Тема |
Проблема ума в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума».
|
Цель
|
Раскрыть одну из основных проблем комедии «Горе от ума».
|
Задачи
|
Актуализация ранее полученных знаний.
Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.
Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.
|
Формируемые УУД
|
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.
|
Основные понятия
|
Проблема, конфликт, характер литературного героя
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
|
В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.; под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008.
Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - http://er3ed.qrz.ru/gore-ot-uma.htm
Сервис http://www.tagxedo.com
Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/
Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru
Онлайн-тесты на сайте: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx
|
Организация пространства
|
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД
|
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
|
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
|
|
|
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.
Вопросы для обсуждения:
Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) – характер проблемы.
Что такое проблема?
|
Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.
|
Работа со словарями:
http://slovari.yandex.ru/
|
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
|
Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу.
|
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
|
Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.
|
Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего формулируют тему и цель урока.
|
Обучающимся предложены высказывания:
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций).
Вопросы:
К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения.
|
Владение навыками аргументированного устного высказывания.
|
Способность ставить новые учебные цели и задачи
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.
|
Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:
1 группаработает со словарями и даёт заключение: что такое ум?
2 группа– проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.
3 группа– проанализируйте все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения?
4 группа– сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.
|
1 группа
Составление кластера на тему «Ум», определение, какие ключевые понятия и аспекты входят в понятие ума.
2 группа
Представление высказываний Чацкого об уме.
3 группа
Представления «фамусовскго общества» об уме.
4 группа
Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему?
|
Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.
Работа с текстом комедии, составление кластера из цитат героев;
Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;
Работа с выдержками из критических статей.
|
Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.
|
Определение основной и второстепенной информации;
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
Выдвижение гипотез и их доказательство
|
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности
Цель.
Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности
|
Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.
|
Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
|
Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.
|
|
Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;
Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
|
VI. Работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверка степени усвоения учебного материала
|
Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя онлайн тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx
|
Отвечают на вопросы теста,
|
Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов и даже получить сертификат за прохождение теста).
|
Поиск и выделение необходимой информации
|
Формирование навыков самооценки
|
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
|
Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций)
|
Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.
|
Самостоятельная творческая работа
|
Создание письменного высказывания и его представление
|
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
|
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Рефлексия ученическая и учительская.
|
Оценивают свою работу на уроке
|
Заполнение рефлексивной карты
Сегодня на уроке я:
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
|
|
Формирование навыков рефлексии
|
IX. Д/з.
|
Задание 1 уровня:
Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Задание 2 уровня:
Сочинение "Моё послание Чацкому".
|
Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.
|
Записать домашнее задание на следующий урок
|
|
|
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Елена Владимировна, спасибо Вам за представленный современный урок в рамках ФГОС. Скопирую себе в копилочку! Успехов Вам в новом учебном году!
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Интересное раскрытие темы. Спасибо, Елена Владимировна! А это урок в классе, уже дошедшем до новых стандартов, или составление ТК по ФГОС?
Н.Горох
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Увы, 9-ые классы до ФГОС ещё не скоро доберутся... Но это из моих стареньких конспектов - адаптированное для ФГОС ООО. Так что это всё пока лишь теория...
С уважением. Спасибо за внимание.
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Елена Владимировна! Вы уже мастер!
Н.Горох
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Уважаемые коллеги! Спасибо! Так приятно получить от Вас поддержку! Ведь учитель всегда учится... и всегда обеспокоен (не знаю, как Вы, а я точно) - а так ли, а "сработает" ли...
Очень хорошо, что у всех нас появилась такая замечательная возможность на страницах сетевого сообщества делиться своим и изучать чужой опыт!
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Елена Владимировна, спасибо за отличный урок! Очень понравился!
А в техкарте я бы 4 графу объединила со 2 и 3: мне кажется, записи в ней - та же деятельность либо учеников, либо учителя. Это я всё о том, как бы поменьше времени затрачивать при подготовке.
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Да, наверное, Вы правы... но хотелось даже в рамках ТК расписать немного подробнее. Самой жаль времени бывает на писанину, другое дело - с детьми...
На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума
Елена Владимировна, спасибо за прекрасный урок. Учителя всегда идут впереди планеты всей, ваш урок подтверждение этому.