Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

Данные об авторе
Автор(ы): 
Астунина Любовь Васильевна
Место работы, должность: 

 

 Учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34

г.Волгоград

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Цели урока:

·        изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге; научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять.

·        развивать умение слышать звучащее слово, работать по алгоритму.

·        воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Методическая разработка урока русского языка по книге Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Русский язык» 2 класс. Программа «Школа 2100» 

Используемая методическая литература: 

 

"Методические рекомендации для учителя"  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Русский язык» 2 класс. Программа «Школа 2100» 

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p style="margin-left:36.0pt;"> &middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; изучение особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;</p> <p style="margin-left:36.0pt;"> - &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; определение в слове гласных звуков, обозначение которых на письме надо проверять.</p> <p style="margin-left:36.0pt;"> &nbsp;</p>

 

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

Цели урока:

·        изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге; научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять.

·        развивать умение слышать звучащее слово, работать по алгоритму.

·        воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала

Планируемые результаты:

·        предметные: закреплять умения правописания слов с безударными гласными, знания о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.

·        метапредметные :

познавательные: уметь получить и использовать информацию: осознать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.

регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, строить речевое высказывание в устной форме, взаимодействовать в группе, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи другим ученикам.

коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу.

·        личностные: развивать учебно-познавательного интереса к учебному материалу, формировать учебно-познавательную мотивацию учения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель для учителя: мобилизовать начало урока, создать благоприятные психологические условия для работы, способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Цель для обучающихся: приготовиться к уроку, проверить наличие учебных принадлежностей.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения

Актуализация опорных знаний

Цель для учителя: обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность, активизировать мыслительные операции и познавательные процессы

Цель для обучающихся: повторить ранее изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания.

- Подготовим тетради к работе, запишем число, классная работа.

- С каким новым разделом русского языка вы начали знакомство? (безударные гласные в корне)

- В какой части слова могут стоять безударные гласные? (приставка, корень, суффикс, окончание)

- А мы в какой части слова работаем? (в корне)

- Скажите, а знания о безударных гласных так уж важны? Они вам могут в жизни пригодиться? Оцените себя. Вы можете уверенно сказать, что всё знаете о безударных гласных?

Постановка проблемы, открытие нового знания

Цель для учителя: создать проблемную ситуацию, организовать коммуникативное взаимодействие, подвести учащихся к формулированию темы урока

Цель для обучающихся: увидеть проблему, зафиксировать причину затруднения, построить проект выхода из затруднения

- Какая же наша главная цель? (научиться правильно писать слова с безударными гласными)

- Это цель и нашего сегодняшнего урока, и всех последующих, пока вы работаете с безударными гласными. Конечно, чтобы научиться правильно писать слова с безударными гласными, надо знать все их секреты. И один из секретов мы попробуем открыть сегодня. Для этого, как настоящие исследователи, мы проведём наблюдение над гласными звуками и буквами. Условный значок нам напомнит, что мы будем наблюдать.

На доске разбросаны слова и их транскрипции.

- Что такое транскрипция? (способ произнесения слова. То, что мы слышим.)

Подберите каждому слову его транскрипцию. Слова-помощники вам помогут.

(На доске – слова: СЛЫШИМ  –  ПИШЕМ)

                                            [Дарога]    ==  дорога

                                            [Картина]  == картина

                                            [Работа]    ==  работа

                                            [Пагода]   ==  погода                                                    

- Вы заметили что-то интересное в произношении и написании гласных? (в некоторых словах произношение и написание совпадает, в некоторых нет).

- На какие 2 группы можем разделить эти пары? (ставлю знаки ==,==)

- Что мы сейчас делали? (наблюдали над произношением и написанием гласных в словах)

- Вы догадались, чем мы сегодня с вами занимаемся на уроке? Вам знакомы эти слова? Вы с ними работали? Запишем словарные слова. 1 чел – у доски. 

- Какие слова при написании наиболее опасны? Чем? (произношение и написание гласных не совпадает) (убираю слова «работа, картина»)

- Почему? (ставлю?) Пусть ответ на этот вопрос станет нашей учебной задачей: почему произношение и написание некоторых гласных не совпадает? 

Первичное закрепление

Цель для учителя: развивать усвоение детьми способа действий при решении  задач

Цель для обучающихся: учиться решать типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух

- Что же нам в этом поможет? (ударение)

- Поставьте ударение. Произнесём слова. Как слышится гласный под ударением? (хорошо, ясно, понятно, отчётливо). Подчеркнём двумя чертами.

- А без ударения? (неясно, непонятно, неотчётливо). Подчеркнём одной чертой. Вот мы и открыли секрет:

·        Гласный ударный, т.е. в сильной позиции, слышится хорошо, ясно.

·        Гласный безударный, т.е. в слабой позиции, слышится неясно, неотчётливо.

- Почему же в словах «погода, дорога» произношение и написание не совпадает? Что создаёт опасность? (безударные гласные) Почему? (п.ч. слышится неясно)

- Напомним, в какой части слова мы работаем с безударными гласными? (в корне слова)

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)

Работа с деревом.

- Буратино вырастил дерево на Поле чудес, вместо монеток – на листочках слова. Прочитаем. (вода, водичка, водный, водитель, водяной). Вы ничего интересного не заметили? (лишнее слово – водитель).   Почему? (другое лексическое значение). Как можно назвать остальные слова? (однокоренные). Почему? Читаем их и записываем. 1 чел – у доски

 План поможет нам в работе:

·        корень

·        ударение

·        безударные гласные

- Выделим корень. Поставим ударение, подчеркнём ударные и безударные гласные. На какие 2 группы можно разделить эти слова? (с ударными гласными и с безударными гласными в корне)

- Понаблюдаем за гласной в корне этих слов. В чём загадка? (гласная буква во всех словах одинаковая)

Вот и ещё один секрет: 

·        Гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково.

Включение в систему знаний и повторение

Цель для учителя: установить степень усвоения обучающихся материала

Цель для обучающихся: выполнить задания с использованием изученного материала

- Что об этом говорят авторы учебника? Стр 127. Нам уже это знакомо? Уточним. Знание и применение этого правила поможет избежать ошибок в написании слов с безударными гласными.

Физминутка.

- Проверим действие этого правила на других словах. Отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза)

- Буратино тоже позаботился и подобрал однокоренные слова. (Глоза, глазки, глазок, глозной). В чём ошибки? Чего не знал Буратино? (что гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково). Выделим корень.

- А нам теперь как не запутаться? (в группе однокоренных слов обязательно найдётся слово – помощник, где гласная в корне будет слышаться ясно, понятно. Он нам и подскажет). Исправим ошибки Буратино.

- Как слышится гласный под ударением? В каких словах? А без ударения? В каких словах? Почему и под ударением и без ударения в корне пишется одна и та же буква? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково).

Работа у доски

Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов!                                                   

Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам!

Лес, л…сок, л…сной, л…сник.                        

Цвет, цв…ток, цв…тной, цв…тник.

Море, м…ряки, м…рской.

Лёд, л…довый, л…дяной.    

- Догадайтесь, какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные буквы). Выполняем самостоятельно. План поможет. С проверкой – 4 чел у доски

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель для учителя: выявить уровень усвоения данной темы, обобщить действия обучающихся, проанализировать их достижения за урок

Цель для обучающихся: оценить свою работу и работу класса

- Почему в некоторых случаях произношение и написание гласных не совпадает? Что создаёт опасность? (безударный гласный). Почему? (он слышится неясно).

- Что ещё нужно помнить при написании безударных гласных в корне слова? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково).

- Я надеюсь, что те знания и умения, которые вы сегодня приобрели, помогут вам грамотно писать слова с безударными гласными.

- Оцените свою работу и работу класса


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория