Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеурочной деятельности как показатель системности и один из способов мониторинга результативности урочной и внеурочной деятельности

Выберите действие:

Сторожева Т.Ю., учитель русского языка и литературы

МБОУ "СОШ№8 г. Петровска"

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, и, следовательно, определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколенияуспешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

  • укрепления российской государственности;
  • развития в России гражданского общества;
  • повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих программ.

Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Любые выбранные образовательным учреждением формы должны быть представлены в программах внеурочной деятельности.

Определены и основные типы программ внеурочной деятельности:

  1. комплексные образовательные программы,
  2. тематические образовательные программы,
  3. образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня,
  4. образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности,
  5. индивидуальные образовательные программы для учащихся могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям базисного учебного плана образовательные программы внеурочной деятельности.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. На обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения». Это касается учебной деятельности.

Нам кажется, что создание индивидуального плана внеучебной деятельности для каждого ребёнка позволит  определить, чем занимается ребёнок, что хотят от школы родители, как школа может выполнить социальный заказ родителей, какие образовательные учреждения дополнительного образования работают в тандеме со школой и как оценивают такую работу и родители, и ученики, тем более, что разработчики стандартов в методических рекомендациях одним из типов программ внеурочной деятельности называют индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Как же провести диагностику индивидуальных результатов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности?

Целью диагностики внеурочной деятельности является выяснение, того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыво­ды в отношении тех или иных педагогов той или иной шко­лы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наи­более острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности вос­питания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим­ся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и ди­агностика должна быть направлена на изучение личности уче­ника и создаваемые во внеурочной деятельности условия раз­вития личности.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

•  разрабатывать образовательные программы внеуроч­ной   деятельности  с  чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;

•  выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;

•  диагностировать результативность и эффективность вне­урочной деятельности.

Поэтому цель внедрения ИП внеурочной деятельности – это создание развивающей среды, направленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в школе, создание условий для диагностики удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей.

Задачи:

  • сохранение конкурентноспособности ОУ,
  • более полное удовлетворение запросов обучающихся, их родителей,
  • реализация компетентностного подхода к содержанию образования.

Этапы работы по формированию индивидуального  плана (ИП)

Первый этап – диагностика способностей и наклонностей учащихся, изучение запроса детей и родителей.

Второй этап – разработка и уточнение перечня востребованных занятий, секций, кружков.

Третий этап – разработка плана внеучебной деятельности на каждую параллель с учетом возможностей школы и учреждений дополнительного образования.

Четвёртый этап – составление индивидуального плана внеучебной деятельности на каждого ребёнка на родительском собрании и на часе общения с учащимися.

Пятый  этап – подведение итогов в конце года (или каждую четверть, или раз в полугодие).

В апробации ИП принимали участие 24 пятиклассника (и их родители) МБОУ «СОШ №8 г. Петровска» и 16 обучающихся МБОУ ООШ №5 г. Петровска.

В течение 2012-2013 учебного года обучающиеся ежемесячно заполняли «Дневники участия во внеурочной деятельности». Само заполнение мотивировало на активность обучающихся в следующем месяце. Наиболее востребованными оказались следующие направления внеурочной деятельности:

социальная – 87 % обучающихся

спортивно-оздоровительная – 24% обучающихся

духовно-нравственная – 56% обучающихся

общеинтеллектуальная – 87  % обучающихся

общекультурная - 56% обучающихся

При этом нужно отметить, что системный характер носили социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления, потому что они были составной частью метапредметной программы «От замысла к открытию».

Анализ ИП позволяет учителю, классному руководителю, родителю, администрации школы оценить результативность внеурочной деятельности обучающихся.

Сводная ведомость может выглядеть примерно так

 

ФИ

Социальная

Спортивно-оздоровительная

Духовно-нравственная

Общеинтел

лектуальная

Общекуль

турная

 

3

0

1

1

1

 

3

3

2

3

3

 

3

0

3

3

3

 

3

0

0

2

3

 

3

2

2

3

3

 

3

0

2

2

3

 

3

3

2

2

3

 

3

0

2

2

3

 

3

3

2

3

3

 

3

0

0

0

3

 

3

0

2

2

3

 

3

0

2

2

3

 

3

1

2

2

3

Перенесённые из «Дневника» данные позволят классному руководителю и администрации школы увидеть проблемные зоны, наметить пути коррекции работы с детьми и родителями. Учитель, работающий с обучающимися, по аналогии с данной таблицей может провести свой анализ результативности.  Кроме того в ИП имеются таблицы, где обучающиеся сами оценивают, чему научились на том или ином внеурочном направлении (кружке, клубе, студии), каких достижений добились, что планируют дальше.

Не менее важен сегодня мониторинг образовательных достижений по отдельно взятым школьным предметам.Одной из существенных особенностей стандарта второго поколения является его ориентированность на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием функциональной грамотности.

Кафедрой филологического образования  ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» в августе 2012 года были разработаны диагностическиеработы по русскому языку, которые были апробированы в Саратовском регионе учителями,  работающими по новым стандартам в 5 классах в пилотном режиме.

Рабочая тетрадь с диагностическими работами включает в себя 10 проверочных работ (в двух вариантах), составленных на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Каждая работа состоит из трёх частей.

1 часть – это сжатое мини-изложение. Такой вид работы неслучаен.

Написание сжатого изложения требует от учащихся, по словам И.П. Цыбулько, не просто мобилизации памяти и сосредоточенности на правописных нормах, а прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает ученика выполнить информационную обработку текста.

Вторая часть работысоответствует взглядам психологов на понимание как процесс, включающий понимание значения слова, понимание грамматической конструкции фразы, понимание целого текста. Поэтому в диагностическую работу включены задания на определение значений слов, анализ морфемных и грамматических структур.

Третья часть работысодержит альтернативное творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.

Новый государственный образовательный стандарт предполагает системное изучение основ лингвистики на деятельностной основе. В диагностической работе этот аспект проверяется на уровне овладения понятием, его опознанием в тексте, способности адекватно оценивать примеры употребления конкретного языкового факта в речевой действительности, использовать конкретное языковое явление в собственных речевых высказываниях и т. д. Во время проведения диагностической работы ученик имеет право пользоваться лингвистическими словарями, что в определенном смысле проверяет навыки самоконтроля, самоанализа, самокоррекции в процессе самостоятельной работы учащихся.

Кроме того, уже с5 класса должны формироваться универсальные учебные действия,необходимые для последовательной, системной, органичной подготовки к новым формам независимой оценки знаний:

  • информационная обработка текста на любом уровне (формулировка задания, инструкция, схема, таблица, текст задания и т. д.);
  • расчёт времени (умение справляться с заданием в ограниченный срок);
  • внимательность (точность понимания и выполнения поставленной задачи);
  • самостоятельность и уверенность в себе (обеспечение жёстких условий во время текущего и рубежного контроля, исключение возможности списывания);
  • применение логики в поисках решения (постоянный анализ задания).

Таким образом, основные подходы, заложенные в данных диагностических работах для 5 класса, соответствуют пониманию результатов обучения, зафиксированных ФГОС по русскому языку.

Каждый вариант диагностической работы состоит из 10 заданий, дифференцированных по уровню сложности.

При выполнении задания С1 (часть 1) ученику необходимо кратко пересказать прочитанный Вами текст. Если к изложению прилагается дополнительное задание, обучающийся отвечает письменно на поставленные вопросы.

Задания В1–В8(часть 2) требуют краткого ответа. Ученик самостоятельно читает текст и выполняет задания к нему. При необходимости обучающийся может воспользоваться лингвистическими словарями.

Задание С2(часть 3) повышенной сложности. Оно представляет собой небольшое сочинение в форме рассуждения. Учащиеся должны ответить на вопрос 5-6 предложениями. В некоторых вариантах работ можно выбрать такие формы творческой работы, как синквейн или кластер.

На проведение диагностической работы необходимо отвести целый урок.

В конце каждой диагностической работы отведена страничка для работы над ошибками, которую учащиеся обязательно должны выполнять после проверки учителем. 

А в конце тетради предлагается «Индивидуальный лист достижений». В 6 классе к обычным диагностическим работам  добавились две проектные работы, позволяющие более точно определить метапредметные результаты обучающихся. Данные работы имеют спецификацию и кодификатор, что облегчает работу учителя, снимает напряжение обучающихся во время проведения контрольных работ, потому что структуру работы и её примерное содержание обучающиеся знают заранее. Кроме того, наличие таких диагностических работ позволяет оптимально качественно провести урок развивающего контроля.

Приложения в прикреплённом файле.
Прикрепленный файл Size
Мониторинг.docx 53.18 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вера Васильевна Журбина

На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Татьяна Юрьевна! Ещё раз убеждаюсь: Вы – неутомимый труженик. Для меня Ваши работы ценны тем, что все, о чем Вы пишете, подкреплено практикой.  

А где можно посмотреть диагностические работы? Рабочие тетради можно купить? Спасибо.

Журбина В.В.



На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Спасибо зо добрые слова! Тетради можно купить в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Татьяна




Фото пользователя Наталья Александровна Маврина

На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Татьяна Юрьевна, вы молодец! Спасибо, что делитесь своим опытом.




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Татьяна Юрьевна! Очень важный материал! Мониторинг разработан мастерски, как и все другое! Готовый материал: продуманный, выверенный, отточенный на практике. Спасибо!

Н.Горох




Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Таьяна Юрьевна, спасибо Вам за Ваши "изюминки".




На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Татьяна Юрьевна! Восхищаюсь Вашей неутомимой работоспособностью, энергией. Спасибо за материал, обязательно им воспользуюсь. Отдельное спасибо за присланный материал по активным методам обучения.




Фото пользователя Наталья Евгеньевна Кляйнфельдер

На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Татьяна Юрьевна! Где находите время для результативной работы? ОЧЕНЬ полезная методика. Спасибо за интереснейший опыт! Желаю Вашим ученикам показывать результаты только на такую оценку!




На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Спасибо, коллеги!

Татьяна




Фото пользователя Наталья Николаевна Нурлыгаянова

На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Татьяна Юрьевна, спасибо за представленный материал - пригодится в работе. Успехов Вам!




На: Индивидуальные листы достижений и индивидуальные планы внеу


Вся деятельность Татьяны Юрьевны направлена на развитие личности. Когда еще речь не шла о ФГОС, внеурочной деятельности, Т.Ю., глядя вперед об этом говорила. И вот теперь делится своими нарботками. Спасибо ей огромное. В этом учебно году уже внедряли ее программу по внеурочной деятельности. Согласна с коллегами, это, действительно, титанический труд. Удачи, успехов!



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн