.

2)  Развивающая – продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории: любознательности, развитию у учащихся умений образно воссоздавать обстановку и исторические явления, настойчивости в решении проблемных задач; вовлекать в дискуссии, вести их от лица участников событий, желанию выступать передтоварищами; анализировать документы, комментировать источники, формулировать выводы.

1)      Воспитательная – содействовать воспитанию у учащихся нравственных качеств, этических норм, дисциплинированности, ответственного отношения к учебному труду. 

 

Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

    1.  Учебник. История средних веков. В.А. Ведюшкин.  М. «Просвещение».2009

    2.  История средних веков. М. Бойцов, Р. Шукуров, М. «Мирос», 1995.

    3.  Р.Ю. Виппер. Краткий учебник истории Средних веков. 1-2 части. М. Школа-Пресс, 1993.                    

    4.  Б.Е. Андрюсев. Опорные конспекты по истории средних веков, 6 класс. Пособие для учителя, М. «Владос», 1999.  

   5. История в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие, М. Дрофа, 1997.

   6. Хрестоматия. История средних веков. Пособие для учителя в 2-х частях. М. «Просвещение», 1988.

    1

Используемая методическая литература: 

    1.  В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Уроки истории. 6 класс. М. Творческий центр, 2002.

    2.  М.Л. Несмелова, История средних веков. Методическое пособие, М. Владос-Пресс, 2001.

   3. М.Ю. Брант. История средних веков. 6 класс, Учебно-методическое пособие, М. Дрофа 2002.

   4. История в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие, М. Дрофа, 1997

   5. Раздаточный материал по истории средних веков

  

Используемое оборудование: 

 Карта "Европа в IX– Xв.в."

Используемые ЦОР: 

 DVDИстория средних веков. Электронное приложение к учебнику. М. «Просвещение» 2009.

Краткое описание: 
<p> Урок способствует расширению знаний учащихся о жизни феодалов в период феодальной раздробленности, применению знаний в нестандартной ситуации.</p>

 

Тема «Феодальная раздробленность в Западной Европе»

 

Цели:

1)  Образовательная – помочь учащимся осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе;на основе ранее изученного материала расширить знания  учащихся  о жизни и быте феодалов.

2)  Развивающая – продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории: любознательности, развитию у учащихся умений образно воссоздавать обстановку и исторические явления, настойчивости в решении проблемных задач; вовлекать в дискуссии, вести их от лица участников событий, желанию выступать передтоварищами; анализировать документы, комментировать источники, формулировать выводы.

1)      Воспитательная – содействовать воспитанию у учащихся нравственных качеств, этических норм, дисциплинированности, ответственного отношения к учебному труду. 

 

Тип урока:  игровое занятие.

Метод: проблемный.

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная (работа над единой проблемой), индивидуальная (выполнение задания в соответствии со своими возможностями).

Приёмы: опережающие творческие задания, беседа, работа с картой, работа с историческим документом, дискуссия, ролевая игра.

 

Опережающее задание: подготовить роли феодалов для обсуждения ситуации, возникшей в Западной Европе после Верденского раздела: придумать титул, девиз своего персонажа, нарисовать герб, родовой замок, составить рассказ о его жизни и владениях.

 

Ход урока.

I. Организационный момент – подготовка учащихся к активной работе на уроке, приветствие.

II. Тема урока, цели, мотивация учебной деятельности, актуализация знаний.

III. Расширение и применение знаний.

 

План урока.

1.      Причины и характерные черты феодальной раздробленности.

2.      Съезд феодалов.

 

I. Причины и характерные черты феодальной раздробленности.

 

Водная беседа:

–        Империя Карла Великого была огромным государством средневековья. Что объединяло её?  (Сила оружия и авторитет Карла Великого)

–        Что делали франкские короли для поощрения феодалов за их службу?  (Раздавали землю)

–        Постепенно в руках феодалов сосредоточились большие земельные владения. Как это отразилось на их положении?? Нужна ли была им королевская власть?  (Они стали богатыми и независимыми от королевской власти)

–        Каждое крупное феодальное владение вело натуральное хозяйство. Что это такое?

–        Как вы думаете, натуральное хозяйство способствовало единству страны или, наоборот, её распаду? (Отсутствие хозяйственных связей способствовало распаду страны)

–         Когда распалась империя Карла Великого?  (В 843 году заключён договор в Вердене)

–        Как вы считаете, Верденский раздел был причиной или поводом к ней?  (Это повод)

 

Вывод:  Не прошло и полувека, как огромная империя Карла Великого распалась. Это случилось в 843 году, когда три внука Карла – Лотарь, Людовик и Карл заключили в городе Вердене договор о разделе этого государств. Каждый из них получил большое королевство: Лотарь – Италию, Карл – Францию, Людовик – Германию. Каждое из этих королевств распалось на более мелкие феодальные владения. Нам предстоит выяснить, почему это произошло, как складывались отношения между феодалами.

 

Задание: (по группам)

 –   Объясните, что означает знаменитое правило: «Вассал моего вассала не   мой  вассал».          

–        Назовите причины феодальной раздробленности (Укрепление собственности феодалов на землю, натуральное хозяйство)

–        С какого века в Европе началась феодальная раздробленность? (С IX века)

–        Каковы особенности феодальной раздробленности? (Слабость королевской власти, независимость феодалов, междоусобные войны, существование феодальной лестницы)

Вывод: Дальнейший  ход истории Европы связан с эпохой феодальной раздробленности. Сам термин говорит о том, что единое государство перестало существовать и разделилось на отдельные феодальные владения.

 

II. Съезд феодалов.

 Ролевая игра ретроспективного характера: проблемно-дискуссионная игра (воображаемая ситуация, строится вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы).

 

Вводное слово учителя. Представим себе, что мы – феодалы, которые собрались на свой съезд для обсуждения положения в Западной Европе. Реально это событие вряд ли имело место хотя бы потому, что на него собрались феодалы из разных стран. Но он нам поможет более ярко представить жизнь в период феодальной раздробленности.

–        Давайте определимся с местом и датой съезда (работа с картой).

 

Открытие съезда.

 

а) Глашатай.

 «Слушайте все! Слушайте все! Мы собрались здесь на этот съезд в год ___ ( учащиеся сами выбирают год) от Рождества Христова в городе _________ ( учащиеся сами выбирают город ) для того, чтобы обсудить наши проблемы, установить мир и укрепить веру.  Я вижу, собралось вас здесь немало. Порядок решения наших дел будет следующий:

Ø  во-первых, каждый из вас должен представиться и вы рассядетесь в соответствии со своими титулами и положением;

Ø  во-вторых, предлагаем обсудить раздробленность и высказать ваши мнения;

Ø  в-третьих, мы обсудим и примем решение о междоусобных войнах

Затем запишем все наши решения, и будем следить за их неукоснительным выполнением».

 

б) Представление феодалов (учащиеся сами выбирают себе имя, используя хрестоматию по истории средних веков, а также герб и девиз)

После выступления глашатая участники съезда представляются, называя свой титул, владения, и рассаживаются в соответствии со своим положением в обществе (более знатные – ближе, а менее знатные – дальше, герб и девиз учащиеся придумывают сами)

Ø  Граф Барселонский, мои владения находятся на юго-западе Франции, герб, девиз;

Ø  Граф Тулузский, я владею южной частью Франкской империи, герб, девиз;

Ø  Граф Эриберт Шампанский, мои владения раскинулись на северо-востоке Франции, герб, девиз;

Германские феодалы:

Ø  Герцог Саксонский, герб, девиз;

Ø  Герцог Фридрих Штауффен Лотарингский, герб, девиз:

Ø  Граф Эльзасский, герб, девиз:

 

 

в) Выступления феодалов.

 

г) Глашатай: Итак, мы согласились с тем, что каждый из вас – король в своём королевстве. Но нам надо ещё решить один вопрос: можем ли мы жить в мире и согласии?

 

д) Работа с документом.

 Письмо Одона, графа Блуасского, королю Франции.

«Удивляешь ты меня, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь родовитость у меня есть. Если дело касается исполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, Ежели потом, когда данный мне феод решил ты отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанёс тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздражённый несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я смогу не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю, что лучше предпочту умереть на своём феоде, нежели жить без феода».

 

 

Вопросы к документу:

–        Из-за чего произошла ссора между сеньором  и вассалом?

–        Почему в период феодальной раздробленности могли появиться подобные письма?

–        Как граф оправдывает свои действия?

–        Вынесите справедливое решение по этому письму. На чьей стороне будет большинство участников съезда?

–        Голосование.

 

е) Решение съезда.

  1. Ограничить власть короля, король – «Первый среди равных».
  2. Объединиться в случае нападения внешнего врага.
  3. Следовать правилу: «Вассал моего вассала не мой вассал».
  4. Запретить междоусобные войны.

 

III. Итоговая беседа (закрепление материала)

–        Докажите, что каждый феодал был в своём владении королём.

–        Зачем собственно феодалам был нужен или не нужен король?

–        Подумайте, наступило бы время феодальной раздробленности, если бы не было разделения государства между внуками Карла Великого?

–        Как, по-вашему, можно ли показать на карте вассальные отношения?

–        Как вы понимаете верность и долг своему сеньору?

–        Подумайте, прекратились бы междоусобные войны, если бы на съезде феодалов приняли закон об их запрещении?

 

IV. Рефлексия.

V.  Домашнее задание: напишите письмо о съезде своему вассалу или своему сеньору. В письме изложите своё понимание причин феодальной раздробленности и своё отношение к ней.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн