Вы не зарегистрированы

Авторизация



Учебный проект "Реализация гражданских прав в современном обществе"

Submitted by Айман Бекбулатовна Ергалиева on вс, 11/08/2013 - 11:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ергалиева А.Б.
Место работы, должность: 
МКОУ "Александровская СОШ", учитель
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Цель проекта:

- сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений;

 

- формирование представлений о гражданском праве и примеров правовых систем, изучение его характерных особенностей;

- развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы;

- воспитывать уважение к закону, правовым нормам.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник обществознание 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова

Краткое описание: 
Тема «Реализация гражданских прав в современном обществе» Предметная область: обществознание. Ведущая деятельность: познавательная, исследовательская. Используемые технологии: групповая деятельность. Возрастная группа: 11 класс. Время работы: среднесрочный проект. Цель проекта: - сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений; - формирование представлений о гражданском праве и примеров правовых систем, изучение его характерных особенностей; - развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы; - воспитывать уважение к закону, правовым нормам. Введение в проект 1 урок «Особенности и закономерности гражданского права» После урока учащиеся смогут: • знать круг участников гражданских правоотношений • иметь представления о содержании и объектах гражданских правоотношений • знать некоторые виды гражданских правоотношений • владеть навыками работы с текстом правового источника • объяснять нормы гражданских правоотношений и их роль в жизни общества и государства • высказать свое мнение о важности соблюдения правовых норм. Урок 2. «Роль гражданских прав в обществе» Реализация проекта 1. Класс делится на группы и знакомится с гражданскими правоотношениями. 2. По итогам работы представляет результаты , свои презентации.

Учебный проект по обществознанию

(учебник Л.Н.Боголюбова 11 класс)

Тема  «Реализация гражданских прав в современном обществе»

Предметная область: обществознание.

Ведущая деятельность: познавательная, исследовательская.

Используемые технологии: групповая деятельность.

Возрастная группа: 11 класс.

Время работы: среднесрочный проект.

Цель проекта:

- сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений;

- формирование представлений о гражданском праве и примеров правовых систем, изучение его характерных особенностей;

- развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы;

- воспитывать уважение к закону, правовым нормам.

                               Введение в проект

1 урок «Особенности и закономерности гражданского права»

После урока учащиеся смогут:

·        знать круг участников гражданских правоотношений

·        иметь представления о содержании и объектах гражданских правоотношений

·        знать некоторые виды гражданских правоотношений

  • владеть навыками работы с текстом правового источника
  • объяснять нормы гражданских правоотношений и их роль в жизни общества и государства
  • высказать свое мнение о важности соблюдения правовых норм.

1.     Лекция с элементами беседы:

Учитель:Тема нашего занятия «Реализация гражданских прав в современном обществе»,  мы с вами познакомимся с нашими правами и проследим: реализуются ли права в нашей жизни, и если реализуются ,то насколько полно.

Учитель:Перед тем, как познакомиться с нашими правами, давайте вспомним, что такое право?        (Учащиеся называют несколько определений права):

Право-это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества.

Право- это сила, способная поддержать порядок в обществе.

Право- это возможность каждого человека поступать определенным образом в конкретной ситуации.

Право- система правил поведения, которые устанавливаются обществе.          (После ответов учащихся на доске высвечивается  полный ответ):

Право – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью, на основе общих принципов справедливости, санкционированных государство и выраженных в определенных нормах, за нарушение которых предусмотрено юридическая ответственность.

Учитель:Скажите, пожалуйста, а какие права существуют?( Естественные и позитивные.)

Учитель:Какие права считаются естественными?( Право на жизнь, на  свободу)

Учитель:А какие права  считаются позитивными? ( Позитивные права зависят от нормативного закрепления. Они делятся на политическое, гражданское, социально – экономическое, культурное.) ( по мере ответа детей на доске возникает таблица)

http://festival.1september.ru/articles/520969/img1.gif

Учитель:Назовите,  пожалуйста, отрасли права. ( Право трудовое, Административное, Уголовное, Гражданское, Семейное. Конституционное.)

Учитель: Верно, но в современной России появились еще несколько отраслей права.    (на доске появляется схема)

- Посмотрите и назовите те права, которые мы с вами не назвали.

(Налоговое, предпринимательское, компьютерное.)

http://festival.1september.ru/articles/520969/img2.gif

Учитель: Ребята, как вы думаете, что они регулируют?

Учащиеся:Я считаю, что сами названия отраслей, говорят сами за себя. Налоговое – следит за взыманием налогов. Предпринимательское  – регулирует отношения в частном бизнесе, а компьютерное – следит за передвижением информации и ее использованием.                                                                                ( После ответов детей  на экране появляется правильные определения)

Налоговое – устанавливает правила взымания налогов.

Предпринимательское – определяет правила экономической деятельности предпринимателей .

Компьютерное – осуществляет правое регулирование движение информации.

Учитель:Давайте закроем на секунду глаза и представим, что в мире остались одни права. Вы живете  и говорите: «У меня есть право», к вам подходят и говорят: «Я имею право».  Что тогда произойдет?  (Хаос, непонимание друг друга )

Учитель:Поэтому кроме прав мы должны знать свои обязанности.  Ребята,  скажите, а вы знаете свои права? ( да (нет)

Учитель: Когда вы узнали о них?  

Учащиеся:В школе, дома.

Учитель:Верно, мы узнаем о правах и обязанностях по мере  взросления и понимания. Скажите, вы  правоспособны или дееспособны? (Правоспособны и дееспособны.)

Учитель:Объясните почему?

Учащиеся:Правоспособность – это способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.          (ответ  появляется на доске).

Учитель:С какого возраста наступает  «дееспособность»? ( с 18 лет)

Учитель: Существуют следующие нормы (высвечивается на доске)

  • С 6 лет – период частично дееспособности (покупка мелких бытовых предметов или обмен ими).
  • С 10 лет – накопление дееспособности (может свидетельствовать в суде)
  • С 14 лет – несет уголовную ответственность.

Мы с вами вспомнили, какие есть права, что такое правоспособность и дееспособность. Где мы с вами можем ознакомиться со своими правами?

Учащиеся:В источниках права, т.е. в таких документах как Декларация прав и свобод человека, Конституция РФ, «Конвенция о правах ребенка», Гражданский кодекс, Семейный кодекс и т.д.

Рассказ учителя.

Правоотношение — это обще­ственное отношение, урегулирован­ное правовыми нормами, участники которого являются носителями субъ­ективных прав и обязанностей, гаран­тированных государством. Существу­ют следующие признаки правоотно­шения, это общественное отношение, возникающее между людьми; возни­кает на основе правовых норм; субъ­екты связаны взаимными юридичес­кими правами и обязанностями; име­ет сознательно-волевой характер (возникает на основе правовых норм, в которых закреплена воля государ­ства либо возникает по воле самих субъектов права непосредственно); гарантируется государством. Пра­воотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от оп­ределенных жизненных обстоя­тельств, именуемых юридическими фактами. Юридические факты вле­кут за собой конкретные правовые последствия (например, рождение ре­бенка влечет за собой возникновение гражданских правоотношений, свя­занных с выплатой детских пособий, а достижение пенсионного возраста влечет возникновение правоотноше­ний, связанных с назначением и вы­платой пенсии).Все юридические факты подразделяются на события и действия.

Со­бытия— это такие жизненные обсто­ятельства, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотно­шений(например, рождение ребенка, смерть человека, достижение пенси­онного возраста и т.п.).

Действия -жизненные обстоятельства, за­висящие от воли субъектов правоотно­шений(например, заключение догово­ра, вступление в брак, поступление на работу и т.п.). При этом следует отме­тить, что действия классифицируются на правомерные (соответствующие предписаниям правовых норм: юридические акты и юридические поступки) и не­правомерные (нарушающие требова­ния правовых норм: преступления и проступки).

Юридические акты — это право­мерные юридические действия, со­вершаемые для достижения опреде­ленных юридических последствий(например, издание приказа о приеме на работу, вынесение судом решения по делу об усыновлении ребенка, за­ключение договора купли-продажи квартиры и т.д.).

Юридические по­ступки - правомерные действия, влекущие наступление оп­ределенных юридических послед­ствий, независимо от того, преследо­вал ли цель наступления указанных последствий субъект права или нет(создание музыкального произведения влечет за собой наступ­ление юридических последствий, предусмотренных авторским правом, независимо от желания автора).

Любое правоотношение состоит из трех основных элементов: субъекта правоотношения, объекта правоотношения, содержания правоотношения.

Субъект правоотношения—это лицо, участвующее в нем. Субъектами могут быть физические лица (отдельные     граждане,     иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические    лица     (организации, предприятия, учреждения). Характер и степень участия субъектов в правоотношении определяется их правосубъектностью, включающей в себя правоспособность,  дееспособность, деликтоспособность.

Правоспособность— это  предусмотренная правовыми нормами способность лица иметь юридические права и нести обязанности. При этом правоспособность  физических  лиц возникает с момента рождения и прекращается со смертью, а правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Дееспособность— это способность субъекта своими действиями приобре­тать права и осуществлять обязанности. Полная дееспособность у физических лиц наступает с 18 лет, в некоторых случаях (например, вступление в брак) — с  16 лет. Дееспособность у юридических лиц наступает одновременно с правоспособностью.

Деликтоспособность— это способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность  физических лиц зависит от возраста и психического состояния. Так, малолетние и невменяемые лица не несут ответственности за совершенное правонарушение.

Деликтоспособность    юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Объект правоотношения— это совокупность    материальных,     духовных, культурных благ, по поводу которых возникает правоотношение (например, жизнь человека, ценные бумаги,        ювелирные        изделия,достоинство       личности,   здание,произведение искусства и т.д.).

Содержанием   правоотношения является совокупность юридических прав и обязанностей всех субъектов правоотношения.Для наилучшего усвоения темы необходимо составить схему «Структура правоотношения».

 БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ

1. Укажите, как соотносятся между собой понятия «правоотношение» и «общественное отношение»?

2. Как вы считаете,  почему возникновению дееспособности у физических лиц предшествует определенный период?

3. Известно, что полная дееспособность у физических лиц наступает с момента достижения совершеннолетия, однако в случае вступления в брак ранее 18-летнего возраста дееспособность может наступить в 16 лет. Поясните, сохранится ли дееспособность лица в случае расторжения брака в 17 лет?

4. Что такое фактический состав и каково его значение?

5. Укажите, чем юридические акты отличаются от юридических поступков?

6. Чем преступления отличаются от проступков?

7. Перечислите элементы правоотношения. Дайте характеристику каждого из них.

8.  Как вы считаете, может ли человек быть объектом правоотношения?  Ответ обоснуйте.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Укажите, что не является юридическим фактом:

а) приготовление пищи;       

б) убийство человека;

в) увольнение с работы;     

г) стихийное бедствие.

2. Субъектами  правоотношения являются:

а) юридические лица;           

б) физические лица;

в) животные;                      

г) здания, строения, сооружения.

3. Полная дееспособность у физических лиц возникает:

а) с 14 лет;     б) с 15 лет;    в) с 16 лет;       г) с 18 лет.

4. Укажите юридические факты:

а) правомерные действия;      

б) события;

в) преступления;                       

г) отсутствует правильный ответ.

5. Правоспособность физических лиц прекращается:

а) с момента достижения пенсионного возраста;

б) с момента поступления на работу;

в) с момента поступления в институт;

г) с момента смерти человека.

6. К правомерным действиям относятся:

а) преступления;               

б) правонарушения;

в) юридические акты;       

г) проступки;

д) юридические поступки.

7. Субъектами  правоотношения могут быть:

а) предприятия, учреждения, организации;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;

г) индивидуальные предприниматели;

д) Президент РФ.

8. Виновно   совершенное   общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой

наказания, называется:

а) проступком;             

б) юридическим фактом;

в) преступлением;     

г) юридическим поступком.

9. К юридическим лицам относятся:

а) индивидуальные предприниматели;       

б) школы;

в) предприятия                                                

г) детские сады.

10. Укажите признаки правоотношения:

а) общественное отношение;

б) субъекты не связаны между со­бой   взаимными юридическими пра­вами и обязанностями;

в) возникают на основе правовых норм;

г) не гарантируются государством.

11. У юридических лиц правоспособность возникает:

а) с момента рождения;

б) с момента государственной регистрации;

 в) через 10 дней после начала осуществления своей деятельности;

г) отсутствует правильный ответ.

12. Основание возникновения, изменения или прекращения правоотношения называется:

а) сроком,         

б) юридическим фактом;      

в) началом правоотношения.

13. Правоспособность у физических лиц возникает:

а) с момента рождения;             

б) при достижении 14 лет;

в) при достижении 16 лет;         

г) при достижении 18 лет.

14. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают:

а) одновременно;

б)   правоспособность  возникает ранее дееспособности;

в) дееспособность возникает ранее правоспособности.

15. Совокупность   юридических прав и обязанностей всех субъектов правоотношения называется:

а) правоспособностью;                    

б) содержанием правоотношения;

в) юридическим фактом;               

г) дееспособностью.

В конце занятия учитель подводит итог: возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока; совместно с учащимися дает оценку класса в целом, отмечает и оценивает работу отдельных учащихся.

Домашнее  задание:§ 22, заполни таблицу, используя    следующие    юридические факты:

рождение ребенка; достижение пенсионного возраста; убийство собаки; поступление в институт;  строительство жилого дома; кража чужого имущества; вынесение приговора судом; покупка автомобиля; проезд на запрещающий    сигнал    светофора; вступление в наследство; написание художественного         произведения;  смерть человека; нарушение правил дорожного движения; вступление в брак; изнасилование несовершеннолетней; достижение совершеннолетия; трудоустройство на работу; получениеаттестата об окончании средней школы; получение взятки; угон автомобиля; драка в подъезде жилого дома (раздать листочки с перечислением юридических фактов).

События

Юридические акты

Юридические поступки

Проступки

Преступления

 

 

 

 

 

Урок  2. «Роль гражданских прав в обществе»

Реализация проекта

1.                                                           Класс делится на группы и знакомится с гражданскими правоотношениями.

2.                                                           По итогам работы представляет результаты , свои презентации.

Учитель:чтобы ответить на наш вопрос «Реализация прав человека в нашем обществе» мы перенесёмся в пресс  - зал, где проходит «Пресс - конференция по правам человека».                                                                                                         (Учитель представляет учащихся, которые играют роли представителей)

Сейчас я представлю вам наших гостей. Это представители Юридической фирмы (1  группа.), министерства здравоохранения(2 группа.), представители религиозных конфессий  (3 группа.).

Все остальные – представители различных СМИ.

Поставьте сейчас перед собой цель и подумайте, какой вопрос вас интересует более всего на данный  момент и разделитесь на 3 группы по областям: 1 – «Здоровье» 2 – «Религия» 3 – «Правоведы»(дети делятся на 3 группы).

Учитель: Ваша задача: посовещавшись в группах, выбрать наиболее важные вопросы, значимые и интересные на ваш взгляд не только ваш, но и всем присутствующим по вашей отрасли. Подумайте, пожалуйста, и сформулируйте  по 1-2 вопроса для задания их  гостям - представителям (дети совещаются 3-5 мин.)

3. Игра «Пресс – конференция»  (15-18 минут)

Учащиеся:У нас вопрос к представителям здравоохранения: В декларации прав человека написано, что мы имеем «право на бесплатное медицинское обслуживание». Чем тогда объяснить столь быстрый рост частных клиник и дорогое обслуживание в них?»

Представитель здравоохранения:В соответствии со статьей 41 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а если есть у людей потребность в качественном обслуживании и возможность за это платить, то почему бы не открывать такие клиники. В статье четко сказано, что мы имеем право на охрану и медицинскую помощь, а не на бесплатное медицинское обслуживание. Для этого у нас есть Страховой полис - документ, по которому мы получаем бесплатное облуживание. Но за него платит либо администрация учреждения, либо государство. Если вас это не устраивает, платите и лечитесь, где хотите: выбор у вас есть.

Учащиеся:(вопрос  представителям конфессий)

«Скажите, существуют утверждения, что все равны перед Богом, все  имеют право на жизнь». Как вы относитесь к войнам, которых было уже более 150 со времён Второй мировой войны. К кровавой мести?

Представители религиозных конфессий:Православие – христианство, осуждает какое – то ни было убийство. В Библии сказано: «Не убий», «Не причини зла».

Представитель мусульманства:В нашем понимании братоубийство -  это грех, а кровная месть – это наказание, своего рода кара человеку за его поступки  -  но это не всегда убийство. Ведь и на Руси с древних времён существовала поговорка: «Око - за око, зуб - за зуб».

Представитель христианства: если рассматривать убийство, как наказание, кару божью, то за любое убийство следует наказание, но ведь и государство законным путем совершает убийство – это и « смертная казнь», и «прерывание беременности». Неважно, где случается убийство: в стерильной комнате или подвале. Лишение человека жизни - это грех. Я думаю, представитель мусульманства со мной согласится.

Учащиеся:/ вопрос к представителям от юрисдикции/: «В соответствии со статьей 43 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на образование». Почему тогда чаще всего ВУЗы и техникумы принимают на обучение  платной основе?

Представитель юридической фирмы: Отвечая на ваш вопрос, отмечаю, что в статье 26 «Всеобщей Декларации Прав и Свобод человека» – образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального  общего образования. Начальное образование обязательно, а техническое и профессиональное должно быть общедоступным и высшее образование общедоступным для всех на основе способностей каждого. Отсюда и принятие в ВУЗы на конкурсной основе.

Учащиеся:/вопрос юристам/ « Сейчас очень обострилось криминальная обстановка среди молодежи. Грабежи, драки, убийства, наркомания. Это не удивительно – ведь закрывали  спортивные клубы, кружки.  А существующие очень дороги для большинства семей. Как можно защитить этих детей? Посадить всех сразу? Почему дети оказываются на скамье подсудимых?

Юрист:Печально, но это факт. И первым, кто отреагировал на сложившуюся обстановку в детской среде, оказался криминальным мир, который поспешил воспользоваться ситуацией и стал использовать подростка в своих грязных целях. На сегодняшний момент, эта проблема взята под контроль государства, ведутся работы по расширению дополнительных услуг при школах, студиях, вводятся проекты, которые помогут детям реанимироваться и войти в общество другими людьми.

Учащиеся:/вопрос к представителям здравоохранения/  «Скажите, существует врачебная тайна, анонимное обслуживание, а как же тогда распоряжение сообщать родителям подростка и школе, что он наркоман или токсикоман. Не является ли страх, что об этом узнают все, поводом не идти в больницу?»

Представители здравоохранения:Да, врачебная тайна существует. Если подросток пришел добровольно и заявил о своем намерении лечиться, он может сделать это анонимно (если не выявлен ВИЧ - если выявлен, то в некоторых случаях сообщается родителям). Хотя мы лечим и обследуем тех, кто попадает к нам с алкогольными и другими отравлениями. Тут уже звучала статья 41 Конституции РФ, которая позволяет всем получить медицинскую помощь. А что касается конкретно вашего вопроса: если подросток пришел лечиться, то он уже не боится, что об этом узнают другие так как к ним вернется нормальный человек, не совсем запущенный во всех смыслах. Приходите, вылечим.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов

Учитель:Давайте вернемся к нашему началу пресс-конференции. Какую цель вы ставили перед собой, достигли ли вы этой цели. Что вам удалось и чего не удалось?

Учащиеся:(ответы)

- Я хотела узнать о поступлении в ВУЗ на бесплатной основе и поставила перед собой следующую цель «налечь» на учебу, чтобы поступить в вуз.

- Я ставил перед собой цель узнать о праве на бесплатное медицинское обслуживание, так как у меня много знакомых, и я сам сталкивался с огромными очередями в поликлинике, а если существует запись,  то она на месяц, то на два  вперед. Теперь моя задача донести до знакомых, что можно лечиться в любых клиниках, были бы деньги или ждать своей очереди, как это делают многие другие.

Учитель:Есть ещё желающие? Тогда ответьте, пожалуйста, мне на вопрос : «Реализация прав человека – это реальность или формальность?»

Учащиеся:- Я считаю, что это формальность, потому что права детей часто нарушаются теми, кто в первую очередь должен их защищать.

- Я считаю,  но только моё мнение, что это реальность, если ты знаешь свои права и можешь чем-то аргументировать, то возможно защитишь себя и своих окружающих.

Учитель:Вы говорите, что реализация прав – реальность, тогда почему возможно.

Учащиеся:Для того, чтобы нам защищать себя, нужно быть уверенным, уметь отстаивать свое мнение, а для нас существует фраза «ты еще не дорос», «тебя не спросили» и т.д.

Учитель:А вы пробовали высказывать свои мнения не в коридоре за стеной, не на улице, а напрямую, только спокойно и опираясь на факты?

Учащиеся:Будем пробовать.

Учитель:Позвольте, я закончу урок словами В.Шекспира

Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба устраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.

Почему взрослые и дети ведут себя порой так, а не иначе, совершают или вынуждены творить безнравственные вещи?

Учащиеся: жить без законов немыслимо. Предоставив людям свободу делать то, что им захочется в различных ситуациях, мы повергнем мир, наше общество в пучину хаоса и воины.

 Домашнее задание

Учитель: Как мы живем в современной России,  и как мы будем жить – «по закону» или по «понятиям» решать вам, нынешней молодежи – завтрашним гражданам своего государства.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Сочинение – размышление на тему «Жить лучше по закону или по « понятиям». Спасибо, до встречи.

Приложение1

Проверочная работа 

1. Законы какого царя являются древнейшими из дошедших до нас:

  А) Митридата,    б) А.Македонского, в) Хаммурапи,    г) Шульги.

2. Как представляли себе законы люди в древности:

  а) наделенными божественной сущностью,

  б) как результат юридического творчества ученых,

  в) как явление ( законы) природы.

3. На каменной стеле, где выбиты клинописные законы Хаммурапи, изображен бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи. Какую особенность права древних цивилизаций отображает этот пример? ______________.

4. Принцип «талиона» можно выразить поговоркой:

   а) «Око за око, зуб за зуб»,

   б) «Кто не работает, тот не ест»,

   в) «Глас народа – глас Божий».

5. Определите элементы правовой нормы:

 «Если человек имеет себе долг, он отдает за серебро или отдает в долговую кабалу свою жену, свого сына или дочь – они должны служить в доме покупателям или заимодавцам, иначе он должен быть растерзан скотом на поле».

6. Исторически первым источником права был:

  а) нормативно-правовой акт,  б) прецедент,  в) правовой обычай.

7. Соотнесите отрывки из древних законов и сферой общественной жизни, которую они регулируют:

ОТРЫВОК ДРЕВНЕГО ЗАКОНА

СФЕРА ОБЩЕСТВА

1) «Если гражданин во время междоусобицы не примкнул ник той, ни к другой партии, то он лишается афинского гражданства»

Солон

2) «Те, кто не получают выгоды и беднеют от лени, отдаются в рабы вместе с женами и детьми»

Кит. Император Шан Ян

3) «А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, будер и ступней соответственно 4 касты: брахмана, кшатрия, вайшья и шудру»

Индийские законы Ману

4) «Когда сражается с врагами, пусть не убивает врага ни спящего, ни того, у кого нет кольчуги, ни нагого, ни безоружного».

Индийские законы Ману

 

А. Экономическая

 

Б. Политическая

 

В. Социальная

 

Г. Духовная

 

8. В соответствии с законами Драконта афиняне наказали, утопив в море статую, упавшую во время землетрясения и убившую гражданина. Кого на самом деле нужно было судить?

9. Если афинянин был холост либо бездетен, он не мог занимать государственную должность. С чем связано подобное ущемление прав?

10. «Если Вы не занимаетесь политикой, политика займется Вами». Афиняне понимали прекрасно и поступали соответствующим образом. Как они поступали?

 

Приложение 2

Историческая викторина

1. Исторически первое сложившееся правило поведения

Обычай

2.Кому принадлежала идея разделения властей?

 

Ш. Монтескье

3.Когда и где появилась наука юриспруденция?

 

В Др. Риме

4.Как назывался в Афинах суд присяжных?

 

Гелиэя

5. Что такое прецедент и где впервые появился этот термин?

Конкретное решение судьи по делу, которое стало образцом для последующих решений суда, появился в Англии в средние  века

6. Что является символом правосудия ?

 

Статуя Фемиды

7. Когда в истории России появился первый сборник законов? Как он называется?

«Русская Правда» - 11 век

8. Кто такой Роберт Пинкертон?

Руководитель 1 частного сыскного бюро

9. Когда в России появилась сыскная полиция?

В 18 веке при Екатерине II

10. Что в древнерусском праве означало слово «татьба»?

Кража

11. Какое наказание по «Русской Правде» самое суровое?

Поток и разграбление ( изгнание и конфискация имущества)

12. Что такое лихоимство в древнерусском праве?

Взяточничество

13. Когда в России появился суд присяжных?

В 60-е годы XIXвека

14. От какого слова произошло название Уголовного кодекса?

От «головьник» - убийца по-древнерусски.

15. Сколько Конституций было принято в нашей стране?

8

16. В какой стране появилась 1 писаная Конституция?

В США

17. Какие судебники вы знаете, при ком они были приняты?

 

1497 – при Иване III,

1550 – при Иване IV.

18. Кто впервые систематизировал все законы России в «Своде законов Российской империи»?

М.М. Сперанский

19. В какой Конституции провозглашалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество?

В Конституции СССР 1977 г.

20. Когда была принята последняя Конституция России?

1993 г.

Приложение 3

Решите ситуацию:

А.Кондитерская фабрика заключила договор купли-продажи кондитерских изделий с торговой организацией. Между этими предприятиями на основе заключенного договора возникли определенные права и обязанности. Какие?

 (У кондитерской фабрики: право принять денежное вознаграждение, обязанность: передать товар в срок, указанный в договоре.

У торговой организации: право принять товар надлежащего качества, обязанность: оплатить товар)

Б. ООО «Янтарь» заключило с ООО «Электроника» договор поставки товара. ООО «Электроника» не поставило товар в определенный срок ООО «Янтарь» по договору.

Какая ответственность может быть возложена на ООО «Электроника»? В какой форме ответственность может быть возложена за неисполнение обязательства?

 ( Гражданско-правовая ответственность. Неустойка за поставку или просрочку поставки товаров.)

В. Васечкин приобрел в магазине «Электротовары» телевизор. В период гарантийного срока он сломался по вине заводы-изготовителя, дефект телевизора был установлен в гарантийной мастерской. В течение 2 недель Васечкин вернул телевизор в магазин, но продавец магазина отказался заменить сломанный телевизор на новый, указав, что в товарном чеке размыть число покупки. Обязан ли продавец в этом случае заменить товар?

( Обязан, так как нарушен закон «О защите прав потребителей» - товар подлежит обмену или возврату, а размытый чек не является основанием для отказа в замене товара покупателю.)

Прикрепленный файлSize
учебный проект по обществознанию 11 класс.doc130 KB