Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Чурикова Елена Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ № 10" Волжского района г. Саратова, зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Урок-исследование, направленный на формирование УУД в рамках изучения литературного произведения

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008.

Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - http://er3ed.qrz.ru/gore-ot-uma.htm

Используемая методическая литература: 

Фомичев А.С. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Комментарии. М., 1983.

 

Используемое оборудование: 

компьтер (или ноутбук) с подключенным интернетом, доска для представления результатов исследования

Используемые ЦОР: 

Сервис http://www.tagxedo.com

Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Онлайн-тесты на сайте:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx

Краткое описание: 
<p> Технологическая карта урока в 9 классе по литературе на тему: &quot;Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова &quot;Горе отума&quot;&quot;, направленного на формирование УУД по стандартам ФГОС ООО.</p>

Предмет: литература

Класс: 9

Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знаний

УМК: программа   А.Г.Кутузова  по литературе для 9 классов общеобразовательных школ, учебник: В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова, «Дрофа», 7-ое изд., 2008.

Технологическая карта

 

Тема 

Проблема ума в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума».

Цель

Раскрыть одну из основных проблем комедии «Горе от ума».

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.

Основные понятия

Проблема, конфликт, характер литературного героя

Ресурсы:

- основные

 

 

- дополнительные

 

В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008.

Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - http://er3ed.qrz.ru/gore-ot-uma.htm

Сервис http://www.tagxedo.com

Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Онлайн-тесты на сайте:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx

Организация пространства

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) – характер проблемы.

Что такое проблема?

Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.

Работа со словарями:

http://slovari.yandex.ru/

 

 

 

 

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна  с точки зрения авторского замысла?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.

Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего  формулируют тему и цель урока.

Обучающимся предложены высказывания:

Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)

Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций).

Вопросы:

К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

 

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группаработает со словарями и даёт заключение: что такое ум?

2 группа– проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.

3 группа– проанализируйте все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения?

4 группа– сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.

1 группа

Составление кластера на тему «Ум», определение, какие ключевые понятия и  аспекты входят в понятие ума.

2 группа

Представление высказываний Чацкого об уме.

3 группа

Представления «фамусовскго общества» об уме.

4 группа

Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему?

Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстом комедии, составление кластера из цитат героев;

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;

Работа с выдержками из критических статей.

 

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности 

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.

 

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI. Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала

 

Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя онлайн тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx

Отвечают на вопросы теста,

Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов и даже получить сертификат за прохождение теста).

 

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций)

 

Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа

Создание письменного высказывания и его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Рефлексия ученическая и учительская.

 

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

 

Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Задание 1 уровня:

Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.

Задание 2 уровня:

Сочинение "Моё послание  Чацкому".

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Технологическая карта урока по литературе.docx 24.8 KB


Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, спасибо Вам за представленный  современный урок в рамках  ФГОС. Скопирую себе в копилочку! Успехов Вам в новом учебном году!yes




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Интересное раскрытие темы. Спасибо, Елена Владимировна! А это урок в классе, уже дошедшем до новых стандартов, или составление ТК по ФГОС?         

Н.Горох




Фото пользователя Елена Владимировна Чурикова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Увы, 9-ые классы до ФГОС ещё не скоро доберутся... Но это из моих стареньких конспектов - адаптированное для ФГОС ООО. Так что это всё пока лишь теория...

С уважением. Спасибо за внимание.




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна! Вы уже мастер!

Н.Горох




Фото пользователя Ирина Евгеньевна Какшина

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, молодец! Разработка урока замечательная. Теоретически рассуждать можно сколь угодно, а вот практически воплотить теорию в свете новых ФГОС дорогого стоит. Умница! С уважением, Какшина И. Е.



Фото пользователя Ирина Евгеньевна Какшина

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, молодец! Разработка урока замечательная. Теоретически рассуждать можно сколь угодно, а вот практически воплотить теорию в свете новых ФГОС дорогого стоит. Умница! С уважением, Какшина И. Е.



Фото пользователя Елена Владимировна Чурикова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Уважаемые коллеги! Спасибо! Так приятно получить от Вас поддержку! Ведь учитель всегда учится... и всегда обеспокоен (не знаю, как Вы, а я точно) - а так ли, а "сработает" ли...

Очень хорошо, что у всех нас появилась такая замечательная возможность на страницах сетевого сообщества делиться своим и изучать чужой опыт!




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, спасибо за отличный урок! Очень понравился! yes

А в техкарте я бы 4 графу объединила со 2 и 3: мне кажется, записи в ней - та же деятельность либо учеников, либо учителя. Это я всё о том, как бы поменьше времени затрачивать при подготовке.

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Елена Владимировна Чурикова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Да, наверное, Вы правы... но хотелось даже в рамках ТК  расписать немного подробнее. Самой жаль времени бывает на писанину, другое дело - с детьми...




На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, спасибо за прекрасный урок. Учителя всегда идут впереди планеты всей, ваш урок подтверждение этому. 



Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн