Конспект НОД по разделу формирование элементарных математических представлений в старшей группе.
Путешествие в страну «Математика».
Интеграция образовательных областей:
Здоровье: развитие психических процессов (память, мышление, воображение, интеллект) и творческой инициативы детей, обеспечение двигательной активности во время непосредственной образовательной деятельности, формирование правильного речевого дыхания, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата, формирование правильной осанки.
Физкультура: использование подвижных игр во время непосредственной образовательной деятельности.
Социализация: использование в играх правил и норм поведения.
Познание: развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений детей в игровой деятельности. Закрепление формирования представлений о числах, навыков выражения количества через число и навыков счета, о преобразованиях количества, положения в пространстве и времени, о геометрических представлениях. Развитие начал логического мышления, абстрактивного воображения, образной памяти и ассоциативного мышления, умения детей находить выход из затруднительного положения.
Коммуникация: совершенствование речи как средства общения, учить более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, развивать у детей чувство сопереживания, желание оказать помощь сказочным героям.
Музыка: развитие музыкально-слуховых представлений, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, волю.
Художественное творчество:совершенствовать умение детей на слух отсчитывать заданное количество клеток в определенном направлении, прорисовывая их в результате достигая определенной цели.
Чтение художественной литературы: четко , внятно, с выражением читать стихи.
Труд:уметь действовать в парах при решении определенных задач.
Предварительная совместная деятельность воспитателя и детей.
Разучивание стихов математической темы, дидактические игры математической направленности:»Лесенка», «Подбери ключик», «Найди свое место», «Какой по счету», «Пройди по камушкам», «Назови соседей».
Оборудование.
Музыкальный центр, аудиозапись, на ватмане 4 замка, набор ключиков с геометрическими фигурами, конверты с заданиями, таблицы для игры «Что лишнее?», тарелочки с раздаточным материалом по количеству детей, для каждого набор цифр от 1 до 10, пеналы с геометрическими фигурами, простой карандаш, альбомный лист, ½ листа в крупную клетку, на стол 10 полосок разной длины, 2 набора карточек разного цвета с цифрами от 1 до 10, сказочные персонажи из м/ф «Маша и медведь», цветные иллюстрации с изображением Маши по количеству детей.
Организационный момент.Эмоциональный настрой на непосредственную образовательную деятельность.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь
поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.
- Здравствуй небо! (руки вверх)
- Здравствуй, земля! (приседают)
- Здравствуйте, все мои друзья! (руки вперед)
- Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)
- Вместе мы в кругу опять
Будем вместе мы играть
И заданья выполнять!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной
стране математике, где нас ждут числа, геометрические
фигуры и разные математические задания. Прежде чем отправиться в сказочную страну нам необходима, небольшая разминка. (Задачи на логическое мышление)
Разминка: 1. Сколько ушей у 3х мышей?
2. Сколько лап у 2х медвежат?
3. У бабушки Даши внучка Маша,
Кот Петушок и собака Дружок.
Сколько всего внуков у бабушки Даши?
4. На столе лежат 2 яблока и 3 груши.
Сколько всего овощей лежат на столе?
(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)
5. Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?
6. На березе 3 толстых ветки.
На каждой ветке по 2 тоненькие веточки.
На каждой тоненькой веточке по одному яблочку.
Сколько всего яблок?
(нисколько на березе яблоки не растут)
7. Какой рукой лучше размешивать чай?
8. Сколько всего ног у мальчика и его кота?
(2 ноги, у кота – лапы)
9. Кто старше 3х летний Петя или 5и летний Саша?
10. Когда черной кошке лучше пробраться в дом?
(когда будет открыта дверь)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были внимательными, поэтому справились с этими заданиями.
- Раздается стук в дверь. Появляется медведь (из мультфильма «Маша и медведь»).
Медведь: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
Воспитатель: Здравствуй, Миша! Что случилось?
Медведь: Маша пригласила меня в гости, а адрес свой не назвала. Сказала только, что живет в сказочной стране, небольшом домике. Чтобы найти ее, нужно подумать и выполнить несколько заданий, которые она сама придумала. Хитрая, все задания спрятала в конверты, на которых написала какие-то цифры. Сказала, что после правильного выполнения приближаться к ее дому.
Воспитатель:Так в чем же дело Миша. Открывай конверт с цифрой 1. Читай задание и выполняй его.
Медведь:Я не знаю цифр. Помогите мне ребята, пожалуйста!
Воспитатель:Поможем, ребятки? Миша, скажи, на какой день недели пригласила тебя Маша?
Медведь:Я не знаю, она сказала только, чтобы я приходил к ней в среду, а что такое среда я не знаю.
Воспитатель:Давайте объясним Мишке, что такое неделя. Сколько дней в Задание № 1 неделе?
- Какой сегодня день недели? (Катя)
- Саша, какой день недели был вчера?
- Маша, какой день недели будет завтра?
- Андрей, как называется первый день недели?
- Матвей, назови 4й день недели.
- Ксюша, как называется 5й день недели?
- Сколько рабочих дней в неделе?
- Сколько выходных дней?
- Назовите выходные дни и т.д.
- (Стих о днях недели Даниил Б.)
Воспитатель: Миша, сегодня и есть среда, а на какое время она тебя пригласила?
Медведь:Сказала, как встану, так чтобы и приходил к ней.
Воспитатель:Значит утром. (анализ частей суток) Ну вот, Миша, теперь ты знаешь дни недели и названия частей суток. Давайте все вместе отправимся искать Машин домик. Поедем на паровозе «Букашечке» (под музыку дети едут)
- Приехали к реке.
Воспитатель: Чтобы попасть на тот берег нужно пройти по камушкам.
Задание № 2. Камушки не простые, на каждом есть цифра, нужно наступить последовательно от цифры 1 до 10. Наступать осторожно, чтобы не упасть. Двумя ногами на один камень вставать нельзя. (дети переступают, с камня на камень, выстраивая числовой ряд от 1 до 10)
Воспитатель:Молодцы, ребята, аккуратно выполнили задание.
Медведь:Спасибо, ребята, я сам не справился бы с этим заданием. Давайте откроем еще один конверт, что-то не видно Машиного домика.
Задание №3.«Построй по росту»
Девочки строят мальчиков, начиная с самого высокого, заканчивая самым низким. Мальчики строят девочек, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.
«Найди свое место», «Какой по счету»
Дети делятся на 2 команды. Для каждой команды карточки определенного цвета с цифрами от 1 до 10. по команде дети выстраиваются в числовой ряд, объясняют свое решение. Отвечают на вопросы: Какой по счету Миша, Маша и т.д.
Воспитатель: Видишь, Миша, как ловко ребята выполнили Машино задание.
Медведь:Спасибо вам, ребята, но что-то домика не видно.
Воспитатель:Мы, наверное, еще не пришли в сказочную математическую страну. Я вижу какие-то ворота, они на замке. Мы должны как-то их открыть. Давай, Миша скорее следующий конверт. Посмотрим, что там еще Маша придумала.
Задание № 4.На фланелеграфе замки с отверстиями для ключей в форме геометрических фигур.
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и …. Открыли!
Воспитатель: Нам необходимо правильно подобрать ключи к замку (замкам). Обратите внимание на форму скважины для ключа, и на основание ключа, о чем они нам говорят (что они похожи на геометрические фигуры ■▲●). Правильно подобранный ключ поможет нам открыть замок, что и позволит пройти нам в сказочную страну. Дети выполняют задания, ворота открываются, и мы оказываемся в сказочной стране.
Медведь: Молодцы, ребята, я очень рад, что вы справились с заданием.
Воспитатель:Давайте пройдем дальше и посмотрим, что еще необычного нас ждет впереди. (проходят к столам)
Воспитатель:Давайте откроем следующий конверт с заданием.
Задание № 5.Необходимо построить лесенку из 10ти полосок, работать будете в парах, начинать с самой длиной полоски. Дети выстраивают лесенку.
-Молодцы Даниил и Маша быстрее всех справились. Они работали слажено.
Медведь:Я никогда не смог бы выполнить это задание. Спасибо! Но что-то домика не видно.
Воспитатель:Давай Миша следующий конверт.
Задание № 6.Посмотрите ребята на домики-пеналы, здесь живут геометрические фигуры. Что вы можете сказать о них? Дети читают стихи: (●▲■)
Стихи
Воспитатель: Сейчас мы поработаем с бумагой, геометрическими фигурами и цифрами. Дети по заданному количеству раскладывают геометрические фигуры:
- В левый верхний угол 4●, - обозначить результат цифрой.
- В левый нижний угол ■ на 1> чем кружков, результат обозначить цифрой.
- В правый верхний овал на 1> чем кружков, результат обозначить цифрой.
- В правый нижний ▲ на 1> чем квадратов, результат обозначить цифрой.
- В середину 1 прямоугольник.
Воспитатель: Миша посмотри, как ребята справились. Молодцы!
Физминутка стоя у столов.
(Железнова) «У жирафа пятна»
Воспитатель: Садитесь, ребята, давайте поиграем в игру «Назови кто лишний». На внимание. (по карточкам на доске). Молодцы!
- Миша, сколько у нас еще конвертов осталось?
Медведь: Вот последний конверт, но что-то домика Машиного я не вижу, быть может мы ошиблись?
Воспитатель:Давайте откроем последний конверт.
Задание № 7.Работа с клеточками. По заданию воспитателя дети отсчитывают заданное количество клеток в заданном направлении, рисуют, получается домик, если задание выполнено правильно в окошко помещается мордашка Маши. После выполнения последнего задания, появляется Маша. Она и медведь благодарят детей.
Медведь:Спасибо, ребята, я сегодня очень много узнал, теперь я знаю дни недели, умею считать, различать геометрические фигуры, отсчитывать клеточки и самое главное, я увидел, как можно сообща решать разные задачи. Маша, спасибо тебе, что заставила нас всех потрудиться.
Маша:Спасибо, ребята, что помогли Мишке, научили его уму-разуму, я вам приготовила сладкий сюрприз! (угощает детей)
Воспитатели: Зайцева Г.Н.
Сопрунова Т.П.
|