Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

IIнаучно-практическая конференция

 

«Современная детская школа искусств: теория, методика, практика, перспективы»

 

 

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ПЕНИЮ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

ДОКЛАД

                                                                        Подготовила:

                                                                          преподаватель

                                                                   Тверитнева Татьяна Ивановна                

р.п. Первомайский

2012

 

     Пение является важнейшим средством музыкального воспитания  и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с рождения. Пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг.

      Певческий процесс – это функция всего организма, а не только голосового аппарата. Общепризнанно, что в процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата, развиваются легкие, укрепляются мышцы живота, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания. Кроме того, пение  оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка,  его основные психические функции: мышление, память, воображение, речь; дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других.

     К сожалению, не всякое пение способствует развитию детских голосов. Неправильный режим голосообразования, так же как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче голосов детей. Поэтому охрана детского певческого голоса является  одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального  воспитания.

Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять   удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических  норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и поэтому он звучит «тяжело», невыразительно; могут даже возникнуть  серьезные заболевания голосового аппарата.

     Заботясь о формировании певческого голоса обучающихся, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Громкое пение  /«пение-крик»/ ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы обучающиеся пели и разговаривали  без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.

     Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению, этому во многом  способствует правильный   подбор музыкального материала. Репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям обучающихся, должен быть понятным и доступным по содержанию, интересным. Педагог с помощью хорового репертуара должен воздействовать на психологию обучающихся. Наличие интереса, положительный эмоциональный настрой на занятиях хора способствует установлению хорошего контакта между педагогом и обучающимися. У детей обостряется эмоциональная отзывчивость и слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание выполнять любое задание педагога.

   

2

     Методика вокального воспитания детей должна, прежде всего, опираться

на научные данные о возможностях детей разного возраста. Поэтому нельзя допускать большого разрыва в возрасте обучающихся в одном хоровом коллективе. В процессе многолетнего опыта я убедилась, что хоровые группы должны формироваться так, чтобы возраст обучающихся, например, в средней группе хора был от 10 до 13 лет, младшей – 7-9 лет. В противном случае, это влечет несоответствие вокально-хоровых возможностей одних детей в отношении других, разнятся возрастные психологические особенности.

   Педагог-хормейстер должен уметь организовывать и репетиционную работу так, чтобы обучающиеся не переутомлялись, соблюдать темп репетиции, использовать на занятиях методические приемы, разнообразные виды музыкально-творческой деятельности.

     Репетиционное время должно быть регламентировано в зависимости от возраста обучающихся: младшие школьники – 45 минут, подростки – 1 час 30 минут с перерывом в 15 минут /дошкольного отделения в нашей школе нет/.

     На переутомление и снижение творческой активности детей во время репетиции может повлиять оборудование помещения, в котором проходят занятия: драпировка, заставленность мягкой мебелью, паласы, проветриваемость, чистота помещения. Мягкая мебель в кабинете глушит голос и поэтому приходится работать на повышенной динамике, акустическая глухота провоцирует форсированное пение. Такое пение ведет к перенапряжению и переутомлению детских голосов, что может спровоцировать серьезные заболевания голосового аппарата.

     Велика роль вокально-хоровых распевок. Занятия, как правило, начинаются с распевания.  Здесь можно выделить 2 функции:

1/  распевание и настройка голосового аппарата певцов к работе;

2/ развитие вокально-хоровых навыков, достижение качественного и красивого звучания в произведениях.

Распевание хора организует и дисциплинирует обучающихся, способствует  образованию певческих навыков /дыхание, звукообразование, правильное произношение гласных/,  создает эмоциональный настрой и вводит голосовой аппарат в работу с постепенной нагрузкой. На занятиях по хору мы используем методику Стрельниковой. Дыхательная гимнастика направлена на развитие навыков правильного дыхания. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний.

     Необходимый фактор творческого коллектива – концертная деятельность. Но нельзя забывать, что концерт – это не только голосовая нагрузка, но и нагрузка  на нервную систему. Если обучающиеся  в течение учебного года не выступают, то тонус их снижается, интерес к хоровому пению падает. Поэтому редкие концерты приводят певцов в шоковое состояние, страх перед

 

3

публикой. В тоже время частые выступления утомляют, перегружают детей /нужно учитывать и большую загруженность обучающихся в общеобразовательной школе/. Поэтому необходимо рассчитывать продолжительность выступления коллектива. Наша школа организовывает сборные концерты – хор, солисты вокальные и инструментальные ансамбли, что облегчает певческую загруженность каждого ребенка и усиливает интерес слушателей. /Концерты проходят в школах поселка и выездные – в сельских домах культуры района/.

     Педагог обязательно должен воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему голосу. Необходимо объяснять детям, что крик, громкая речь, форсированное пение, злоупотребление неудобной тесситурой вредят певческому голосу. Непосредственно перед пением не рекомендуется употреблять в пищу шоколад, семечки, газированные напитки, а после пения пить холодную воду, нельзя пользоваться ароматическими средствами. Это отрицательно сказывается на звучание голоса во время пения.

     При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя. Особенно аккуратно нужно относиться к певческому голосу в  период мутации, занятия пением в это время должны проходить  с учетом щадящего режима.

    Руководитель хора должен научить детей лечиться в случаях легких заболеваний или в  профилактических целях / иметь свою домашнюю аптечку: отвар трав, леденцы для рассасывания и т.п./, если заболевание стойкое – отправить к врачу-фониатру.

    Таким образом, в работе с детьми очень важно уделять значительное место вопросам охраны детского голоса и здоровья, опираться на необходимые знания в области физиологии детского организма, развития органов певческого аппарата /дыхательная система, артикуляционный аппарат, голосообразующие органы/ в возрастном аспекте, психологии, педагогики. Формирование вокально-хоровых навыков должно происходить с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей, что, конечно, должно отражаться на методах и приемах музыкального воспитания детей средствами коллективной певческой деятельности.

 

4

Литература

 

1. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990.

 

2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: «Музыка», 2007.

 

3. Емельянов В.В. развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб., 2000.

 

4. Зейдлер Г., под общ.ред. Дорлиан Н.Л. Искусство пения. – М.: «Музыка», 1987.

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Доклад.docx 18.16 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн