Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть красавицы видео

Официальный сайт filipoc 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Поэтика рассказа Т.Н.Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нём».

Фото пользователя Светлана Вячеславовна Савенкова
Submitted by Светлана Вячеславовна Савенкова on Fri, 19/07/2013 - 22:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Савенкова Светлана Вячеславовна
Место работы, должность: 
МБОУСОШ№15 г.Мичуринска Тамбовской области,учитель русского языка и литературы
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цели урока: развитие коммуникативной, лингвистической, речеведческой,

социокультурной компетенций посредством совершенствова­ния умения производить многоаспектный анализ прозаического текста.

Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

                                                      Литература

  1. «Голубков огонь не берет» // Литература в школе. 2008. №11.
  2. Гордович К.Д. Русская литература конца 20 века. – СПб.: Петербургский институт печати, 2003.
  3. Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Под ред. Б.А. Ланина. – М., 2006.

 

 http://ru.wikipedia.org

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор.

Используемые ЦОР: 

Презентация "Т.Н.Толстая. О постмодернизме"

Краткое описание: 
Урок литературы в 11 классе: «Поэтика рассказа Т.Н. Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нем». Посредством приемов проблемного обучения, использования ИКТ (слайдовая презентация) «погружаю» детей в художественный мир писательницы. Расширяю диапазон сведений школьников о теории литературы: « реминисценция», «аллюзия», «компоненты интертекстуальности», «постмодернизм». Моя задача – дать урок так, чтобы после него школьники оставались под впечатлением от услышанного и увиденного, в течение всего занятия подвожу их к написанию рецензии на рассказ Т.Н. Толстой. А если ребята справляются с этим непростым заданием, то непременно удачно сдадут ЕГЭ по русскому языку и литературе…
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Урок внеклассного чтения в 11 классе  на тему

«Поэтика рассказа Т.Н.Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нём».

                                                                   Савенкова СВ.,

                                                                    учитель русского языка

                                                                    и литературы

                                                                    МОУ СОШ№ 15(Iкатегория) .

Цели урока: развитие коммуникативной, лингвистической, речеведческой,

социокультурной компетенций посредством совершенствова­ния умения производить многоаспектный анализ прозаического текста.

Ход урока:

I. — Ребята, сегодня мы должны познакомиться с творчеством Т.Н.Толстой, которая представляет такое художественное направление, как по­стмодернизм; произвести многоаспектный анализ рассказа «Соня», найти при­меты постмодернизма в рассказе. Запишем проблемный вопрос. На него нужно будет ответить в конце урока:

Возможно ли отнести рассказ Т.Н.Толстой «Соня» к литературе постмо­дернизма?

а)   Слово учителя. Начало XXвека прошло под знаком модернизма, художе­ственного направления, предполагающего создание поэтической системы,
способствующей духовному возрождению человечества. Модернисты стремились предвосхитить идеальную культуру, духовно перестроить мир.
Н.Гумилёв говорил: «Руководство в перерождении человека в высший тип
принадлежит религии и поэзии». Каждая литературная школа разработала
свою программу возрождения мира. Изучая творчество А.Блока, вы знакоми­лись с одним из вариантов подобного возрождения. В XXIвеке мастера слова
продолжают поиск. Мы, читатели, ищем вместе с ними...

б)  Прежде чем погрузиться в атмосферу творчества Толстой, предлагаю вам
 терминологическую разминку:

реминисценция

аллюзия                       компоненты интертекстуальности

каламбур

 

в)  Рассказ «Соня» - это литература, которая исполняет главную роль, гумани­стическую, возвращает к классике. При этом творчество Толстой позволяет
говорить о постмодернизме.

Фиксируем в тетради:

Начало XXв.                                                            Начало XXIв.

модернизм                                                                 постмодернизм

г)  Схема условна, но нам она необходима для перехода непосредственно к
творчеству Толстой. Так что же вы можете рассказать о писательнице, о по­
стмодернизме? Слово вам, господа читатели!

Презентация «Постмодернизм. Т.Н.Толстая - ярчайшая представительни­ца авторов нового поколения».

Материал 3, 4, 5 слайдов записать в схему «модернизм - постмодернизм».

8 слайд остаётся на экране. Вопросы к тексту:

  1. Подумайте над названием рассказа. Имейте в виду, автор уже затеял с вами литературную игру.
  2. Найдите ключевую метафору - это поможет понять рассказ.
  3. Кто рассказывает эту историю? Сколько голосов вы слышите?
  4. Своеобразие поэтики Толстой в мастерстве художественной детали. Най­дите детали, определяющие время действия (блокаду, прежде всего); детали портрета, определяющие образы двух героинь.
  5. Заметьте время действия в рассказе.
  6. Подготовьте рассказ о судьбах Сони и Ады.

III. Итак, рассказ «Соня» возвращает нас к собственно литературе - к худо­жественному образу, к литературе, к символу, к игре слов и смыслов, к кра­соте поэтики. Дома вы обдумали вопросы к тексту. Он очень плотный, изо­билует реминисценциями, метафорами, художественными деталями, симво­лами. Литература может говорить о самом главном, но оставаться при этом игрой.

а) Вы прочитали название - автор уже затеял игру. Какие ассоциации возни­кают, когда читаем название?


(Явная реминисценция. Ещё не зная содержание рассказа, я могу предполо­жить, что за судьба у его героини. «Вечная Сонечка...» Ну конечно, Соня Мармеладова. Бескорыстие Сони, умение любить, готовность идти за люби­мым на край света, готовность к самопожертвованию, детски наивная, чистая душа. Ведь этот образ прекрасно проецируется на героиню Толстой.)

б)    Что вы можете сказать о времени, его течении в рассказе?
(Временное пространство организовано так точно и плотно, что на 4 страни­цах Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин. Только А.П.Чехов
мог вместить судьбу героев в несколько страниц. Рассказы «Ионыч», «Кры­жовник», «О любви». Ещё одна ассоциация.)

в)  Кто рассказывает эту историю?

(Очевидец, автора нет. В начале и конце рассказа Толстая размышляет о вре­мени и пространстве, и только. Автор настолько доверяет читателю, что до­верил рассказать историю Сони её знакомому. В литературоведении говорят: «Автор умер».)

г)  Внимательный читатель должен заметить, как любит писательница мета­
фору. Это её конёк.

«Но напрасны попытки ухватить воспоминания грубыми телесными рука­ми»,  «Стыло бульонное озерцо»,  «Кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями», «Голубков огонь не берёт». Получаешь истинное эстетическое удовольствие, читая такую литературу.

д)  Какие пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда вы
нашли?

{«Сварила кожаные туфли», «пила горячий бульон из обоев». Ещё одна де­таль - баночка томатного сока, спасшая Аду - Николая, превращается в сим­волический образ. Толстая афористично пишет: «Соку в ней было ровно на одну жизнь».)

е)  В центре произведения две женские судьбы. Судьба Сони и судьба Ады.
Соня. «В 41 году ей должно было исполниться 40», в 1930 - е годы работает
хранительницей в музее, знакомится с Адой и её приятелями, которые долго


будут перебрасывать её из семьи в семью, где нужна помощь. В 33 г. возни­кает эпистолярный роман с выдуманным Адой - Николаем; в 41 г. остаётся в блокадном Ленинграде, отдав Николаю - Аде баночку томатного сока, гиб­нет, может, от голода, может, от бомбёжки. Нашу Соню четырежды Толстая назовёт «дурой». В чём же проявляется «идиотизм» Сони? Медленно пере­страивается, может зазеваться, наивна, до непредсказуемости, безобразно одевается. А внутренние качества? «Любила детей», «романтическое суще­ство», «любящее сердце». Это не идиотизм. Это, скорее, расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих. Мечтательность, романтичность позволяют смеяться над ней. Бескорыстие даёт возможность использовать как няньку. Внимание Толстой к невыдающемуся, обыкновен­ному человеку и есть внимание к «маленькому человеку» русской классиче­ской литературы. Точно можно сказать, что есть преемственность между ге­роем Толстой и «маленьким человеком» русской литературы. Да и «дурой» Соню называет не автор, а рассказчик, один из знакомых героини. Автор уверен: читатель поймёт, разберётся во всём сам. Ада обязана Соне жизнью, а Соня Аде - своим счастьем. Так всё удивительно переплелось в жизни. Са­мое чудесное в жизни Сони - эпистолярный роман с Николаем - Адой. Тол­стая дарит Соне мечту, сказку («И вот надо же ~ жизнь устраивает такие штуки! - счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфов­не», - иронизирует автор.) В сказке было всё: королева, королевич, живая во­да - томатный сок. Однако конец истории трагический, не сказочный. Каж­дая чёрточка внешности, внутреннего мира Сони противопоставлена чёрточ­ке внешности, внутреннего мира Ады.

 А вот судьба Ады.

Чуть моложе Сони. В 33 года она «в своей лучшей форме», теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман «адский планчик» (каламбур). В 41 году она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом, баночка томатного сока спасает ей жизнь. В 90-е Ада - парализованная старуха.

По­чему же рассказ не об Аде?(Слово учителя).


Да потому, что самое большое чудо в своей жизни она не заслужила. И не за­служила не потому, что предала любовь, отреклась от неё: «всё ложь, что она всех ненавидит, что Соня - старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты». И обвинять её в этом сложно. В блокадном Ленинграде не до любви. Но вот Соне же было до любви. Потому рассказ и о Соне. Литература оберегает того, у кого всё отнимается в жизни.

Слово учителя.

Иронии в рассказе предостаточно, литературные ассоциации присутствуют. Заметим каламбур: «адский планчик». Что же ещё? Оксюморон, конечно, ок­сюморон.

Соня (греч. «премудрость») - «дура» (по тексту). Достоевскому важно было, что «София» означает «премудрость». Не может этого не знать Т.Н.Толстая. Может, этот оксюморон должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни? Бескорыстие, искрен­ность - высшие ценности, воспринимаемые, к сожалению, как слабость, не­приспособленность.

Мотив времени - один из основных мотивов рассказа. («Жил человек и нет его», «время всё съело»). Эти метафоры повторяются дважды: в начале рас­сказа и в конце. Что же осталось?

 Ответ ученика.

Остались имя - память, жизнь другого человека, эмалевый голубок. Ключе­вая метафора текста «голубков огонь не берёт». В ней смысл произведения. Ещё одна реминисценция: «рукописи не горят» (М.Булгаков). Брошка Сони - её единственное украшение, этот голубок отправлен Аде (она оценила поступок Сони), письма Сони сгорели, голубок - нет. Кстати, пла­тье Ады украшает брошка...

Слово учителя.

Вот такие две разные брошки, две разные судьбы. «Обладая арсеналом мо­дернистской техничности, беспощадной иронией, она возвращает нас в русло проблематики классической русской литературы, продолжает с нею диалог.


Толстая показывает, как мир оживает и обретает ценность, когда на него смотрят глаза любви! Она создаёт своего «маленького человека», пробирает­ся к ядру личности. Произведения Т.Н.Толстой учат великой смелости жить, любить, позволяют прикоснуться к «Душе мира».

Ребята, вы всю жизнь будете искать своё путь к «Душе мира», вспоминая А.А.Блока, Т.Н.Толстую. Возвращаемся к вопросам для самопроверки.

Признаки постмодернизма в рассказе
интертекстуальность                       оксюморон                            проблематика

реминисценции                                ирония                                   русской классической

                                                               каламбур                               литературы:

                                                               метафоричность языка      внимание к  «маленькому человеку», христиан­ские мотивы

 Домашнее задание:

Написать рецензию на рассказ Т.Н.Толстой «Соня».

  1. К каким темам русской классической литературы возвращает нас рас­сказ Толстой?
  2. Как автор относится к своим героям и в чём это проявляется?

3.    Попытайтесь определить место Т.Н.Толстой в современной литературе.
Литературоведческая справка.

Аллюзия- намёк, отсылка к известному высказыванию, факту литературной, исторической, а чаще политической жизни, либо к художественному произ­ведению. (Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»). Аллюзия рассчита­на на обывателя, рядового читателя, не отличающегося глубиной образного мышления. Реминисценция требует достаточно глубоких знаний литературы. Реминисценция - особый вид ассоциаций, которые возникают из личных ощущений читателя, заставляют его вспомнить аналогичный образ, картину. «Дрожащая тварь» Ф.М.Достоевского восходит к Корану. Реминисценция -  элемент интертекстуальности.

 

 

                                                      Литература

  1. «Голубков огонь не берет» // Литература в школе. 2008. №11.
  2. Гордович К.Д. Русская литература конца 20 века. – СПб.: Петербургский институт печати, 2003.
  3. Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Под ред. Б.А. Ланина. – М., 2006.

 

 http://ru.wikipedia.org

 

Прикрепленный файл Size
Урок внеклассного чтения на тему.doc 53.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно