Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основные принципы составления технологической карты урока

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Размещено: Виктория Ивановна Громова - чт, 15/08/2013 - 13:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Громова Виктория Ивановна
Место работы, должность: 

доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Статья о том, как грамотно и быстро составить технологическую карту в соответствии с ФГОС.</p>

В.И. Громова, к.ф.н., доцент кафедры

филологического образования

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

 

Основные принципы составления технологической карты урока

 

Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм  работы на уроке:

 - индивидуальная;

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, мы  пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой  выбор мы  остановили  на технологической карте урока, приведенной в Приложении 1. УУД мы прописываем согласно кодификатору, предложенному на II Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов» (см. Приложение 2).

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 

Литература

1.     Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/

2.     Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf

3.     Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.

4.     Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

5.     Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.eorhelp.ru/node/8964

6.     Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.



На: Основные принципы составления технологической карты урока


Виктория Ивановна! Спасибо Вам и за лекции на курсах повышения квалификации, и за все мероприятия в рамках опенкласса. Это всегда доступно, понятно. Составить ТК поначалу было сложно, но теперь, благодаря Вашим "подсказкам", все приходит в норму. Огромное спасибо!




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: Основные принципы составления технологической карты урока


И всем вам, коллеги, спасибо. Всё просто, если начинать вникать в это. 

С уважением В.И. Громова




Фото пользователя Ирина Евгеньевна Какшина

На: Основные принципы составления технологической карты урока


Виктория Ивановна, спасибо за педсовет. Такая важная встреча, такой нужный материал! С уважением, Какшина И.Е.




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Основные принципы составления технологической карты урока


Виктория Ивановна, спасибо за нужный материал! Приложение 2 - просто клад. Будем заглядывать в табличку почаще - выучим как дважды два.

А писанины у нас всегда, конечно, хватало. Со временем научимся укладывать свои конспекты в ТК.  У меня как раз 5 класс - буду учиться.

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



На: Основные принципы составления технологической карты урока


Добрый вечер, Виктория Ивановна. Ваш материал, действительно,  должен стать настольной книгой для педагога. Учащиеся-"фгососовцы" придут к нам в среднее звено уже в следующем сентябре, поэтому грамотные материалы (практико-ориентированные) необходимо накапливать уже сегодня, внедрять в практику и сживаться с новыми подходами в методике урока. Ваш материал в копилочку. Спасибо. С уважением, Сачкова О.Ю. 




Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Основные принципы составления технологической карты урока


Здравствуйте, коллеги! Конечно, как всякое новое, введение новых стандартов вызывает страх, особенно потому что оно предельно формализовано, к сожалению, но в данной работе видно, как за формальной структурой открывается смена вектора образования- на ученика, на пробуждение его активности, разума. это замечательно! Можно использовать и действующие конструкторы уроков по ФГОС, и литературу, и это в какой-то мере облегчит работу, и это войдет в привычку, и будут наработки. Спасибо, Виктория Ивановна, Татьяна Юрьевна, за информационную поддержку, ибо только этим(рабочими програмами, ТК)  и занимаемся в последние дни отпуска.

Людмила Курышева



Фото пользователя Нэля Владимировна Плакса

На: Основные принципы составления технологической карты урока


Спасибо, Виктория Ивановна. Спасибо, коллеги. Я ещё не обучалась на курсах по внедрению ФГОС, у меня нет 5-6 классов, только старшеклассники, поэтому есть возможность постепенного "вхождения в тему".

Прочитав внимательно статью и дискуссию, прихожу к выводу, что технологическая карта нужна для отчёта перед администрацией, составить 4-6 подобных карт на каждый день - нереально. Придётся пользоваться чужими, а уроки вести по-своему. Каждый учитель индивидуален, своеобразию ученических коллективов нет предела, даже работая в параллелях, невозможно дать два одинаковых урока. Поэтому настоящую ТК реально подготовить к каким-то особенным урокам.

Но с другой стороны, полное осмысление урока, которое даст самостоятельно разработанная ТК, позволяет проанализировать состояние работы в конкретном классе.

 

Комментарий был изменен с момента создания (tatiana1991, пн, 19/08/2013 - 08:01).



Фото пользователя Надежда  Геннадьевна Горох

На: Основные принципы составления технологической карты урока


Нэля Владимировна,  курсы филологов у меня будут только в октябре (тоже работаю в старших классах), но была на курсах завучей по ФГОС. Так вот на одном из занятий тоже разгорелась дискуссия пло поводу ТК,  и преподаватель сказала, что можно написать ТК, например, на четверть или год, но очень схематичные. И дала примерный шаблон. Там пишется не на каждый урок, а по теме. А потом работать в обычном режиме - конспекты уроков. Жду курсов, чтобы прояснить этот вопрос, ведь преподаватель был не с каферры филологии. Может быть Виктория Ивановна сейчас откликнется, если прочитает мой коммент.

Н.Горох




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: Основные принципы составления технологической карты урока


Надежда Геннадьевна, ввиду всё той же схематичности ТК я вполне согласна с тем, что Вам говорили на курсах,  но всё же лучше бы если б такая опора была на каждом уроке, только совсем схематичная (например, только с обозначением приема и того, что будут делать учащиеся). Т.Ю. Сторожева так и делает. И, конечно, ТК по одной теме может быть одинаковой для параллельных классов, а сценарии уроков должны быть разные.

С уважением В.И. Громова




Фото пользователя Надежда  Геннадьевна Горох

На: Основные принципы составления технологической карты урока


Спасибо, Виктория Ивановна!

Н.Горох



Поиск

Loading