Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сущность и функции метапредметной программы как одной из форм организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

 

      Сторожева Т.Ю., учитель русского языка и литературы

МБОУ "СОШ№8 г. Петровска"

    Ещё в 19 веке великий русский педагог Константин Дмитриевич  Ушинский сказал: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».   В этой фразе затрагивается проблема, остающаяся актуальной и сегодня, в веке 21.

       Жизненные ситуации редко требуют узкоспециализированных знаний, чаще требуется нестандартность мышления, умение слышать и анализировать и т.д.  На наш взгляд, именно для решения проблемы подготовки школьника к повседневной жизни в стандарты 2 поколения введена надпредметность.

           Метапредметность, по новым ФГОСам,  должна быть заложена в каждый урок деятельностной направленности, но больше внимания именно этой деятельности, по мнению Л. Г. Петерсон, должно уделяться на уроках рефлексии и уроках общеметодологической направленности. Последний тип уроков тоже вызывает у многих недоумение. Вообще считается, что уроки этого типа призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Но ведь каждый из нас понимает, что единичные классные часы, проведённые вне системы, результата не дадут. Это должна быть планомерная работа команды учителей. Разработка надпредметных программ, на наш взгляд, является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.

       Именно поэтому мы   в рамках работы ОЭП по теме «Создание модели межшкольной внеурочно деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения»  создали метапредметную программу внеурочной деятельности «От замысла к открытию».

        Что же такое метапредметная программа? На наш взгляд, метапредметная программа –  это программа совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся.

          Метапредметные программы имеют ряд преимуществ перед учебными программами разных типов:

 1. Они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков.

 2. Цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат  – своеобразный «продукт» программы.

 3. Как правило, на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание учебных курсов.

 4. Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.

 Педагогическую целесообразность метапредметных программ и их эффективность в построении познавательной базы для решения проблем А. П. Тряпицына формулирует следующим образом:

 1. Метапрограмма является конкретным (овеществленным) инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим единство подходов учителей разных предметов к достижению общих целей школьного образования.

 2. Метапрограмма может рассматриваться как программа педагогической поддержки процесса самообразования ученика и расширения форм учета достижений ученика в образовательной деятельности.

 3. Метапрограмма может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи  –  вооружить учащегося знаниями  –  на другую  – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной  деятельности.

        Наша программа – «От замысла к открытию» интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на рекомендации  М.М. Новожиловой, С.Г. Воровщиковой,  И.В. Таврель.  Мы постарались привести в систему всё то, что хотели дать детям. Общеизвестно, что бессистемность приводит к хаосу. В результате стали прорисовываться программные элементы и логика программы. В течение года мы пытались подтвердить выдвинутую в начале года гипотезу      – работая по одной программе надмередметной направленности, учителя разных предметов и разных школ,  смогут создать условия, когда обучающиеся более успешно могут реализовать свои возможности и создать проект большего масштаба.

Работа велась в соответствии с тематическим планированием курса «От замысла к открытию». Планируемый результат – промежуточный – исследовательские и проектные работы (индивидуальные и групповые), конечный – выпуск совместных  сборников «Военное детство», «Улицы города рассказывают…»

Работа над проектом предваряется необходимым этапом  – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Схематично это может выглядеть так

(сначала на общем, а потом на индивидуальном уровне)

  • Определение проблемы как начало исследования
  • Требования к выбору и формулировке темы
  • Актуальность и практическая значимость исследования
  • Объект и предмет исследования
  • Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования. Планирование.
  • Работа в команде и распределение ролей
  • Первый шаг этого этапа — определение цели и задач исследования
  • Второй шаг этого этапа — формулирование гипотезы
  • Третий шаг — определение методов исследования
  • Четвертый шаг — планирование исследования
  • Пятый шаг — распределение ролей при работе в команде
  • Виды литературных источников информации
  • Виды чтения
  • Виды фиксирования информации
  • Виды обобщения информации
  • Библиографическое описание
  • Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных
  • Оформление работы и подготовка приложений
  • Рекомендации по размещению иллюстраций в работе
  • Основные подходы к составлению защитной речи.
    Стендовый доклад
  • Презентация проекта и исследования

Темами  этого года были «Военное детство» и «Улицы города рассказывают». В процессе работы над большими проектами каждый школьник работал над своим мини-проектом, а результат его проекта вливался в общий большой проект, который был действительно значимым не только для школьника, но и для окружающего его социума.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, как правило, вне учебного кабинета. Аудиторные занятия были только в начале года, когда определялись основные этапы проектной и исследовательской деятельности, дальше каждый работал по индивидуальному плану, объединяя собранный материал у учителя.  Проанализировав собранный материал и определив находки каждого участника в мини-проекте, выносится совместное решение, как же реализовать главный проект, над которым работали все участники. Непосредственная роль педагога минимизировано,  педагоги превращаются  в консультантов по проблеме, а ученики - в открывателей. 

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности: умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

Полученные знания помогли школьники осознанно выполнять проекты на уроках, а один из проектов по литературе перерос в кукольный театр.

Программа и приказ о её утверждении в приложенном файле
Прикрепленный файл Размер
Приложение.rar 454.34 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вера Васильевна Журбина

На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Татьяна Юрьевна! Ваша программа – находка для меня. Готовясь к новому учебному году, переосмысливая свою деятельность, я в голове вынашивала что-то подобное. Занимаюсь с ребятами проектной, исследовательской деятельностью, и возникло желание все систематизировать, научно обосновать. А теперь не надо ничего изобретать: основа есть, а дальше твори, выстраивай свою линию работы с детьми. Спасибо!

Журбина В.В.



Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Татьяна Юрьевна! С программой знакома с "Мартыновских чтений". "Руки зачесались", так захотелось по ней работать. За лето придумала проекты, сагитировала некотрых своих коллег работать в новом учебном году по этой программе. Один проект будем готовить с учителем биологии,  другой - с историком. Спасибо огромное!

Н.Горох




Фото пользователя Кристина Алексеевна Ермолаева

На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Татьяна Юрьевна! Спасибо за то, что поделились свои опытом. Здорово находить людей, думающий с тобой в одном направлении. Мы с коллегами тоже работали над метапредметной программой, акцент сделали именно на исследовательскую деятельность. Ваш материал позволит нам грамотно проанализировать свой образовательный продукт.




На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Коллеги! Спасибо за добрые слова.

Рада, что у нас так много единомышленников!

Татьяна




Фото пользователя Марина Анатольевна Никиточкина

На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Татьяна Юрьевна, спасибо за статью. Очень поможет организовать работу в этом году. У меня будет 5 класс, хочется придумать что - то интересное, Ваша статья дает стимул творить, пробовать... Спасибо за новые творческие идеи




На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Эта самая сложная и самая спорная, на мой взгляд,  тема относительно  ФГОС. Многое ещё не совсем понятно, хотя именно на метапредметном подходе и основаны новые стандарты.  Спасибо за информацию




На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Татьяна Юрьевна! Ваш материал необходим сейчас. Хорошо объяснена метапредметность.




Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Сущность и функции метапредметной программы как одной из фо


Татьяна Юрьевна, любопытная программа: теория вопроса, глоссарий, этапы работы - все обозначено, расписано. Возникают вопросы: 1."на проектную деятельность в 5-9 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. " Откуда берутся часы? Это классные часы или электив, факультатив?

2. Эту программу осваивают дети под руководством учителя-предметника или классного руководителя?

3. Программа кажется универсальной, а конкретное наполнение ее зависит от каждого учителя. Как тогда будут контролироваться результаты?  Как и кем обсуждаются?

Людмила Курышева


Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн