Метод проектов в географическом образовании
« Дети гораздо серьёзнее, интереснее и умнее, чем мы предполагаем. Итак, поменьше готового, пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются, мы будем им помогать, лишь бы только они побольше проявляли инициативы и интереса,» - так писал С.Т. Шацкий в книге воспоминаний « Годы исканий».
Экологические, социальные, экономические изменения в России, информатизация общества ставят перед географическим образованием задачи, связанные с развитием творческого мышления, продуктивной созидательной деятельности школьников как условиями их самореализации в жизни.
Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протекании всей жизни возлагался на метод проектов, т.е. внедрение учебных проектов в учебный процесс. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперёд». Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в освоении школьниками учебного географического материала и создание конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализацию.
Метод проектов целесообразнее связать с практической деятельностью учащихся. Примером такой деятельности могут быть и научно-практические конференции, где проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения географии активным и личностно значимым.
При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально-целостная (личностная), деятельная и творческая сторона.
Работа над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных).
Выполнение проектов предлагается в индивидуальном темпе, нередко в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся.
Задачу личностно ориентированного обучения сможет решить педагог, который не только учит, но и понимает как ребёнок учится.
При выборе тем проекта для выполнения учащихся в ходе изучения курса географии учитель ставит следующие цели:
Формирование и развитие личности школьника
Общепедагогическая цель
Формирование географической культуры школьника
Частнопедагогическая цель:
Формирование знаний и умений, в которых география участвует наряду с другими дисциплинами.
Формирование знаний и умений, составляющих специфику географии как наук.
Общеметодические цели:
¢ Знание, формирование научного мировоззрения;
¢ Формирование политехнических знаний;
¢ Формирование экологических знаний и умений.
¢ Формирование географического мышления;
¢ Формирование личного мировоззрения;
¢ Формирование географического языка;
¢ (в совокупности географической картины мира).
¢ Частнометодические цели:
¢ Обучающие цели
¢ Развивающие цели
¢ Воспитательные цели
В настоящее время существуют различные классификация проектов, используемые в географии. Обобщая их, выделим следующие наиболее характерные типы проектов.
Критерии
|
Типы проектов
|
Содержание
|
Экологические, физико-географические, социально-экономический,
комплексные, краеведческий, историко-географические.
|
Уровень интеграции
|
- Монопредметные (выполняются на материале географии)
- Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по сменной тематике)
- Предметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)
|
Продолжительность выполнения проектов
|
- Мини-проект (несколько недель)
- Средней продолжительности (несколько месяцев)
- Долгосрочные (в течение года)
|
Количество участников проекта
|
Индивидуальные, групповые, коллективные.
|
Способ преобладающей деятельности
|
Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.
|
Использование средств обучения
|
Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства.
|
Проектная деятельность осуществляется с учётом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентированного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного.
Этапы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1) Ценностный ориентированный
|
Мотивация проектной деятельности: организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости.
|
Осознание мотива деятельности , значимости предстоящей проектной работы.
|
1) Конструктивный
|
Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности учащихся; помогает учащимся в поиске источников и сам является источником информации.
|
Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана; сбор материалов; поиск литературы; выбор формы реализации проекта.
|
1) Оценочно-рефлексивный
|
Стимулирование и консультирование учащихся; координирует весь процесс.
|
Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме.
|
1) Презентативный
|
Проектирование формы презентации; организация самооценки учащихся.
|
Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; умение отвечать на вопросы по выбранной теме; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности.
|
Проектное обучение ставит ребёнка в позицию учащегося, а не обучаемого.
Проектная деятельность учащихся- это неотъемлемая часть современного образования, которая открывает перед ними широкие возможности приобретения умения находить интересные виды деятельности, исследовать условия практической деятельности, осуществлять деятельность на практике, оценивать полученные результаты, делать выводы.
|