Урядова Татьяна Олеговна,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДЮЦ г.Петровска Саратовской области
Хореографический кружок ДЮЦ г. Петровска как форма организации работы в условиях дополнительного образования
Дополнительное образование сегодня стало необходимым компонентом полноценного общего образования, и Детско-юношеский центр как одно из звеньев этой цепи, поддерживает непрерывный образовательный процесс: знания – воспитание – досуг – семья.
Детско-юношеский центр входит в систему дополнительного образования и реализует различные образовательные программы по таким направлениям как социально-педагогическое, культурологическое, художественно-эстетическое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое. Обучением охватываются дети в возрасте от 5 до 18 лет.
Ключевой задачей детско-юношеского центра является внедрение программ и проектов, позволяющих эффективно решать задач воспитания подрастающего поколения. Миссией ДЮЦ является ответственность за воспитание.
Основными приоритетами ДЮЦ выступают следующие позиции:
- Развитие эффективных программ противодействия антисоциальным явлениям в детской и молодежной среде.
- Развитие детских и молодежных общественных инициатив.
- Представление востребованных услуг дополнительного образования.
Детско-юношеский центр – современное динамично развивающееся учреждение, которое является лидером в сфере развития детских и молодежных общественных инициатив, социальной адаптации трудных подростков, развития новых информационных технологий, привлечения ресурсов по программам работы с молодежью через взаимодействие с общественными организациями, участию в реализации программ и проектов молодежной политики.
Целью деятельности ДЮЦ является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основными задачами ДЮЦ являются:
- реализация дополнительных образовательных программ не менее четырех направленностей, установленных в качестве обязательных для Центра как вида образовательного учреждения дополнительного образования детей соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) решениями органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
- удовлетворение потребностей детей в получении дополнительного образования;
- социализация, формирование общей культуры личности обучающихся;
- формирование духовно-нравственной личности;
- адаптация обучающихся к жизни в современном обществе;
- организация содержательного досуга детей;
- эффективное использование возможностей дополнительного образования в развитии личностного потенциала обучающихся;
- оказание содействия Учредителю в реализации общегородских программ и проектов по профилю деятельности ДЮЦ;
- осуществление проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей.
Предметом деятельности ДЮЦ является:
- реализация дополнительных образовательных программ по направленностям в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной ДЮЦ;
- использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий4
- создание условий для всестороннего развития детей, раскрытия их творческих способностей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся на основе освоения реализуемых ДЮЦ дополнительных образовательных программ по направленностям;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- организация массовых мероприятий и досуговой деятельности для детей, а также создание необходимых условий для проведения совместного содержательного досуга, труда и отдыха для детей и их родителей (законных представителей);
- формирование личности человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей;
- гражданско-патриотическое воспитание детей;
- создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогических работников;
- оказание методической и организационной помощи другим организациям в реализации дополнительных образовательных программ по соответствующим направленностям, в организации досуговой и внеурочной деятельности детей;
- содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
- организация практико-исследовательской, научно-методической, психолого-педагогической деятельности, направленной на развитие творческого образовательного процесса, в том числе во взаимодействии с другими образовательными учреждениями и иными организациями.
Придя впервые в Детско-юношеский центр, ребенок сразу ощущает доброжелательность и неподдельный интерес к себе, которые позволяют ему в дальнейшем раскрыть свои лучшие качества и добиться великолепных результатов. Именно в Детско-юношеском центре мальчишки и девчонки находят себе пищу для ума и для души, приобретают уверенность в себе, формируют важные качества личности. Здесь каждому тепло и уютно, интересно и комфортно, и дети чувствуют себя нужными, талантливыми, счастливыми.
В Детско-юношеском центре стабильно сохраняется контингент воспитанников, создаются условия для получения качественного дополнительного образования. Шесть направлений деятельности охватывает его работа: техническое, художественно-эстетическое, культурологическое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, социально-педагогическое.
ДЮЦ г. Петровска сегодня отличает гибкость и разнообразие программ, методов обучения и воспитания. Детско-юношеский центр – это микросоциум, в котором у ребенка формируются ценности, нормы и правила человеческого общежития. Это мастерская детского успеха.
Самыми востребованными у детей являются изобразительное искусство, художественное творчество, оригами, английский язык, музыкально-ритмические движения, музыка, театр, баскетбол и футбол, декоративно-прикладное творчество. Многообразие видов деятельности, оснащенность учебно-воспитательного процесса позволяют удовлетворять самые разные интересы детей. Ребята приходят по желанию, сделав свой выбор, занимаются с удовольствием и интересом.
Творческие коллективы являются клубными формированиями. Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
Творческая работа клубных формирований художественной направленности должна предусматривать:
- привлечение участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;
- мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы, обучение навыкам художественного творчества;
- проведение репетиций, организацию выставок, выступление с концертами и спектаклями, участие в конкурсах и других творческих мероприятиях.
Клубные формирования художественной направленности создаются с целью:
- приобщения населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим отечественным и мировым культурным образцам;
- популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное признание;
- содействия в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах художественного творчества, развития творческих способностей населения.
Содержание занятий должно предусматривать:
1) в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий.
2) в коллективах хореографического искусства (народного, классического. эстрадного, фольклорного и бального танцев) – занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.
3) в коллективах декоративно-прикладного искусства (гончарное мастерство, вышивка, лозоплетение, кружевоплетение, работа по металлу, дереву, бересте, другое) занятия по изучению истории прикладного творчества, изучению местных традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства и ремесел, изучение техники и технологии изготовления предметов прикладного искусства, организация выставок
Занятия в творческих коллективах проводятся систематически не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут).
Примерные минимальные нормативы деятельности творческих коллективов должны предусматривать результат творческого сезона, который длится с сентября по май.
Показателями качества работы творческого коллектива является стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты (спектакли) от организаций).
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Кружковая работа осуществляется на основе разработанной программы, целью которой является формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие музыкально-двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, упорства и трудолюбия учащихся.
Задачами занятий является формирование у учащихся танцевальных умений и навыков на основе освоения программного материала. Используя разнообразные и доступные движения классического, народного, эстрадного танца, на занятиях создается современный танцевальный репертуар, имеющий цель воспитания культурно-образованной личности.
Программа кружка чаще всего бывает рассчитана на один год обучения детей школьного возраста, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора. Дети разделены на три группы: младшая (1-4 классы), средняя (5-7 классы) и старшая (8-9 классы). Занятия проводятся два раза в неделю, где учащиеся осваивают навыки и элементы танцев различной направленности.
Учащиеся за время обучения знакомятся с разными жанрами хореографического искусства: классический, современный (эстрадный), народный танец, получили представление о выразительности танцевальных движений, легкости, силе, грации.
Результатом работы кружка становятся концерты, конкурсы как местного, так и районного уровня, где дети принимают активное участие.
Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что Детско-юношеский центр построен по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг. Основополагающими видами деятельности является создание коллективов художественного творчества; создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности; проведение массовых мероприятий (творческих и общественных); организация досуга детей. Хореографический кружок, являясь одной из основных форм работы по музыкально-двигательному развитию детей, знакомит обучающихся с разными жанрами хореографического искусства и дает представление о выразительности танцевальных движений, легкости, силе, грации.
|
На: Августовский виртуальный педсовет "На пороге ФГОС"
Татьяна Олеговна! Ваша работа заслуживает уважения. На мой взгляд, дополнительное образованеи всегда держится на энтузиазме, Вы молодцы, что поддерживается в городе танцевальное движение, знакомите детей с жанрами музыкального искусства. В Ваших руках творчесоке будущее наших детей.
На: Августовский виртуальный педсовет "На пороге ФГОС"
Татьяна Олеговна, так держать. Всегда рады сотрудничеству!
На: Августовский виртуальный педсовет "На пороге ФГОС"
Спасибо большое за тёплые слова!