Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Чурикова Елена Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ № 10" Волжского района г. Саратова, зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Урок-исследование, направленный на формирование УУД в рамках изучения литературного произведения

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008.

Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - http://er3ed.qrz.ru/gore-ot-uma.htm

Используемая методическая литература: 

Фомичев А.С. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Комментарии. М., 1983.

 

Используемое оборудование: 

компьтер (или ноутбук) с подключенным интернетом, доска для представления результатов исследования

Используемые ЦОР: 

Сервис http://www.tagxedo.com

Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Онлайн-тесты на сайте:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx

Краткое описание: 
<p> Технологическая карта урока в 9 классе по литературе на тему: &quot;Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова &quot;Горе отума&quot;&quot;, направленного на формирование УУД по стандартам ФГОС ООО.</p>

Предмет: литература

Класс: 9

Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знаний

УМК: программа   А.Г.Кутузова  по литературе для 9 классов общеобразовательных школ, учебник: В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова, «Дрофа», 7-ое изд., 2008.

Технологическая карта

 

Тема 

Проблема ума в комедии А. С. Грибоедов «Горе от ума».

Цель

Раскрыть одну из основных проблем комедии «Горе от ума».

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.

Основные понятия

Проблема, конфликт, характер литературного героя

Ресурсы:

- основные

 

 

- дополнительные

 

В мире литературы.9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. Заведений/Авт.-сост. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.и др.;  под ред. А.Г. Кутузова , «Дрофа», 7-ое изд., 2008.

Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - http://er3ed.qrz.ru/gore-ot-uma.htm

Сервис http://www.tagxedo.com

Материалы сайта http://slovari.yandex.ru/

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Онлайн-тесты на сайте:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx

Организация пространства

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры. (Чем различаются комедия, трагедия, драма?) – характер проблемы.

Что такое проблема?

Обучающиеся дают определения, что такое проблема вообще и что понимается под проблемой художественного произведения.

Работа со словарями:

http://slovari.yandex.ru/

 

 

 

 

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна  с точки зрения авторского замысла?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.

Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы затронул автор, обосновывая свою точку зрения: какая из них наиболее важна, после чего  формулируют тему и цель урока.

Обучающимся предложены высказывания:

Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)

Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций).

Вопросы:

К кому из героев можно отнести эти выказывания? Обоснуйте свою точку зрения.

Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

 

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группаработает со словарями и даёт заключение: что такое ум?

2 группа– проанализируйте все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.

3 группа– проанализируйте все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения?

4 группа– сопоставьте высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.

1 группа

Составление кластера на тему «Ум», определение, какие ключевые понятия и  аспекты входят в понятие ума.

2 группа

Представление высказываний Чацкого об уме.

3 группа

Представления «фамусовскго общества» об уме.

4 группа

Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему?

Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстом комедии, составление кластера из цитат героев;

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей;

Работа с выдержками из критических статей.

 

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности 

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры и т.п.

 

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI. Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала

 

Учитель предлагает обучающимся проверить свои знания текста, пройдя онлайн тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-komedii-AS-Griboedova-Gore-ot-uma-Variant-1-423/Default.aspx

Отвечают на вопросы теста,

Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов и даже получить сертификат за прохождение теста).

 

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций)

 

Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа

Создание письменного высказывания и его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Рефлексия ученическая и учительская.

 

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

 

Формирование навыков рефлексии

IX. Д/з.

Задание 1 уровня:

Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.

Задание 2 уровня:

Сочинение "Моё послание  Чацкому".

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Технологическая карта урока по литературе.docx 24.8 KB


Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, спасибо Вам за представленный  современный урок в рамках  ФГОС. Скопирую себе в копилочку! Успехов Вам в новом учебном году!yes




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Интересное раскрытие темы. Спасибо, Елена Владимировна! А это урок в классе, уже дошедшем до новых стандартов, или составление ТК по ФГОС?         

Н.Горох




Фото пользователя Елена Владимировна Чурикова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Увы, 9-ые классы до ФГОС ещё не скоро доберутся... Но это из моих стареньких конспектов - адаптированное для ФГОС ООО. Так что это всё пока лишь теория...

С уважением. Спасибо за внимание.




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна! Вы уже мастер!

Н.Горох




Фото пользователя Ирина Евгеньевна Какшина

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, молодец! Разработка урока замечательная. Теоретически рассуждать можно сколь угодно, а вот практически воплотить теорию в свете новых ФГОС дорогого стоит. Умница! С уважением, Какшина И. Е.



Фото пользователя Ирина Евгеньевна Какшина

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, молодец! Разработка урока замечательная. Теоретически рассуждать можно сколь угодно, а вот практически воплотить теорию в свете новых ФГОС дорогого стоит. Умница! С уважением, Какшина И. Е.



Фото пользователя Елена Владимировна Чурикова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Уважаемые коллеги! Спасибо! Так приятно получить от Вас поддержку! Ведь учитель всегда учится... и всегда обеспокоен (не знаю, как Вы, а я точно) - а так ли, а "сработает" ли...

Очень хорошо, что у всех нас появилась такая замечательная возможность на страницах сетевого сообщества делиться своим и изучать чужой опыт!




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, спасибо за отличный урок! Очень понравился! yes

А в техкарте я бы 4 графу объединила со 2 и 3: мне кажется, записи в ней - та же деятельность либо учеников, либо учителя. Это я всё о том, как бы поменьше времени затрачивать при подготовке.

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Елена Владимировна Чурикова

На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Да, наверное, Вы правы... но хотелось даже в рамках ТК  расписать немного подробнее. Самой жаль времени бывает на писанину, другое дело - с детьми...




На: Технологическая карта урока литературы по теме "Проблема ума


Елена Владимировна, спасибо за прекрасный урок. Учителя всегда идут впереди планеты всей, ваш урок подтверждение этому. 



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн