Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№4
г.Алексеевка Белгородской области.
Бурыка Надежда Владимировна,
учитель изобразительного искусства,
классный руководитель 7 класса
Воспитательная среда
На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир.
Процессы развития личности учащихся и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, его структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.
Класс - это основное звено, связующее ребенка и школы в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.
Главная задача классного руководителя - создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
С целью развития коллектива все учащиеся вовлекаются в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, которая организуется и стимулируется таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
Таким образом, важнейшим условием развития класса является коллективная общественно полезная деятельность. Кроме того, наличие в коллективе класса общих ценностей и целей позволяет наполнить межличностные отношения учащихся социально и личностно значимым содержанием.
Для того, чтобы осуществляемая совместная деятельность способствовала развитию учащихся и сплочению коллектива, в воспитательной практике использую разработанную мной воспитательную систему класса “Содружество”. Я считаю, что создание воспитательной системы классного руководителя является главным фактором успешной педагогической деятельности учителя. Воспитательная система помогает педагогу мотивировать, организовывать, конструировать, корректировать, прогнозировать и предвидеть элементы будущей системы образования в целом. Теоретическая значимость и эффективность – способствует более быстрому профессиональному росту педагога. Практическая значимость и эффективность – способствует успеху в учебно-воспитательном процессе, быстрому интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся и учителя. Воспитательная система включает в себя следующие направления: нравственно-патриотическое, здоровьесберегающее, интеллектуальное.
Цельюмоей воспитательной системы «Содружество» является: содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся через взаимодействие детей, педагогов, окружающего социума.
Задачи:
Ø1Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.
ØСпособствовать повышению значения индивидуальности в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров.
ØПомочь каждому ребенку обрести свой образ через проявление творческой активности и разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.
Воспитательная система класса - система открытая: в её становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, причём не только как фактор, влияющий извне, но и как её необходимый компонент. Ядром воспитательной системы является своеобразное единство двух коллективов: педагогического и ученического. При этом первый относится к управляющей, а второй – к управляемой подсистеме. Воспитывающая среда – это результат целенаправленной деятельности всех заинтересованных в её создании субъектов: педагогов, родителей, работников дополнительного образования, социальных служб, медиков, работников правоохранительных органов. Их взаимодействие обусловливается реально сложившейся в современных условиях ситуацией.
Важным направлением моделирования воспитательной системы является диагностическое исследование учащихся класса, внутренней и внешней среды классного коллектива. Диагностика проводится с целью изучения потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик, определение уровня сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений, выявления воспитательных возможностей родителей и определения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главное для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс - увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка.
В моем видении каждый учащийся - это сложное своеобразное и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором подготовки и проведения ключевых дел. К таким делам можно отнести: праздник "Калейдоскоп осени", в программе которого конкурс поделок из природного материала, день туриста, конкурс эрудитов, выпуск стенгазет, экскурсии, создание озеленения в кабинете, озеленение пришкольного участка.
Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.
|