Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литературы

Submitted by Ольга Юрьевна Сачкова on пн, 19/08/2013 - 22:10

 

  Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Еще недавно конечной целью образования любого учебного заведения был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у обучающихся, делая акцент на овладение универсальными умениями,  компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации.

 Главное поле действий для педагога – урок.

 Урок ... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса, неиссякаемый источник, который помогает обучающимся набраться сил. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра? Что же помогает педагогу улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Во-первых, новые технологии. Одна из них -  «ментальные   карты », или «интеллект-карты», или карты ума, или майндмэппинг.

Отцом этого метода является британский писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации.

Эффективное использование мозга - вот к чему стремился Тони Бьюзен. Изучая психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки, Тони Бьюзен пришел к промежуточному заключению: производительность мозга можно увеличить, сохранив его эффективность, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно.

Суть метода состоит в том, что ты выделяешь основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации – представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Ментальные карты - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческийпотенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление.

Mind mapping  позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу.

 

Правила создания интеллект - карт:

  1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
  6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

 

Свойства интеллект - карт:

  •   Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
  •  Привлекательность.(Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
  •  Запоминаемость.(Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)
  •   Своевременность.(Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
  •  Творчество.(Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
  •   Возможность пересмотра.(Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

 

Преимущества интеллект - карт перед другими методами:

  •   экономия 50% времени на конспект;
  •   концентрация информации на важных моментах;
  •   визуально четкие ассоциации;
  •   улучшение запоминания.

 

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

 

Данный метод дает возможность учителю:

  •       повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
  •       развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  •       активизировать деятельность
  •       выявлять причины когнитивных затруднений
  •      корректировать знания учащихся

 

При помощи «Интеллект - карты» легче выделить основную мысль : она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Мыслительные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле.  Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала.  Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и  сохранив заинтересовавшие  цитаты.

На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.

Например, интеллект-карта, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Ребята прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По лермонтовским местам» и приступили к составлению интеллект - карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект -  карты, поэтому завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием.

Также можно предложить учащимся составить ментальную карту прочитанного произведения. При этом интересно послушать их концепции нарисованного и написанного.

Составление этих карт поднимает наше мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид наших записей ведет свое начало из Средневековья, то карты ума – принадлежность века компьютерных технологий.

Примеры ментальных карт к художественным текстам можно посмотреть в прикреплённой презентации

Использованные ресурсы:

 

  1. http://www.youtube.com/watch?v=f6OBr3aiCG0
  2. http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/
  3. http://www.stimul.biz/
  4.  курсы в ВИПКРО (февраль, 2013)  "Стратегии  смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и русского языка как средство развития познавательных УУД" (руководитель Смирнова Светлана Амаяковна)
Прикрепленный файл Size
Примеры ментальных карт.pptx 9.03 MB


Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Ольга Юрьевна, совершила благодаря Вам открытие: познакомилась с совершенно новой для меня технологией. Пока только прочитала статью и скачала Вашу презентацию. Буду изучать. Спасибо огромное.

Н.Горох




Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Ольга Юрьевна, спасибо Вам за возможность познакомиться  нам с новой  технологией. Вы очень доступно описали методы работы с данной технологией и указали её преимущества. Заинтересовалась. Изучу внимательнее статью, в дальнейшем  попробую практиковать ментальные карты.

Комментарий был изменен с момента создания (Фролова Т, Tue, 20/08/2013 - 21:53).



На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Интересно! А мы это называем образными схемами.

Татьяна




На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Спасибо за отклик,Татьяна Юрьевна, но , думаю, что между ментальными картами и образными схемами существуют принципиальные различия. Попробуйте сами технологию, и Вы со мной согласитесь. С уважением, Сачкова О.Ю.




На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Спасибо,коллеги, если вы компьютерные гении, то вам будет небезынтересно узнать, что основатель этого метода Тони Бьюзен в 2006 году разработал собственное программное обеспечение – приложение под названием iMindMap. Однако с тех пор появилось немало программ, как платных, так и бесплатных. Самыми известными из платных программ являются Mindjet MindManager и ConceptDraw MindMap. Бесплатный софт представлен такими программами, как  FreeMind, XMind и Explain.  Эти программы предоставляют возможность  прикреплять файлы и внедрять интернет-ссылки. Так что карты эти можно рисовать не только руками, но  и с помощью компьютера. 

 

 




Фото пользователя Наталья Николаевна Нурлыгаянова

На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Уважаемая Ольга Юрьевна, спасибо за подробное описание технологии "ментальные карты". Действительно, очень интересно. Такая технология активизирует  пространственно-образное мышление обучающихся и делает воз­можным новую точку зрения на проблему, способствует развитию  креативного мышления обучающихся, их личностных и метапредметных компетенций, творческой индивидуальности. Согласна с Вами, что "карты ума – принадлежность века компьютерных технологий".




Фото пользователя Ирина Евгеньевна Какшина

На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Ольга Юрьевна, отличный материал! Какшина.




На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Большое спасибо за материал, благодаря Вам познакомилась с новой для себя технологией, попробую использовать на своих уроках.




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Ольга Юрьевна, спасибо! Очень интересно! С ментальными картами знакома давно, и с детьми составляли (в mindMap - он попроще) . И всё же Вы меня поразили! По использованию карт ума на уроках литературы - просто замечательно написали! А уж ментальные карты детей - чудо! Всё произведение вложено!yes

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



На: Использование технологии "Ментальные карты" на уроках литера


Спасибо, Надежда Владимировна, за отклик на материал. Вам тоже здоровья и всего наилучшего!!!smiley



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн